Влияние спорта на личность человека

Влияние спорта на личность человека

Автор статьи: Овчарук Карина Павловна, студентка 1 курса «Северного Арктического Федерального университета имени М. В. Ломоносова», направление «Экономика и управление»

Рецензент: Голубина Ольга Александровна, доцент кафедры физической культуры ВШППИФК,Северного Арктического федерального университета им М. В Ломоносова

Аннотация: В данной статье освещается вопрос о том, какое воздействие оказывает спорт на развитие и формирование личностных, индивидуальных коллективных качеств человека.

Ключевые слова: спорт, становление личность, физическое развитие, физическая культура.

Abstract: This article highlights the impact that sport has on the development and formation of personal, individual collective qualities of the person.

Keywords: sport, personality formation, physical development, physical culture.

Занятия спортом в современных условиях оказывают большое влияние на формирование личностных качеств молодых людей. Становление характера и психологического портрета человека не заканчивается в детстве, развитие личности происходит всю жизнь. Физическая активность и спорт ставят перед собою цель выработать у молодого человека ответственное отношение к себе и воспитать в нем позитивные личностные качества.

Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Это очень важно. Нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений.

Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность – мускульными пороками.

Спорт, вне всякого сомнения, – одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только так. В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Роль спорта в воспитании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство велика и многозначительна.

На занятиях спортом, как правило, происходит постоянное взаимодействие со сверстниками, юные спортсмены вместе общаются и играют, выполняют физические упражнения, помогают и конечно поддерживают друг друга. Благодаря такой совместной деятельности люди воспитывают в себе чувство работы в команде, борются со своими страхами в общении и взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, помогает им избавится от одиночества и замкнутости в общении, пропадает неуверенность в себе. Параллельно с «вытеснением» негативных качеств, начинают развиваться и положительные, такие как ответственность, целеустремленность, пунктуальность и самостоятельность, в частности необходимые студентам для быстрой и спокойной адаптации к образовательной среде университета и дальнейшей трудовой деятельности.

Спорт и физическая культура – это взаимодействие как минимум трёх черт личности человека:

− правильная ценностная ориентация в образе жизни;

− определённый уровень физической подготовленности и образованности;

− наличие потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями с целью активного процесса самосовершенствования.

Самым необходимым условием для свободного развития и раскрытия своих физических и духовных сил является осмысленное тяготение каждого человека к достижению спорта. Систематические занятия спортом благоприятно влияют на развитие таких коммуникативных способностей человека, как общительность, коммуникабельность, порыв к творчеству, самостоятельность в принятии решений.

Отдельно стоит подчеркнуть, что организация спортивной деятельности в современном обществе не должна быть бесконтрольной, а должна основываться на разумном, гуманистически направленном, едином педагогическом управлении этой деятельностью.

При игнорировании этого требования спортивный коллектив далеко не всегда формирует позитивную жизненную позицию личности. Нередко в таких случаях приходится встречаться с эгоистическими настроениями и корпоративной моралью, когда спортивные педагоги стремятся воспитать в первую очередь спортсмена, а не человека.

Таким образом, спорт может формировать у человека столь необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, преобладающий положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм, как черту характера. Влияние спорта на развитие личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена и особенно с определением перспективных и промежуточных целей, с оценкой деятельности спортсмена на каждом участке его пути к вершине спортивного успеха.

Спорт – это прежде всего сфера взаимодействий, социального сотрудничества и гуманизации сближения людей. Цель спорта состоит в самореализации человека и развитие своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности. В основе лежит принцип единства двигательного, интеллектуального и социально-психологического формирования личности. Спорт может и должен стать средством воспитания гуманной и гармонично развитой личности, рычагом, побуждающим молодежь к принятию активного участия в поддержании и укреплении мира и дружбы между народами, в содействии ускорению прогресса нашего общества.

На сегодняшний день человечество обладаем для этого всеми условиями, но здесь прежде всего важна целостность воспитательного процесса и исключение его односторонней направленности лишь на телесное совершенствование.

Как уже было сказано выше, особенно важно развитие личностных качеств человека в период студенческого возраста. Так как именно в этом возрасте у людей происходят большие физиологические изменения и меняется представление о своем теле и сознании.

В связи с этим, для изучения феномена влияния спорта на личность человека, было проведено исследование, в котором участвовали студенты-респонденты в возрасте от 18 до 20 лет. Целью исследования было: при помощи опроса студентов разных курсов определить влияние занятий спортом, физической культурой, в том числе спортивными играми на формирование у них личности и индивидуальных качеств. Результаты опроса отображены в таблице 1 ниже.

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов о влиянии физической активности и спорта на личность человека

Влияние спорта на личность человека

После обработки результатов опроса было выявлено, что большинство опрошенных студентов, а именно 79% юношей и 65% девушек, считают, что спорт и физическая культура явно влияют на формирование качеств личности и способствует становлению индивидуальности каждого человека. Не согласны с этим 4% юношей и 11% девушек. Остальные 17% и 24% среди молодых студентов и студенток соответственно ответили, что спортом не занимаются.

Проанализировав все данные исследования, становится ясно, что большинство студентов все-таки считают, что спорт является основой формирования личностных качеств человека и положительно влияет на его развитие индивидуальных качеств.

Итак, исходя из всего вышесказанного в работе, можно сделать вывод о том, что спорт и личностный компонент человека неразрывно взаимосвязаны между собой – физические упражнения содействуют положительному прогрессу формирования положительных качеств личности, ее гармоничному развитию, а также служат барьером на пути возникновения и развития негативных черт характера.

Список использованных источников

1. Габибов А. Б. Влияние физической культуры и спорта на развитие личности и жизни человека // Современная наука: диалог естественно-научной и социально-гуманитарной субкультур.: Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.

2. Журова И.А. Влияние спорта на формирование личности // Текст научной статьи по специальности «Психологические науки», 2014.

3. Кокоулина О.П. Занятие физической культурой и спортом как фактор развития личности // Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании», 2013. – С. 160-166.

4. Коршунов И.Д. Влияние спорта на развитие личности // Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2015.

5. Самсонова Д.С. Влияние спорта на формирование личности человека // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2017.

6. Толстая, Е. Н. Влияние спорта на формирование личности / Е. Н. Толстая // Молодой ученый. – 2018. – № 43 (229). – С. 294-296.

8
4 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Не хотел бы я жить в стране, где бутылка пиваса стоит дороже абонемента в фитнес клуб.

1
Ответить

И на этих спортплощадках отлично можно выпить пиво

Ответить

Здорово, что больше половины девушек и парней поддерживают спортивный образ жизни, есть надежда

Ответить