Дайджест зерокод-рынка: профессия будущего, тренд на автоматизацию и сокращение издержек

За два года существования университета «Зерокодер» мы собрали достаточно много данных по использованию зерокод-разработки в России и в мире. Большинство статистических данных приводится из зарубежных источников, в России обширных исследований пока еще не проводилось, поэтому цифр меньше. Тем не менее, приводимые ниже факты подтверждают, что международный тренд на зерокод-разработку постепенно проникает в российский IT-ландшафт.

Немного статистики по миру

Последователи зерокод-разработки чаще всего ссылаются на данные Gartner, который прогнозирует, что рынок low-code платформ вырастет почти на 20% в 2023 году, до $10 млрд и до $12,3 млрд в 2024 году. Согласно данным CodeMap мировой no-code рынок оценивается в $25,16 млрд на 2022 год. Западная статистика приводит большое количество оптимистичных цифр касательно LCNC:

  • Прогноз мирового рынка low-code к 2027 году составляет около 65 миллиардов долларов США . Ожидается, что к 2030 году он достигнет 187 миллиардов долларов . Это среднегодовой темп роста в 31,1% на период с 2020 по 2030 год.
  • 26% руководителей считают, что low-code платформы являются наиболее важными инвестициями в автоматизацию (по сравнению с 10% после пандемии).
  • Gartner заявляет, что к 2023 году на крупных предприятиях будет в 4 раза больше так называемых гражданских разработчиков, чем профессиональных разработчиков.
  • Low-code позволяет средней компании избежать найма двух ИТ-разработчиков, обеспечивая дополнительные 4,4 миллиона долларов в стоимости бизнеса в течение трех лет плюс сокращение рабочей силы.
  • Low-code может ускорить разработку приложений в 10 раз , а это означает, что разработчики могут создавать, тестировать и запускаь новые приложения за дни или недели, а не за месяцы.

Зерокод в России

В конце ноября было опубликовано исследование от Artezio и Comindware про цифровую трансформацию российских банков, ритейла и больших производственных предприятий. Согласно нему в 2022 году у российских компаний существенно изменился взгляд на программные инструменты. Например, раньше менее 10% доверяло open source-решениям. Сейчас уровень вырос более чем в два раза. Еще больше возросло доверие к готовым программным инструментам российских вендоров — на 290% к уровню 2020 года. Больше 46% опрошенных компаний рассматривают применение Low-Code и No-Code решений.

Зерокод-разработка, появившаяся на российском рынке 2-3 года назад сперва не сыскала широкой поддержки: бизнес не мог найти применения в своих задачах, а классическая разработка критиковала за технический потолок. К 2023 году ситуация изменилась, в России стали известны такие проекты, как Albato, Tilda, Zapier, Mate, Airtable, AmoCRM, Directual, Bubble, ставшие бюджетной альтернативой классическим разработкам. Сегодня Yandex, Lamoda, СБЕР и другие крупные компании ищут зерокодеров. Додо Пицца, SkyEng, Zigmund внедряют зерокод-инструменты. Привлекают внимание стартапы, созданные на зерокоде, например, образовательный стартап TutGood, купленный Профи и приложение для медитаций AB.Money, попавшее в ТОП-3 AppStrore. Зерокод появляется также в госсекторе: «Росатом» предлагает рынку low-code платформу Multi-D — инструмент цифровизации сооружения сложных инженерных объектов.

Зерокодеры — профессия будущего в IT

Знание программирования без кода становится обязательным для продакт-менеджеров и growth-маркетологов. Российские эксперты в сфере маркетинга заявляют, что зерокод входит в топ-5 главных технологий для маркетологов на ближайшие 10 лет. Генеральный директор HeadHunter Михаил Жуков в своем недавнем интервью также отметил no code / low code в числе профессий будущего. В конце 2022 года «Атлас новых профессий» добавил «зерокодеров» в свой каталог, как профессию, ставшую следствием тренда на автоматизацию и глобализацию. При этом важно отметить, что зерокодеры пока что относятся преимущественно к рынку фриланса, но мы предполагаем, что в ближайшие годы все больше компании будут нанимать к себе в штат специалистов с зерокодом в стеке.

Скриншот из интервью Михаила Жукова
Скриншот из интервью Михаила Жукова

Кто двигает рынок

Лидером зерокод-движения в рунете является «Зерокодер» — первый в России и СНГ университет по зерокод-разработке. «Зерокодер» существует с февраля 2021 года, оборот 2021 — 51 млн рублей, оборот за 2022 год — 110 млн рублей. В конце 2021 года «Зерокод» привлек 20 млн рублей инвестиций при оценке в 200 млн рублей от фонда Солонина и топ-менеджеров Яндекса. По итогам 2022 года платное обучение по профессии в «Зерокодере» прошли 3 000 студентов, общее количество человек, прошедших бесплатные активности — более 150 000. «Зерокодер» активно сотрудничает со стартап-сообществами и образовательными институциями, выступая в «Сколково», РУДН, Иннополисе. Во втором полугодии университет начал экспансию на рынки СНГ — в Узбекистан и Казахстан.

Образовательные институции подхватывают тренд на no-code разработчиков. С 2022 года программа университета «Зерокодер» включен в магистерский план Иннополиса. Академическая программа в Иннополисе — официальное признание того, что зерокод не развлечение для гиков, а серьезная дисциплина.

С какими задачами бизнес обращается к зерокод-разработке

При «Зерокодере» есть карьерный центр, который занимается трудоустройством студентов и аккумулирует у себя все заявки на зерокод-разработку от стартапов и бизнеса.

Какими бывают заявки:

  • Быстрое прототипирование и тестирование гипотез.
  • Автоматизация повторяющихся задач и процессов.
  • Создание программных решений для нетехнических пользователей (внутреннего пользования).
  • Создание программных решений с ограниченной сложностью и масштабируемостью для малого бизнеса.

Лидером по количеству заказов за все время является разработка на Bubble – почти 30%. Платформа достаточно популярна зарубежом и на российском пространстве, а также, многофункциональна, поскольку на ней можно разработать как веб, так и мобильные приложения, что увеличивает объем заказов, попадающих в этот статус.

На втором месте Adalo (18,7%). Adalo – это, преимущественно, инструмент мобильной разработки, который предоставляет обширный функционал для крупных приложений и средних по сложности приложений. Поэтому, когда встает выбор функциональность/стоимость разработки, выбор падает на Adalo, а не, например, более дешевый, но и более ограниченный в функционале Glide. Или более гибкий, но требующий специфических знаний и дороже в разработке FlutterFlow. Оставшаяся доля заказов приходится на множество других инструментов, от той же Tilda до Glide.

Самое распространенное применение зерокода — мобильная разработка. Сегодня наблюдается экспансия мобильных приложений, за 10 лет рост составил более 5000%. К 2030 году прогнозируется несколько миллиардов мобильных приложений, включая так называемые микро- и наноприложения для часов, микрофонов, весов и т. д. Вместе с ростом рынка приложений происходит и их консолидация за счет таких гигантов, как Сбербанк, Яндекс. Это приводит к монополизации определенных категорий рынка технологий. С помощью зерокод-решений практически любой пользователь или бренд может легко и быстро запустить свое приложение. Это позволит полностью оцифровать взаимодействие с пользователями не только в B2C-сегменте, но и B2B.

Напоследок: наши ожидания по развитию зерокод-рынка в России

Зерокод кратно расширит возможности бизнеса (как крупного, так и малого) по взаимодействию с клиентами, HR-функционалу и запуску новых проектов. Скепсис со стороны классической разработки и недостаточный уровень знания бизнеса о no-code местами сохраняется. Поэтому у нас есть две важные задачи: подружить разработчиков и зерокодеров и широко делиться кейсами о том, какие задачи бизнеса может решать no-code. В первом случае важно понимать, что зерокод не заменит традиционную разработку, но может существенно упростить ей работу. А во втором необходимо искать точки соприкосновения зерокода с реалиями российского бизнеса и масштабировать использование LCNC-технологий.

Мы постоянно отслеживаем динамику рынка в России и за рубежом и охотно делимся своими наработками. Если у вас есть вопросы, то ответим в комментариях!

1010
7 комментариев

Уже была шутейка?
- Здравствуйте, я зеро-кодер и хочу у вас работать!
- Здравствуйте, супер! Мы как раз зеро-мани компания!

4
Ответить

Тут нет, вы первый. Но на других ресурсах в разных вариантах уже 2 года гуляет :) Есть варианты с Зеро-мани.

1
Ответить

"Лидером зерокод-движения в рунете является «Зерокодер» — первый в России и СНГ университет по зерокод-разработке". Кирилл, а лидером по версии СЕО "Зерокодера" или какие-то рейтинги уже существуют? :)

2
Ответить

Рейтингов пока нет, так как игроков мало. Но по количеству студентов, размеру комьюнити, совместных программ с университетами и присутствием в других странах мы значительно обгоняем остальных.

1
Ответить

А как вы оцениваете вероятность отключения смартфонов и прочих iOS и Android устройств у граждан РФ? Ведь это обнулит и весь зерокод в России…

1
Ответить

Оцениваю как крайне маловероятное:

- Не очень понятна процедура отключения смартфонов вообще. Такого никогда не было, и не факт, что это вообще возможно. Могут отключить appstore, но скорее всего это будет легко решаться выбором другой страны (как сейчас это решается во многих приложениях).
- Это будет прецедентом, и после такого финта Китай да и другие страны могут отказаться от «отключенных» смартфонов вообще, так как это риск для инфраструктуры. И если рынок России достаточно маленький сам по себе, то рынок Китая и других стран крайне большой. Не думаю, что какая-то серьезная компания может на это пойти.
- Что будет с туристами, работниками из других стран? Как будут отключаться смартфоны? Просто не работать внутри страны? Даже в КНДР, я так понимаю, смартфоны прекрасно работают – просто сеть не ловят и их отбирают при въезде)
- Если вдруг смартфоны действительно отключат, то тогда проблема будет не у зерокодинга, а у всего ИТ рынка в РФ.
- Зерокодинг не только на рынок РФ. Мировой рынок гораздо больше, и многие работают как на российский рынок, так и на иностранный.

2
Ответить