Как научиться сокращать тексты и писать без «воды»?

Бывает такое, что после прочтения поста или статьи вы думаете: «Что я сейчас прочитал?» Это происходит, потому что в тексте много лишних элементов, которые отвлекают от сути. Другими словами, «воды». Как научиться грамотно отжимать ее, чтобы вовлекать максимальное количество людей — поговорим в этой статье.

Всем привет! Я — Юлия Сапункова, копирайтер и автор канала «Про тексты». Сегодня расскажу, как отжать из своих шедевров «воду», чтобы сделать их максимально понятными для аудитории.

Для начала давайте определим, что такое «вода», и что к ней относится.

«Вода» — это слова, фразы и речевые обороты, которые усложняют текст и уводят человека от темы. То есть без них было бы все круто и понятно, а с ними, как вы понимаете, наоборот.

Что относится к «воде»:

  • Прилагательные-оценки
  • Канцеляризмы и штампы
  • Страдательный залог
  • Местоимения
  • Слова-усилители
  • Вводные слова
  • Причастия и деепричастия
  • Заумные слова
  • Формы чисел

Давайте пройдёмся по каждому пункту подробно.

Прилагательные-оценки

Это субъективная точка зрения человека, которая вешает «ярлыки» на все, что его окружает. Что значит «низкие цены», «хорошее качество» или «квалифицированный сотрудник»? Ни-че-го. Пустой звук.

Что делать: заменять конкретными фактами. Вместо «Низкие цены» — «Консультация стоит 3000 рублей». Вместо «Хорошее качество» — «Платье сделано из 100% хлопка, поэтому в жару оно не будет прилипать к коже и создавать дискомфорт».

Канцеляризмы и штампы

Канцеляризмы — мёртвый язык, «язык чиновников». От него за километр несёт формализмом и тонной бумаг в кабинете какого-нибудь начальника: «Ввиду осуществления законного права», «Оказываем поддержку неимущим», «Претворяем в жизнь».

Что делать: заменить простыми разговорными словами. «С целью» — «Чтобы», «Обеспечение защиты» — «Защищать», «Вследствие» — «Из-за».

Штампы — заезженные фразы, на которые люди уже не обращают внимания: «авторская методика», «пошаговый план выхода на доход», «быстро и качественно» и тд.

Что делать: заменить фактами или добавить креатив. Вместо «пошаговый план выхода на доход» — «научу системе, которая стабильно будет приносить вам 50 000+ рублей в месяц». Не «быстро качественно», а «сделаем сайт за 5 дней и гарантированно привлечём 10 клиентов».

Страдательный залог

Отвечает на вопрос «Что сделан(а)» и предполагает пассивное действие, которое совершается над объектом. Страдательный залог прячет глагол и не даёт читателю представить картинку. Да ещё и загружает текст лишними словами.

Сравните: «Письма были отправлены мальчиком» — «Мальчик отправил письма». Ушло сочетания «были отправлены», и дышать стало легче.

Что делать: заменяем страдательный залог действительным — активным.

Местоимения

Когда мы пишем текст, то не замечаем, насколько часто употребляем местоимения «мы», «наш», «я» и так далее. Обычно с первого раза понятно, о каком объекте идёт речь.

Сравните: «Я взял у родителей машину, поехал на ней в магазин, а потом помыл ее на автомойке». Или «Я взял у родителей машину, поехал в магазин, а потом заехал на автомойку».

Что делать: удалять лишние местоимения везде, где они встречаются больше одного раза.

Слова-усилители

«Очень», «самый», «совершенно» не несут пользы и только усложняют текст. Чем отличается «вкусный» от «самый вкусный»? Ничем. Только лишним словом.

Что делать: удаляем слова-усилители из текста и заменяем их фактами. Вместо «Я вложил в этот проект очень много сил и времени» — «Я работал над этим проектом 3 года».

Вводные слова

«Кстати», «например», «к слову», «во-первых, во-вторых...» — фразы, которые отвлекают и уводят читателя от сути. Если вы уберёте их из предложения, ничего не изменится.

Что делать: убрать вводные слова. Можно оставить точечно там, где они нужны, но не в каждом предложении.

Причастия и деепричастия

Причастие отвечает на вопрос «Что делающий / делавший / сделавший», деепричастие — на вопрос «Что делая / сделая».Они скрывают глагол и не дают читателю представить картинку. Нет глагола — нет действия. Текст становится скучным и не вовлекает.

Что делать: заменяем глаголом. Вместо «Забрав свой заказ, он направился к столику» — «Он забрал заказ и направился к столику».

Заумные слова

Читатель не будет разбираться, что вы хотели сказать — он просто уйдёт. Поэтому чем проще написан текст, тем лучше.

Что делать: заменяем сложные слова простыми, которыми бы вы общались с другом. Объясняйте так, чтобы вас понял даже трёхлетний ребёнок.

Формы чисел

Часто мы даже не замечаем, как с их помощью усложняем текст.

Что делать:

  • Вместо слов «более», «менее», «около» пишем конкретную цифру. Не «более 150 довольных клиентов», а «150 клиентов»
  • Убираем круглые числа, им не верят. Вместо «2000 клиентов» — «2056 клиентов».

А какие ошибки вы замечали в своих текстах? Делитесь в комментариях)

Если статья вам понравилась, милости прошу в мой Телеграм-канал. Там делюсь личным опытом, вакансиями, разбираю тексты подписчиков и записываю подкасты на актуальные темы. А еще честно рассказываю, с какими трудностями сталкиваюсь, и как их решаю. Добро пожаловать :)

77
реклама
разместить
Начать дискуссию