Создаем свой маркетплейс. Какие есть варианты?

Создаем свой маркетплейс. Какие есть варианты?

В этой статье поговорим о том, для чего, когда и как предпринимателю или компании создавать собственную интернет-площадку для торговли (свой маркетплейс). Я расскажу о простых и сложных вариантах разработки, стоимости и выгодах подобного проекта для бизнеса. А также раскрою различные факторы, влияющие на все вышеперечисленное.

Кому будет интересна статья:

  • Тем, кто желает обзавестись своей электронной торговой площадкой, но не знает как сделать первый шаг в этом направлении, какие вопросы задать самому себе и что донести до команды разработки, перед началом проекта.

Приветствую, меня зовут Александр, я автор этой статьи и финансовый аналитик компании мобильной разработки CREAZARD. Мы благополучно пишем приложения для нужд бизнеса с 2018 года, и в портфолио нашей команды есть, в том числе, маркетплейсы. Поэтому все рекомендации ниже основаны, можно сказать, на позитивном личном опыте. Надеюсь, полезным этот опыт будет и вам.

Что такое маркетплейс и зачем он нужен бизнесу?

Предлагаю начать с основного. Что представляет собой маркетплейс? (кто-то может и не знать)

Создаем свой маркетплейс. Какие есть варианты?

Маркетплейс - это легкодоступный цифровой рынок, онлайн-платформа, где при помощи цифровых технологий и посредством повседневных устройств (смартфоны, ПК), можно довольно легко и быстро реализовать следующее:

  • В мельчайших подробностях ознакомить покупателя с огромным ассортиментом различного товара, разместив карточки этих товаров на своих сетевых ресурсах;
  • Охватить многомиллионную аудиторию покупателей через сеть Интернет и SEO продвижение;
  • Автоматизировать бизнес-процессы, не привлекая в процедуру продажи дополнительный торговый персонал и торговые помещения;
  • Реализовать для покупателей удобный дистанционный заказ с мгновенной оплатой;
  • Размещать, дополнять и продавать как свой ассортимент, так и товары ваших партнеров, на договорных условиях;
  • Реализовывать программы лояльности, системы скидок, размещать чужую рекламу и внедрять прочие маркетинговые техники.

Почему быть владельцем собственного маркетплейса выгоднее, чем торговать на чужой площадке или в соцсети? Все просто: являясь владельцем своей площадки, вы можете не только реализовывать собственные продажи, но и получать комиссию с чужих продаж. Одно лишь это уже способно, в идеале, обеспечить стабильный приток дохода.

Также это открывает возможность собирать на своей площадке всех заинтересованных продавцов из различных сфер, обогащая общий ассортимент и привлекая этим новых пользователей в ваш сервис.

А это, в свою очередь, уже делает вас владельцем наработанной пользовательской базы, которая также является ценным ресурсом. Покупатели, регулярно заказывающие или интересующиеся определенными товарами — это целевая аудитория для соответствующих профильных компаний, которые не откажутся разместить для этой аудитории таргетированную рекламу или свой товар на вашей площадке. Вы также можете “продавать” или взаимовыгодно объединять свою пользовательскую базу.

Маркетплейсов и без того много. Есть ли смысл конкурировать?

Создаем свой маркетплейс. Какие есть варианты?

На данный момент стандартных маркетплейсов в России более чем достаточно и создавать еще один точно такой же смысла мало. А о конкуренции с такими гигантами как Яндекс.Маркет, Avito, Wildberries и Ozon.ru можно даже не мечтать.

Но означает ли это, что маркетплейсы больше не нужны и о них можно забыть? Вовсе нет. Ведь если у вас есть собственный бизнес, вы можете создать маркетплейс специально под нужды конкретно ваших клиентов. В этом случае нет никакой потребности с кем-либо конкурировать, ведь это будет не столько отдельным проектом, сколько естественным развитием сервиса в вашем бизнесе. При этом вы сможете тонко настроить программы лояльности для ваших клиентов, чтобы они получали именно те бонусы и скидки, которые актуальны в контексте вашего сервиса.

Как пример для понимания можно привести гипотетический сервис аренды недвижимости. Представьте себе приложение для аренды и две категории пользователей: арендодатели и арендаторы.

Арендаторам нужны: расходные товары для дома — от бытовой химии до полотенец и домашней одежды, специальные бытовые и кухонные приборы — от портативной плиты и кофеварки до набора посуды и прочее (далеко не все возят за собой минивэн с личными вещами по съемным квартирам, особенно в другой город). Возможны также партнерские программы по доставке еды и службе такси\перевозки (не у всех арендаторов есть своя машина и время готовить).

Арендодателям нужны: готовые к сдаче квартиры для покупки или субаренды, замки и ключи, сантехнические комплектующие, лампочки, расходные средства для косметического ремонта. Возможны партнерские программы по услугам сантехнического и косметического ремонта.

Это гипотетический пример, но думаю логика понятна: если у вас есть клиенты — вы должны знать их потребности и развивать в эту сторону ваш сервис, на пользу им и вам. Клиентам — актуальность предложения, доступность заказа и скидки за покупку мелким оптом, вам — партнерские программы, комиссия с каждой покупки + возможная реализация своего товара.

В своей практике, наша команда также разрабатывала маркетплейс как модуль для основного приложения нашего клиента (детали под договором NDA). Ниже я расскажу, с чего лучше начать создание своего маркетплейса с нуля.

Безопасный старт. MVP-подход

Для предпринимателей без наработанной аудитории оптимальным вариантом старта будет MVP-версия, она же “минимально жизнеспособный продукт”. Пусть название вас не пугает, ведь MVP как раз и служит проверкой жизнеспособности (прибыльности и востребованности) вашего проекта при минимальных на него затратах. По сути это проверка бизнес гипотез с целью оценки результата, последующего развития сильных сторон, доработки слабых сторон, либо же отказа в случае негативных результатов.

Это идеальный вариант для тех, кто хочет в принципе посмотреть, “взлетит” ли его концепция маркетплейса, пойдет ли туда аудитория и “стоит ли игра свеч”.

По умолчанию в MVP используется лишь самый минимальный, необходимый для работы функционал, но все же лучше сразу определиться, нужен ли вам MVP-маркетплейс в виде веб-сайта или это изначально будет веб-сайт + мобильное приложение. Учитывая повальную распространенность мобильных устройств и доступность заказа через них, наличие мобильного приложения может значительно повлиять на охват аудитории, обеспечивая более точные результаты.

В отличии от разработки “под ключ”, MVP-версия не сразу, а лишь постепенно укомплектовывается улучшениями и дополнениями. Изначально она всегда дешевле и быстрее, чем проект “под ключ”, но не обладает таким же функционалом и конкурентоспособностью.

В случае, если вы уже обладаете обширной клиентской базой и заключенными договорами с производителями товаров — можно сразу создавать масштабный и широко функциональный маркетплейс. Для такого шага нужно обладать стопроцентной уверенностью в востребованности сервиса и гарантией его доступности для аудитории.

Как создать свой маркетплейс? Варианты разработки и их специфика

Прозвучит банально, но будет объективно, если я скажу, что прежде всего понадобится опытная команда разработки приложений.

Таким командам уже известна не только вся специфика процесса разработки, но зачастую и тонкости предпроектной аналитики. То есть, получив исходные данные и выслушав вашу концепцию (сфера торговли, предполагаемый товарооборот и прибыль, прочее), компетентная команда уже на этом этапе должна сказать вам о целесообразности проекта с учетом конкуренции и всех возможных факторов.

В зависимости от бюджета, которым вы располагаете, а также вашего подхода к бизнесу (уверенный или осторожный) есть несколько вариантов того, как именно лучше всего реализовать проект маркетплейса конкретно в вашем случае. Ниже мы их рассмотрим, заодно изучив особенности специальных инструментов, ориентированных на создание таких проектов. Мы рассмотрим лишь самые популярные варианты, этого будет достаточно для понимания общей картины.

OpenCart

Это свободное программное обеспечение, содержащее инструменты, шаблоны и модули для создания цифровой торговой площадки. Создать незамысловатый маркетплейс с его помощью можно относительно быстро, но подобная система не будет масштабироваться. То есть, количество индексируемых товаров ограничено. По наблюдениям наших SEO экспертов, ограничение это составляет 2 тыс. индексируемых товаров из 10 тыс. позиций и дальнейшая “раскачка” мало целесообразна. Создать масштабный проект не получится, но для теста и старта подойдет.

Наша команда уже работала в OpenCart и мы могли бы покритиковать удобство данной платформы, но не смотря ни на что, опцию разработки на OpenCart лично мы оставляем открытой.

WordPress

Система управления содержимым сайта. Распространяется свободно и имеет открытый исходный код. Мы, и не только мы, считаем данную систему весьма удачным решением при небольшом бюджете. С этой системой нашей команде также довелось поработать. Качество встроенных шаблонов и плагинов оценено командой как выше среднего. При помощи WordPress реально создать как простой, так и широкофункциональный проект, хотя и не без нюансов.

К примеру, нюансы есть с потенциалом “движка” системы. Вы сможете проиндексировать 5000 товаров в своем проекте, но если ваша параллельная (единовременная) аудитория составляет 12-15 человек — могут возникнуть проблемы производительности даже на отметке в 2000 товаров. По оценкам наших специалистов, проблема в неудачной реализации cookies для базы данных. Это перегружает процессорное время и система “завешивает” саму себя.

Данный вариант подойдет, если в магазине не ожидается единовременного наплыва посетителей. WordPress - это среднее решение между совсем бюджетным и дорогим.

1С Битрикс: Управление сайтом

Коммерческое (платное) программное обеспечение. Широкий набор инструментов для создания и редактирования контента веб-проектов, а также их продвижения (включает SEO-модуль, инструменты для рассылок, маркетинга, тестирования, социальные сервисы, многое прочее). Позволяет создать и масштабировать сайт любой сложности, в том числе широко используется и для создания маркетплейсов. Статистика говорит сама за себя — 1С-Битрикс — лидирующая коммерческая система в доменах .RU и .РФ по данным StatOnline.ru от 28 января 2022 года.

Данный вариант подойдет тем, кто не ограничивает себя в бюджете и хочет создать по-настоящему масштабный, профессиональный и даже уникальный проект. Это целесообразно, если у вас уже есть огромная аудитория покупателей и мало причин сомневаться в востребованности своего проекта. Но и стоить такая разработка будет соответственно.

Выводы

Активно развивающаяся автоматизация, информационные технологии и устройства связи в условиях современного мира делают удаленный заказ все более целесообразным как для покупателя, так и для продавца. Поэтому, рискну предположить, что интернет-торговля точно не теряет своей актуальности и не потеряет ее в обозримой перспективе.

Если вы планируете стать счастливым владельцем собственного маркетплейса, тогда CREAZARD рекомендует вам придерживаться следующих правил, которые помогут избежать конкуренции и найти свою нишу торговли:

  • Делайте упор на узконаправленные расходные товары и локальную аудиторию (например, не каждый станет пересылать свежемороженную рыбу в другой город);
  • Старайтесь сделать свой маркетплейс естественным дополнением к уже существующему бизнесу;
  • Не старайтесь набить пользовательскую базу с нуля, лучше работать с партнерами и разработчиками, которые подобными базами обладают;
  • Серьезно занимайтесь SEO-оптимизацией и продвижением для органичного притока клиентов без излишней рекламы. Лучше поручить это опытным специалистам;
  • Оформляйте карточку товара грамотно и привлекательно, изучайте конкурентов и делайте, как минимум, не хуже;
  • Следите за тенденциями бизнеса в интернете, изучайте популярность товаров, спрос и предложение в различных нишах, чтобы настроить рекламу и актуализировать свой ассортимент, обновить карточки товара;
  • Продумайте программы лояльности для пользователей и партнеров, создав условия при которых они захотят идти конкретно на вашу площадку (с этим также способны помочь специалисты);
  • Развивайте свой бренд. Существует множество способов сделать это. Узнаваемость важна для бизнеса.

Для реализации большинства этих советов вам может понадобиться помощь в аналитике и SEO - продвижении, не говоря уже о разработке сайта и/или мобильного приложения-маркетплейса. Обращайтесь к опытным, проверенным командам, где все специалисты собраны в одном коллективе и способны взять на себя критические и ключевые моменты на всех этапах проекта. Если вы новичок в деле цифровой коммерции — хорошая команда обязана обучить вас всему необходимому на практике и может оказывать поддержку по завершению проекта.

В следующей части материала я планирую провести конкретную финансовую аналитику, раскрыв риски и выгоды инвестиций в подобные проекты.

С Уважением, Александр из CREAZARD.

Реклама, ИП Громова, ИНН 772850165163 erid:2VtzqufUBPY

22
Начать дискуссию