Культурный комплекс в России как ответ на психологическое бесплодие.

В России негативный материнский комплекс является культурным. Понятие культурного комплекса было введено Х.Г. Бейнесом в 1939г., и описывало факт влияния культуры на процесс индивидуации. «Культура состоит не только из произведений искусства, но из кодов, знаков, символов, ритуалов и жестов, общих установок, которые определяют значение этих произведений и организуют внутреннюю жизнь общества.» (Каплински К. 2017 г. стр. 95).

Согласно официальным взглядом православной церкви природа и тело значат гораздо меньше духовности. Церковь становится символом запрета, лишений, требования безукоризненного послушания и наказания. Женщины уже давно не проходят инициации, связь с внутренней природой оборвалась, власть и могущество которыми ранее обладали женщины ушли в тень.

Патриархальный мир на протяжении долгого времени угнетал и эксплуатировал женщин, маскулинность заняла лидирующее место на пьедестале. Мощнейшие удары по материнскому аспекту жизни женщины в России были нанесены во времена войн, революций и перестроек. Семейные ценности ушли на второй план. Все жили у друг друга на виду, в беременности не было радости, она становилось очередным затруднением, с которым надо было справляться.

Аборт стал нормой. Родив, женщина имела возможность побыть с ребенком совсем не долго, женщины не вскармливали своих детей, что вело к поломке материнского инстинкта. (Володина Е. 2017 г.) Чувства подавлялись, женщинам было невозможно говорить о своей боли и страданиях с дочерьми, и они не говорили вовсе. Мало кто из моих клиенток получил от своей матери знание - что ребенок - это чудо и радость, чаще всего это обуза и помеха для дальнейшей жизни, источник страданий.

Для многих мать становилась олицетворением стыда, вины, унижения и брошенности. В современном обществе материнский комплекс принимает облик спекуляции бренностью и детьми, матери испытывают сильные затруднения в живом общении с младенцами, заменяя его гаджетами. Преемственность поколений разорвана, и мы ищем ответы на вопросы как быть матерями в социальных сетях, без опоры на инстинкты и старшее поколение женщин.

Каролин Эльячеф (2018г.), описывает такую форму материнства как «захваченность» и «нарциссическое злоупотребление». «Принуждение соответствовать общепринятым моделям, девальвация женской сексуальности, выведывание секретов, ужасающие наветы и обвинения, всякого рода вмешательства в личную жизнь – вот далеко не полный список наиболее часто встречающихся форм, среди которых смешение идентичностей – едва ли не самая обычная, но тем не менее, далеко не самая безобидная форма «материнского захватничества». (Эльячеф К. 2018 г. стр. 32)

Родительские злоупотребления детьми представляют собой использование их дарований ради удовлетворения потребностей в общественном признании одного или обоих родителей. На девочек «нарциссическое злоупотребление» неразрывно связано с тем, что девочка лишается собственной идентичности и вынуждена констелировать ложную самоидентичность и помогать реализовывать чужую-материнскую. Одаренный ребенок продолжает развивать все новые способности и приумножать свои достижения чтобы заслужить с их помощью любовь, которой ему никогда не будет хватать, потому что она изначально не предназначалась ему, а всегда была направлена на идеализированный образ, который всю жизнь ребенок будет пытаться воплотить.

Например, человек с материнским комплексом, может расходовать значительную часть своей психической энергии на деятельность, прямо или косвенно, связанную с желанием получить заботу или негодовать на мир, который не дает ему желаемое.

Этот комплекс является выражением инстинктивно-эмоциональной реакции на негативную сторону проявления заботы и привязанности. Для него характерны ощущения подавленности, безысходности, удушья, а также страх перед этими ощущениями.

Олицетворением негативного материнского комплекса является образ ведьмы, мегеры или жестокой и кровожадной богини. Каждый из этих персонажей более отвратителен, мерзок и зол, чем обыкновенная женщина. Если этот комплекс приписывается женщине или если женщина сама бессознательно идентифицирует себя с ним, то она ощущает себя более сильной и влиятельной, чем это есть на самом деле. Она приговаривает себя к ошибочным действиям, и чувство вины еще больше усиливается, выходя за грань человеческой ответственности. Долговременная интериоризация негативного материнского комплекса способствует тому, что женщина испытывает сильную ненависть по отношению к себе и, как правило, остается в одиночестве. (Янг-Айзендрат П. 2009 г.)

1 комментарий

Очень мощно, Анна. Пишите еще, познавательно!

Ответить