Стране нужны пиарщики: как понять, что вы можете построить карьеру в коммуникациях

Стране нужны пиарщики: как понять, что вы можете построить карьеру в коммуникациях

Вы хороший копирайтер, но выгорели от текстов? Проджект, а душа просит чего-то творческого? Маркетолог, но рука все чаще тянется дальше от цифр и поближе к смыслам? Тоня Куликова, HR-директор PR-агентства Rassvet.digital рассказывает, что можно с этим сделать — а именно, из каких сфер можно прийти в PR, если вдруг захотелось все поменять (но не кардинально)

1. Кто такой пиарщик в 2024 году и кому подходит эта профессия?

Хороший пиарщик — не тот, который рассылает пресс-релизы и организует мероприятия. Это тот, кто грамотно формирует имидж компании, управляет репутацией и выстраивает стратегию взаимодействия с целевыми аудиториями. Ключевое слово здесь — грамотно, и специалистов, знающих, как это, ой как не хватает: по последним исследованиям, почти 80% компаний испытывают трудности с наймом — сфера маркетинга и PR не исключение. Еще в 2023 году спрос на специалистов в индустрии рекламы и продвижения вырос в 2,5 раза, с тех пор дефицит только увеличивается.

Мы в Рассвете искренне считаем, что наша профессия — одна из самых творческих и интересных. Утром ты продумываешь концепцию ИТ-конференции или договариваешься об участии спикера, днем — общаешься с журналистами на пресс-бранче, а вечером организовываешь коллаборацию с городским зоопарком и думаешь, какого бобра опекать. У пиарщиков нет рамок и ограничений для полета фантазии, главное — оставаться в рамках бизнес-целей :)

Если вы умеете работать с текстами и СМИ, или управлять проектами — вы копирайтер или журналист, — переход в PR станет не только интересным продолжением карьеры, но и возможностью выйти на новый уровень дохода. Это идеальная профессия для тех, кто хочет выстроить насыщенный карьерный трек, нырнуть в креатив, а ещё готов к постоянным вызовам.

Стране нужны пиарщики: как понять, что вы можете построить карьеру в коммуникациях

2. Hard-skills пиарщика: что нужно знать и уметь

Пиарщик сегодня — гибридный специалист, который должен уметь вести коммуникацию с журналистами, писать тексты, организовывать мероприятия и разрешать кризисные ситуации.

Актуальный список компетенций выглядит так:

  • Менеджер first — знание принципов менеджмента, умение спланировать рабочий день, управлять дедлайнами и расставлять приоритеты. Как говорят у нас в Рассвете — сначала менеджер, потом PR.

  • Копирайтинг — умение писать анонсы, новости, пресс-релизы, комментарии, статьи и посты в социальные сети. Святая обязанность каждого начинающего пиарщика — прочитать книгу Ильяхова «Пиши, сокращай».

  • Работа со СМИ — нужно уметь договариваться с журналистами, искать контакты, добиваться выходов, отстаивать свой материал и предлагать альтернативные варианты.
  • Креатив — умение предложить нестандартный PR-ход, который будет иметь вирусный потенциал и позволит выделиться среди конкурентов.

  • Ивенты — жизнь пиарщика полна мероприятий, поэтому нужно уметь собрать не только бизнес-завтрак, но и быть готовым придумать концепт конференции.

  • Стратегия — важно уметь анализировать конкурентов и иметь стратегический вижн, понимать, к каким целям идет ваш клиент и для чего.

  • Техническая подкованность — навыки работы с Медиалогией и большими объемами данных, умение обращаться с документами, понимание принципов маркировки рекламы.

Стране нужны пиарщики: как понять, что вы можете построить карьеру в коммуникациях

3. Soft-skills: какие качества нужны для карьерного роста

  • Любопытство — желание учиться и впитывать информацию на любом этапе карьерного трека.

  • Проактивность — идеальному пиарщику не нужно ждать, когда к тебе придут и поставят задачу, а ставить ее самому себе.

  • Эмпатия — важно уметь находить подход к людям, потому что основа нашей профессии — это коммуникации.

  • Стрессоустойчивость — уметь сохранить холодную голову в кризисной ситуации одно из главных качеств хорошего специалиста.

  • Умение идти на компромисс, искусство договариваться и чувствовать взаимную выгоду.
Стране нужны пиарщики: как понять, что вы можете построить карьеру в коммуникациях

4. Где учиться пиарить?

Хотя навыки работы с текстами и управления проектами дают хорошую основу для работы в PR, мастерство коммуникатора, конечно, про большее. Нужно не только уметь писать, но и понимать, как работать с имиджем бренда, формировать Tone of Voice, зашивать верные ключевые сообщения, выбирать верные инструменты для релиза инфоповодов. Все это невозможно без практического опыта.

Теоретическая база в вузе — начальный шаг. Сейчас на рынке есть глобальная проблема: университеты выпускают PR-специалистов, которые знают о PR только из учебников. Как правило, джунам необходим год-два практики, чтобы начать приносить компании пользу через PR. А бизнес не готов нести убытки от работы с «сырыми» специалистами.

Практикоориентированных программ для пиарщиков в России тоже не много. Существуют отдельные курсы по SMM, маркетингу или копирайтингу. Но PR — это не просто сумма отдельных навыков. В первую очередь это социальный капитал специалиста (количество теплых контактов со СМИ, партнерами, рынком), сильные навыки менеджмента, проактивность и умение договориться с кем угодно. Такие скиллы нельзя сформировать с помощью стандартного теоретического видеокурса. Когда юный пиарщик только начинает работать, для него очень важно иметь доступ к специалисту, который сможет передать свои практические знания и поделиться опытом.

Для того, чтобы решить эти проблемы, мы совместно с Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) в 2020 году придумали PR-акселератор — карьерный проект для тех, кто хочет пройти качественную профессиональную переподготовку в пиаре. Три раза в год мы набираем поток из 15 пиарщиков и показываем, что такое настоящий digital PR в теории, и на практике. В сентябре 2024-го у нас стартует юбилейный XV поток.

Стране нужны пиарщики: как понять, что вы можете построить карьеру в коммуникациях

С первого же дня участники подключаются к работе над реальными проектами Рассвета, которые подбираются индивидуально под запрос стажера, помогают прокачать слабые стороны и усилить портфолио. За каждым участником закрепляется ментор (старший PR-менеджер агентства), который составляет практическую программу, следит за прогрессом и качеством выполнения задач.

Параллельно с этим идет теоретическая прокачка на основе курса Rassvet.school: на еженедельных онлайн-встречах разбираем, как выстраивать работу со СМИ и почему молчат журналисты, как измерять работу PR-отдела в цифрах, зачем специалисту личный бренд и еще десяток тем, важных в ежедневной работе. Каждый поток длится 10 недель.

По итогам двух месяцев PR-акселератора каждый участник собирает себе портфолио из реальных кейсов и проектов разных рынков — от сложных tech-продуктов до крупных брендов. По статистике нашего HR-отдела, трудоустроенными оказываются более 90% выпускников — из них большая часть уже в середине проекта.

Стране нужны пиарщики: как понять, что вы можете построить карьеру в коммуникациях

Если вы чувствуете, что ваша текущая работа перестала приносить удовольствие, и вам хочется выйти за рамки привычного, PR-акселератор — та самая возможность шагнуть в новую профессию и попробовать себя в пиаре.

Подробности о программе и тестовое ждут вас на сайте praccelerator.ru. Дедлайн подачи заявок: 10 сентября. Но если сказать нашему HR-директору Тоне, что нашли нас на VC, подождем до 15 сентября :)

Если у вас остались вопросы, будем рады ответить на них в комментариях. Оставляем ссылку на наш телеграм-канал с вакансиями — там мэтчим крутых коммуникаторов с крутыми компаниями.

1111
22
Начать дискуссию