Воронка продаж, авто-воронки продаж. Как с ними работать?

Всем привет, сегодня мы погорим про довольно банальный инструмент, как воронка продаж – однако, на моей практике, большинство компаний его либо не используют вообще, либо используют не полностью и заодно разберемся с автоворонкой, и почему она вам не нужна.

Определение:

Воронка продаж — маркетинговая модель, описывающая предполагаемое «путешествие» будущего покупателя от первого знакомства с предложением или товаром до реальной покупки.

Как мы понимаем, это определение немного устарело, и оно скорее относится к CJM (customer journey map), сейчас воронка продаж — это один из самых простых аналитических инструментов, и он не продает, он просто показывает, где и как вы можете улучшить ситуацию с вашими продажами и еще небольшой ряд функций, о которых расскажу походу повествования, отвлекаясь на популярный мифы и заблуждения.

Пример воронки продаж открытый источник
Пример воронки продаж открытый источник

Миф № 1 — единственная воронка продаж.

у вас должно быть несколько воронок продаж, потому что тендерные продажи вы никак не пропустите через классическую воронку. На практике у компаний часто одна воронка на все услуги и виды продаж. Если вы не хотите терять прибыль — скорее всего, вам нужно несколько воронок.

Да, они как правило индивидуальны для каждой компании, но общие правила и рекомендации есть. О них и поговорим.

Самое главные правила построения воронки продаж:

она должна состоять исключительно из ваших стадий сделки (а стадии сделки должны коррелироваться с CJM клиента) и сужаться к низу.

Казалось бы, очевидно, но и тут бывают проблемы. И тут сразу же напрашивается бонусная функция: называйте стадии воронки в повелительном наклонении, как прямые задачи. Потому что таким путем вы ускорите адаптацию ваших менеджеров по продажам, и они никогда не забудут свою основную задачу на этой стадии.

Ошибка № 2 — объединение вороник продаж и маркетинговой воронки.

Во-первых, это два разных (но действительно похожих по смыслу) инструмента и во-вторых даже если у вас получится, это будет просто не управляемо. Поэтому начинаем нашу «типовую» воронку продаж в B2B со стадии «Новый ЛИД» или любое аналогичное название.

Как вы видите, воронка маркетинга длится от охвата до лида, а воронка продаж от лида до сделки. Свободный источник
Как вы видите, воронка маркетинга длится от охвата до лида, а воронка продаж от лида до сделки. Свободный источник

Ошибка № 3 — задачи на стадии «новый лид».

Тут всего может быть одна задача — «взять в работу», или ее можно назвать «назначить ответственного». На этой стадии идет просто сбор лидов, и тут должны быть четко и точно видны новые заявки, которые нужно срочно брать в работу.

Вторая стадия: «Классифицировать ЛИД» — вот тут как раз за лид уже кто-то отвечает, и его задача узнать это потенциальный клиент или спам, а может вы не берете в работу ИП? Вот эти вопросы и решаются на этой стадии, их может решать младший маркетолог или менеджер по продажам, но суть не меняется – мы выясняем потребность и запускаем обращение в работу или же бракуем его, разумеется, предварительно связавшись с клиентом.

После того, как мы поняли, что клиент наш и мы хотим с ним работать, мы должны подготовить ему предложение – поэтому стадия называется «Подготовить и отправить КП». Сам процесс формирования КП – всегда золотая жила для маркетологов с точки зрения занятости, но речь сейчас про воронку, тут человека делает все необходимое чтобы подготовить коммерческое предложение, согласовать его, если требуется и отправить клиенту.

И вот, если до этой стадии у всех всегда все почти нормально, то потом начинается откровенная вакханалия, но следующая стадия «Уточнить статус КП». Во-первых, клиент мог его не получить, а во-вторых нам нужен контакт с клиентом, чтобы уточнить, когда же он планирует начать рассматривать поступившие предложения и эту дату мы должны зафиксировать и позвонить клиенту.

Ошибка № 4 — не работать на каждой стадии.

Теперь стадия для меня и моих коллег – «Ожидание сбора КП заказчиком» — длиться она ровно с момента отправки КП до даты принятия решения, и тут ваш маркетолог может: рассылать письма, смс, звонки, крутить таргетинг и вот это вот все, и если эту стадию пропускать, как обычно все делают в 4-ой ошибке, вы упускаете клиента на пару недель, а в это время маркетолог конкурента с ним работает, и когда подойдет время принятия решений, ваш потенциальный клиент забудет о том, как вас зовут – ведь с ним работал ваш конкурент и это даже честно.
Но ничто хорошее не длиться вечно, и менеджер должен перезвонить клиенту в указанную дату и «уточнить статус вашего предложения», тут может быть все что угодно, от отказа до повторного ожидания.

В идеале, вас тут должны выбрать, если по какой-то причине что-то не так, менеджер не должен ждать еще, он должен выяснить, что же не понравилось в вашем КП, чтобы его улучшить. Повторюсь, если все понравилось – вас бы уже на этой стадии утвердили. Вот как менеджер будет узнавать детали – это его задача, как специалиста, который управляет продажей, но сделать это он должен на стадии «Выяснить возражения».

Да, две последние две стадии могут быть легко объединены в одну, но тут все зависит от вашей компании, модели продаж и часто на стадии «уточнить статус КП» могут работать ассистенты отделов продаж и так далее.

Ошибка № 5 — не учитывать риски и время простоя

Что делать если сделка провалилась – мы будем разбирать в другом очерке, сейчас вы-таки смогли убедить клиента, что нужно купить у вас и начинается последний бой перед началом работы: «Согласовать договор», как бы кто не считал, но мировая практика показывает, что тут проваливается до 30% всех сделок в зависимости от сферы, (лично я считаю, что это много, процентов то всего 100%), но это пятая ошибка – не учитывать этот риск и вообще простой на этом этапе в своей воронке. Тут разумеется логический итог это подписанный договор и, возможно, выставленный счет.

И вот сейчас сделка уходит в производство. Ни больше не меньше. Да, это классическая воронка и когда вы этим инструментом овладеете, вы уже сможете его грамотно адаптировать, добавляя свои стадии сделок, промежуточные задачи и так далее, но, если ваша воронка никогда не была похожа на эту – вероятность того, что вы изобретаете велосипед стремиться к своему апогею, и тут ваш выбор.

Пример воронки и аналитики. Тут видно, что менеджер уточняет статус - и потом в каждом случае идет на оптимизацию предложения. Вывода всего два: или не КП понятное или большая наценка. Возможно просто нет обоснования цены и ценности, но это редкость. Эмиль Ахундов
Пример воронки и аналитики. Тут видно, что менеджер уточняет статус - и потом в каждом случае идет на оптимизацию предложения. Вывода всего два: или не КП понятное или большая наценка. Возможно просто нет обоснования цены и ценности, но это редкость. Эмиль Ахундов

Отступление по теме:

Теперь важно помнить, что клиент не всегда может пойти по вашей воронке и это нормально и менять воронку или разрабатывать новую нужно только тогда, когда такие запросы приходят регулярно.

Например, если у вас еженедельно приходят клиенты и говорят: «Мне срочно надо, немедленно, плачу любые деньги». Такие клиенту несут деньги и не пойдут по воронке, но это исключение из правил и всегда можно просто перевести клиента из одной стадии в другую, минуя некоторые.

Ошибка № 6 — работа по воронке

По сути мы расписали типовую сделку и ошибка под номером шесть, уже заключается в роботе с ней. Если у вас такая воронка, вероятнее всего, на стадии «ожидание сбора КП», ваша воронка может пойти вширь, а она должна сужаться.

Тут два момента: чаще всего клиента нужно переносить в воронку «Долгий проект» ( и это другая воронка с другими стадиями), потому что за него уже заплачено и хотелось бы получить с него денег, но при этом он должен отвлекать от текущей работы и тем более портить аналитику.

Теперь, как же об этом узнать, что его проект долгий – позвонить и спросить, потому что, если клиенту не звонить или все время менять дату следующего звонка – продаж не будет, а стадия будет только раздуваться.

Как видите воронки разные для каждого направления. Если кто не узнал это Битрикс24 Эмиль Ахундов
Как видите воронки разные для каждого направления. Если кто не узнал это Битрикс24 Эмиль Ахундов

А как же повторные продажи?

И как вы уже поняли, что воронка классическая – по сути исключает повторные продажи. Правильно, для действительно корректной аналитики – там своя воронка. И вот уже зависит от вашего бизнеса, у вас может быть своя воронка на свой клиентский сегмент и так далее. Да их много. Но если вы занимаетесь аналитикой, будьте любезны анализировать все иначе это аналитика бесполезнее, чем танец «макарэна».

Ошибка № 7

Потом уже будут другие воронки отказников, чтобы снизить бюджет и вернуть клиентов в которых, вы уже вложились и так далее. Но теперь мы плавно пробежали мимо ошибки номер 7. Кто-то понял, о чем я?

Воронка уже кончилась, и не надо пихать в нее стадии производства вашего товара или услуг. Нет, вы конечно, можете это сделать – но этот инструмент не для этого, ту вопрос логичного использования по назначению, да и удобства пользования.

Самый популярный миф — авто-воронка

Теперь переходим к самому популярному мифу: «я хочу авто-воронку». Я тут должен спросить – а для чего? Автоматизировать e-mail рассылки и переходы со стадии на стадию можно автоматизировать практически в любой CRM, но это никак не поможет вам анализировать ваш бизнес. А вообще, авто-воронки – чистый инфобизнес. И чтобы было интересно, давайте-ка примером будет мой вебинар «по разработке воронок продаж», которого никогда не было и вряд ли будет.

Пример процессов авто-воронке (в примере важен принцип, а не действия) Свободный источник
Пример процессов авто-воронке (в примере важен принцип, а не действия) Свободный источник

1.Итак, у нас есть лендинг, трафик и вы, как потенциальные клиенты, которые прошли регистрацию на мой бесплатный вебинар.

2.Дальше, мне нужно отсеять тех клиентов, которых я считаю неперспективными по ряду самых разных причин, и это делается телефонным звонком. Всем остальным — письмо с ссылкой на мероприятие, которое состояться когда-то.

3.И вот тут первая проблема, я еще не собрал аудиторию целиком, но кто-то уже ждет события и поскольку я не настолько крут как Тони Робинс и не могу себе позволить терять ни одного клиента – я дарю всем ожидающим свою книгу, которая в магазине стоит 100 баксов, а вы получаете ее бесплатно.

3.1.Конечно, книгу написал я, цену поставил я, но вы об этом не думаете и вам как минимум приятно, а вы еще больше уверены в том, что я хороший специалист, видите, у меня даже книга есть.

4.Ну вот, регистрация закрыта, аудитория собрана, напоминания отправлены, и я начинаю пересказывать вам эту же статью с большим количеством разных и порой утрированных примеров, а в конце говорю: «Если у вас трудности с воронкой – обращайтесь ко мне».

Как вы уже поняли, в этой воронке автоматизированы все действия кроме двух: квалификация и проведение вебинара, причем квалификация — это лично мое желание поднять конверсию, многие это игнорируют.

Я один раз настроил воронку и все процессы в ней и больше не трогал, так и работает автоворонка.

Если уж говорим про инфобизнес:

Как правило, кстати, всего пара человек купят у меня что-то после вебинара, но это для меня просто бонус. Моя аудитория говорит следующее: «Ха! Платить тебе еще за это! Ты нам все сам рассказал, и мы сами все сделаем!».

И такие люди реально делают все сами, но всегда правильно, и вот когда у них ничего не получится – они обратятся ко мне с критикой, мол обманул я их, а я предложу им разобраться, и вот тут и чек выйдет выше, так как еще будет аудит и исправить чужие ошибки надо, так еще и пока вы думали и делали мой чек вырос. А еще они мне чуть-чуть должны: бесплатно что-то рассказал, время потратил, подарил книгу, потом еще раз время потратил, пора бы парня и подкормить.

И вот именно из-за такой модели я не веду вебинары. Прям не нравится мне такой подход к работе и клиенту. Я лучше статью вам выложу, а если вы умеете оценивать и трудозатраты, и стоимость своего времени, вы ко мне и после прочтения статьи обратитесь. Суть та же, только честно и всем понятно.

Итоги:

Воронка продаж – чистая аналитика, которая наглядно покажет, на какой стадии продаж у вас проблемы. Не больше не меньше. Причем искать проблему и решать ее нужно вам или вашему консультанту, но логика всегда одна — если на этой стадии вы теряете больше всего сделок, вот тут вам и надо что-то менять.

Возможно, проблема на самой стадии, а возможно и в позиционировании. Если больше половины лидов не проходят квалификацию, то у вас или привлечение клиентов работает не так или слишком завышенные требования, хотя возможно, вы просто не то объясняете клиенту, если клиенту уходят после звонка менеджера, нужно прослушать его звонки и так далее.

Повторим, не надо экспериментировать с воронками, если вы не работали с ними в их подлинном исполнение, а реализовать ее можно где угодно, в любой системе.
Хорошего дня!

33
Начать дискуссию