Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Если кратко, то основные критерии удачного сайта показаны на скрине ниже. И это все прекрасно знают, но почему-то до сих пор 70% — это отвратительные сайты, которыми невозможно пользоваться. Так почему же у них низкие продажи? Потому что большинство предпринимателей (и не только начинающих) не учитывают и половины факторов, влияющих на эффективность продающего сайта.

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Составили гайд, который поможет проанализировать сайт и понять, как можно его улучшить.

Но учитывайте 2 вещи:

  • данные статистики точнее рекомендаций, поэтому опирайтесь на вебвизор, карты скролла и кликов и потребности вашей аудитории;
  • любые гипотезы нужно тестировать.

Конверсионный аудит состоит из 3 основных разделов - аналитический аудит, юзабилити аудит и маркетинговый аудит. Именно их мы и рассмотрим в этой статье.

Содержание статьи:

Топ-5 ошибок владельцев сайтов

  • Не исправлять ошибки в адаптивной версии сайта и не увеличивать скорость загрузки = терять продажи
  • Не проводить ежеквартально конверсионный аудит сайта (маркетинговый, юзабилити и аналитический аудит) и анализ конкурентов = упускать возможности
  • Вместо того, чтобы быстро и много тестировать гипотезы на лендингах, заниматься полугодовой разработкой большого и сложного сайта = увеличивать риск ошибки и терять время/деньги
  • Не тестировать ежеквартально новые инструменты и не отслеживать тренды = упускать возможности получать клиентов быстрее, больше и дешевле
  • Не использовать 5 стратегий привлечения клиентов, а вместо этого вкладывать все деньги только в SEO и контекстную рекламу = бить по воробьям из пушки

Но главная ошибка: на старте не настроить правильно элементарный сбор статистики в Метрике и Google Analytics, а вместо этого безуспешно пытаться годами внедрить сквозную аналитику.

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Аналитический аудит

Анализ веб-аналитики

Веб-аналитика помогает оценить эффективность каналов продвижения: вы увидите, сколько человек посещают сайт, по каким каналам переходят, что делают на сайте, сколько человек оформляют заказ на сайте, а сколько — сразу уходят.

Подключен коллтрекинг для замера количества и качества звонков с сайта.

Во многих видах бизнеса люди предпочитают звонить перед покупкой. Call tracking — это система для отслеживания и аналитики звонков.

Цели коллтрекинга:

  • Показать, какой канал привел к конкретной конверсии.
  • Контролировать и планировать работу колл-центра или отдела продаж.
  • Составить портрет клиента компании.
Скачай плакат в хорошем качестве в телеграм-канале "<a href="https://t.me/profit_maker/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Инструменты-маркетолога</a>"
Скачай плакат в хорошем качестве в телеграм-канале "Инструменты-маркетолога"

Чек-лист для проверки веб-аналитики:

  • Подключены Яндекс.Метрика и Google Analytics.
  • В Яндекс.Метрике подключен вебвизор.
  • Настроены цели и дашборды.
  • Настроены фильтры по IP. Они нужны, чтобы исключить из трафика сотрудников компании и подрядчиков.
  • Настроена электронная коммерция для интернет-магазинов.

Анализ аудитории в Яндекс.Метрике

Используйте статистические данные о целевой аудитории при настройке рекламных кампаний и таргетировании на более узкую целевую аудиторию, чтобы рационально распределить рекламный бюджет при запуске контекстной рекламы на поиске и на площадках партнеров Яндекс и Google (повышать ставки в часы и дни наибольшей активности пользователей) и таргетированной рекламы в социальных сетях.

5 параметров для анализа:

  • Возрастные характеристики.
  • Гендерные характеристики.
  • Интересы аудитории.
  • Пик активности по дням недели.
  • Пик активности по времени суток.

Анализируйте аудиторию в целом и отдельно активных пользователей, которые совершают целевые действия на сайте.

Анализ трафика в Яндекс.Метрике

Анализ нужен для определения рекламных каналов, которые имеют низкую эффективность, и корректировки рекламной стратегии.

3 вопроса, на которые нужно ответить:

  • Какие основные источники трафика?
  • Из каких городов чаще переходят пользователи?
  • С каких устройств переходят: с десктопов или мобильных? Например, если основной трафик с мобильных устройств, нужно в первую очередь улучшать адаптивную версию сайта. В помощь статья:

Здесь же нужно посмотреть поведение пользователей: где выше конверсия, а где — отказы.

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Юзабилити-аудит

Аудит юзабилити — это оценка удобства сайта для пользователей. Чтобы провести аудит юзабилити, нужно пройти путь пользователя и понять, что мешает ему выбрать и купить товар.

Не все пользователи такие же опытные, как вы. Поэтому нельзя опираться только на личный опыт. Смотрите вебвизор, карты скролла и кликов, тестируйте гипотезы.

Шапка сайта и навигация

  • Шапка отображается на всех страницах сайта.
  • Шапка занимает не более 25% первого экрана.
  • Логотип компании расположен слева. По клику на него можно перейти на главную страницу сайта.
  • В интернет-магазинах справа расположены личный кабинет, корзина, избранное. В корзине отображается количество и общая стоимость товаров.
  • При наведении на элементы всплывает окно с более подробной информацией.
  • На сайтах услуг справа расположены телефон и кнопка с призывом к действию.
  • Верхнее меню обычно используется в интернет-магазинах и там размещаются: выбор города, доставка и оплата, возврат, адреса магазинов, о компании, контакты.
  • Главное меню включает самые популярные разделы с товарами или услугами и акции.
  • Пункты меню расположены в порядке убывания по значимости.
  • Фиксированная шапка при скролле.
  • Все кнопки и ссылки должны быть кликабельными и вести на нужные страницы.
  • В интернет-магазинах с большим количеством товаров есть строка поиска.
  • Хлебные крошки есть на всех страницах, кроме главной.

Пример: icases.ru

Футер

Футер отображается на всех страницах сайта и нужен для навигации. В футере размещаем основные разделы сайта, контакты компании и кнопку обратной связи, форму подписки (если есть), ссылки на социальные сети, ссылку на политику конфиденциальности и договор оферты.

Главная страница

На главной должно быть сразу понятно, какой товар или услугу предлагает компания. И второе — почему пользователь должен заказать этот товар или услугу именно здесь.

Все индивидуально, но вот стандартная структура главной страницы, где самый главный экран — это первый:

  • 1 экран — это баннер с оффером или слайдер с акциями. Кроме акций на баннерах можно размещать новинки, хиты. Здесь же можно использовать форму для быстрого подбора (например, поиск жилья, туров, авиабилетов).
  • 2 экран — преимущества компании.
  • 3 экран — разводящий блок с популярными разделами товаров или услуг.
  • 4 экран — форма обратной связи.
  • 5 и последующие экраны —- краткая информация о компании, социальные доказательства (отзывы, информация о сотрудниках).

Посмотрите карты в Яндекс.Метрике! Может быть, на главной наоборот слишком много блоков, а пользователи смотрят только первый экран.

Примеры удачной главной:

Каталог

  • Если товаров очень много, в каталоге и разделах лучше использовать разводящие страницы c категориями

Каталог — это все разделы сайта. Фотоаппараты — это один раздел. Зеркальные фотоаппараты — это категория.

Примеры разводящих страниц:

  • В категориях используется сортировка: по цене, по популярности
  • В категориях используются фильтры: цена, производитель, технические характеристики, внешние параметры — все зависит от товара. Нужно анализировать, какие фильтры важны для вашей целевой аудитории, и показывать их в порядке приоритетности.
  • Пользователь видит, какие фильтры он выбрал, и может их отменить. Как вариант — показывать их как тэги над каталогом.
  • В фильтрах указано, сколько товаров соответствует тому или иному параметру.
  • На странице указано количество представленных товаров.
  • В превью карточек товара как минимум: качественное фото, категория и название товара, возможность положить в избранное, стоимость товара и кнопка "в корзину".
  • В превью карточке товара используются лейблы: "цена снизилась”, “новинка”, “хит" и т. п.
  • В качестве конверсионного элемента вместо превью карточки товара или между карточками товара используются баннеры.
  • В пагинации пользователь видит, сколько всего страниц.

Карточка товара

В карточке должна быть вся информация, которая влияет на решение о покупке.

  • Фото товара в хорошем качестве с разных ракурсов, с возможностью приблизить и рассмотреть.
  • Видео товара, если это важно при выборе.
  • Примеры использования: мебель в интерьере, одежда на модели, часы на руке и т. п.
  • Описание товара, технические характеристики.
  • Инструкция по применению (например, инструкция по сборке шкафа).
  • Условия доставки и оплаты.
  • Условия возврата и гарантии.
  • Вопрос-ответ и возможность задать свой вопрос.
  • Возможность сразу увидеть сроки и стоимость доставки в свой город.
  • Возможность положить товар в избранное, список сравнения.
  • Возможность положить в корзину.
  • Возможность купить в 1 клик.
  • Возможность купить в рассрочку, в кредит (если да, указать ежемесячный размер платежа).
  • Если действует скидка, указывать, какую сумму сэкономит покупатель.
  • Если товар участвует в акции, размещать информацию об этом.
  • Отзывы покупателей о товаре и возможность оставить отзыв.
  • Рейтинг товара.
  • Блок кросс-продаж: "с этим товаром также покупают”, “в комплекте дешевле”, “похожие товары" и т. п.
  • Форма для обратной связи "нашли ошибку или не хватает информации?".
  • Вся самая важная информация должна быть на первом экране.
  • Для быстрой навигации использовать табы.

Примеры карточек товара:

Корзина

Базовый функционал корзины — это:

  • Возможность удалить товар.
  • Возможность отложить товар.
  • Возможность изменить количество товаров.
  • Наличие краткой информации о товаре: категория, название, количество, стоимость, размер скидки.
  • Наличие кнопок “оформить заказ” и “вернуться к покупкам».

Дополнительно можно использовать:

  • Мотивация увеличить сумму покупки. Например, “Добавьте в корзину товары на N рублей и получите скидку 20%”, ”Не хватает N рублей до бесплатной доставки“.
  • Создание ажиотажа. Оповестить пользователя, что товар будет забронирован только на 1 час, а потом перенесен в избранное, и его может купить кто-то другой.
  • Указать преимущества, которые влияют на решение о покупке прямо сейчас: бесплатная доставка, бесплатный возврат в течение 60 дней, гарантия 2 года и пр.
  • Использовать блок для кросс-продаж с предложением дополнить товар аксессуарами.

Примеры корзины: OZON, Я.Маркет

Процесс оформления заказа

Оформление заказа должно быть интуитивно понятным и простым. Если пользователь не поймет, что делать, он уйдет без покупки.

  • Пользователь видит все шаги оформления заказа.
  • Пользователь видит условия заказа: стоимость и сроки доставки, адреса ПВЗ, способы оплаты и т. п.
  • Минимум полей для заполнения.
  • Если пользователь авторизован, данные из личного кабинета подгружаются автоматически: имя, телефон, адрес.
  • Пользователь заполняет только те поля, которые действительно важны. Например, если он выбирает самовывоз, ему не нужно указывать адрес.
  • Настроена валидация: пользователь может завершить заказ только если заполнены все обязательные поля.

Страница благодарности после успешного оформления заказа

Не оставляйте покупателя в неизвестности, сразу после оформления заказа расскажите, что его ждет:

  • Подтверждение, что заказ оформлен.
  • Краткая информация о заказе: номер заказа, название товаров, стоимость, способы доставки и оплата.
  • Что будет дальше? Например, в течение 10 минут позвонит менеджер и подтвердит заказ.
  • Контакты, если у покупателя будут вопросы.
  • Если информация о заказе продублирована на почту, указать это.
  • Если за заказ начислены бонусы, указать это.

Доставка и оплата

В интернет-магазинах обязательно должна быть отдельная страница с информацией о доставке и оплате. Чек-лист для проверки:

Скачай плакат в хорошем качестве в телеграм-канале "<a href="https://t.me/profit_maker/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Инструменты-маркетолога</a>"
Скачай плакат в хорошем качестве в телеграм-канале "Инструменты-маркетолога"

Личный кабинет

Личный кабинет обычно актуален только для интернет-магазинов. Делаете вход по номеру телефона и sms, email уходят в прошлое.

В личном кабинете должна быть возможность:

  • Изменить данные о пользователе.
  • Выполнять действия с заказом: отследить заказ, отменить заказ, оформить возврат, повторить прошлый заказ.
  • Управлять подпиской.
  • Обратиться в службу поддержки.

Формы обратной связи

Вот 8 базовых правил для всех форм:

  • Минимум полей для заполнения — только необходимые.
  • Никаких звездочек, сделайте валидацию и если обязательные поля не заполнены, напомните пользователю об этом после того, как он нажмет кнопку.
  • Никакой капчи (можно внедрить скрытый анти-спам).
  • Используйте маски для полей.
  • Используйте призыв к действию.
  • Напишите, что будет дальше, например: оставьте заявку, и мы перезвоним через 10 минут.
  • Проверьте, что данные с форм отправляются на нужные почты.
  • А данные из пустых форм — не отправляются.

Поиск по сайту

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите
  • Поиск должен быть заметным и доступным на любой странице сайта.
  • Поиск проверяет орфографические ошибки и опечатки, ищет синонимы.
  • Поиск по картинкам.
  • Показывать подсказки, когда пользователь начинает вводить запрос.
  • Если ничего не найдено, предлагать другие товары «Возможно вас заинтересует это» на основе прошлых предпочтений пользователя или показывать те, на которые действуют акции.
  • Поиск ищет товары по всему сайту.
Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Контакты

На странице должны быть все возможные способы связи. Все кликабельное!

  • телефон
  • мессенджеры
  • email (сделать почту на собственном домене)
  • социальные сети и YouTube (только если ведете их)
  • приложения
  • График работы.
  • Адрес.
  • Если есть офис, шоу-румы, магазины, используйте геометки на карте и описание, как добраться, ближайшее метро, фото входа, чтобы человек смог сориентироваться.
  • Форму обратной связи.
  • Реквизиты компании, чтобы повысить доверие к компании.
  • Не забудьте фото людей.
Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Форму контактов можно дублировать в компактном виде на других страницах:

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Шрифты, цвета

  • Все заголовки одного размера.
  • Все описания одного размера.
  • Выбирайте цвет шрифта и фон, чтобы текст было легко читать.
  • Кнопки — контрастные, чтобы пользователь сразу видел, куда нажимать.
  • Все кликабельные элементы выглядят очевидно кликабельными, а курсор мыши видоизменяется при наведении на них.
  • Инфографика лучше, чем просто текст.
  • Используйте цвет в соответствии с брендбуком, чтобы дизайн ассоциировался с брендом.

Управление вниманием:

  • на первом экране - размещаем человека справа от текста
Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите
Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите
  • на страницах
Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Маркетинговый (конверсионный) аудит

Давайте разберемся, какие инструменты увеличивают продажи на сайте.

  • Социальные доказательства: отзывы, рейтинги, сертификаты, награды, примеры работ и информация о сотрудниках делают пользователей более лояльными к бренду.
  • Инструменты для удержания пользователей и лид-магниты. Это может быть статичная форма обратной связи, плавающее окно или поп-ап.

Оценка стоимости по фото

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите
Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Поп-ап со скидкой или бесплатной услугой (консультацией, доставкой, планом лечения и пр.)

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Поп-ап с другим лид-магнитом: чек-лист, электронная книга, инструкция, файл для вдохновения и пр.

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Игровые элементы

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Опросник для расчета стоимости: пользователь отвечает на вопросы, оставляет телефон, с ним связывается менеджер и называется стоимость услуги

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Как делать квиз-тесты:

Онлайн-калькулятор: пользователь вводит необходимые параметры и сразу рассчитывает стоимость на сайте

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Онлайн-помощник в подборе товара

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Игровые механики

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Формы для процессников и результатников:

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите
  • Стимулирование повторных продаж — скидка в зависимости от суммы заказа, скидка на следующий заказ.
  • Программа лояльности — скидки для постоянных клиентов, система лояльности «приведи друга», персональные предложения, доступные только для клиентов.
  • Регулярные акции и распродажи. Размещение информации о скидках на главной странице сайта, в каталоге и на отдельной странице с акциями.
  • Анонсирование новинок и хитов на главной странице сайта.
  • Развитие блога.
Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Анализ адаптивной версии сайта

Еще в 2018 году Mobile опередил Десктоп. В 2021 он продолжает стремительно расти, забирая долю у десктопа.

Около 70% трафика саиты получают с мобильных и планшетных устроиств. От того, как саит отображается на данных устроиствах, напрямую зависит, наидет ли посетитель нужную ему информацию и сделает ли заказ.

Где проверить адаптивность сайта:

Проверьте, чтобы сайт нормально отображался на всех разрешениях экрана и во всех браузерах.

Все больше компаний начинают разработку от мобильных разрешений к десктопу, а не наоборот, как было раньше. Плюс сайты становятся проще, короче и удобнее в первую очередь для аудитории, которая заходит с телефонов. Плюс сильно набирает обороты голосовой поиск, что отражается на поисковой выдаче, запросы становятся конкретнее и длиннее. Следовательно, меняется и структура сайта и подача контента.

Если говорить о кейсах, например, на сайте крупного сервиса такси при проработке адаптивной версии конверсия в качественные заказы выросла с 2 до 9%, на сайте клиники с 1 до 8%, а в интернет-магазине с 0,5 до 3,8%. То есть за 1 месяц, изменив мобильную версию, вы можете в разы увеличить заказы.

Скачай плакат в хорошем качестве в телеграм-канале "<a href="https://t.me/profit_maker/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Инструменты-маркетолога</a>"
Скачай плакат в хорошем качестве в телеграм-канале "Инструменты-маркетолога"

Анализ контента

Здесь совсем мало правил, но их часто не соблюдают:

  • Не писать текст ради текста. Давайте заботиться о клиентах и размещать только полезную информацию, написанную понятным для них языком.
  • Структурировать текст, использовать инфографику — так легче воспринимать информацию.
  • Писать «вы» с маленькой буквы.
  • Никаких ошибок.

Полезные сервисы для проверки текстов:

реформатор Лебедева: https://www.artlebedev.ru/reformator/

Проверка скорости загрузки сайта

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Оптимальная скорость загрузки сайта на десктопе — не более 3 секунд. Если время загрузки больше, скорее всего, пользователь не станет ждать и уйдет к конкурентам.

Где деньги, Лебовски? 127 критичных ошибок вашего сайта в одном большом конверсионном аудите

Где проверить скорость загрузки:

Для роботов: https://developers.google.com/speed/pagespeed/insights/

Для людей:

  • https://www.webpagetest.org/
    https://tools.pingdom.com/
    https://gtmetrix.com/

Как улучшить скорость загрузки сайта?

  • Сократите размер кода CSS и JavaScript
  • Используйте сжатие gzip, это сократит время передачи файлов браузеру, чтобы уменьшить объем загружаемых страниц
  • Оптимизировать изображения. Для сжатия мы используем https://tinypng.com/ и https://compressjpeg.com/. Рекомендуется размещать фото в формате JPEG
  • Укажите ширину и высоту изображения, это можно сделать в любой CMS в редакторе изображений. Если не получается, задайте с помощью атрибутов width (ширина) и height (высота)
  • Включите кэширование. При первом посещении сайта изображения, CSS- и JS-файлы сохранятся автоматически. В следующий раз браузер не потратит время на их загрузку
  • Объедините все файлы JavaScript в один
  • Объедините мелкие графические элементы сайта в CSS-спрайты

Итого

Помните, что недостаточно ПРОСТО СДЕЛАТЬ ХОРОШИЙ САЙТ.

Рулит медийность и персонализация. Начиная от ретаргетинговых кампаний в соц.сетях, заканчивая рассылками. Например, в магазине по продаже игрушек Lego в 2018 максимальные продажи давали рассылки по сегменту бабушек и дедушек с указанием имен внуков. Но в 2021 персонализация больше не ограничивается автоматическим изменением имени человека в рассылках.

Задача результативных маркетологов сделать гиперперсонализацию всего: от контента до дизайна посадочных страниц, рекомендаций по продуктам и изменений выдачи статей на блогах. Следите за лидерами - OZON уже давно предлагает подходящие товары на основании прошлых покупок, Medium рекомендует статьи, основываясь на предыдущем опыте, а Тинькофф показывает персонализированные сторис в приложении. А что делаете вы?

На одном маркетинговом канале бизнеса не построить и просто Я.Директа уже недостаточно, потому что он максимально перегрет. Поэтому задача не только найти 4 стратегии, но и заставить все это работать посредством бесконечного тестирования гипотез. И это сложно, но интересно.

4 стратегии:

  • вовлекающая - разогревание спроса через контент-маркетинг и соц.сети.
  • стимулирующая - реклама по сформированному спросу + мультилендинги + увеличение конверсии на сайте + игровые механики, купонаторы, продажа “вне сайта”: агрегаторы.
  • догоняющая - ретаргетинг, автоворонки, улучшение репутации.
  • возвращающая - рассылки, партнерка, персонализированный ретаргетинг.

Digital-активы под каждую стратегию:

  • сайт
  • мультилендинги под разные запросы в контексте
  • мультилендинги под разные креативы в smm-кампаниях
  • лендинги под события (14 февраля, 23 февраля, 8 марта, Новый год и т.д.)
  • ретаргетированные лендинги
  • квиз-лендинги под соц.сети
  • лендинги с лидмагнитами под автоворонки
  • статьи на формирование спроса / усиление боли

Что полезного расскажете еще?

Напишем на VС несколько разноплановых кейсов (и антикейсов). Например, про когнитивные диссонансы, гайд для владельцев интернет-магазинов, про лайфхаки для школы английского языка, про недвижимость, туризм и медицину. Так что подпишитесь на VC и на Telegram-канал со 140 чек-листами, чтобы не пропустить.

78
25 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

Гарантия лучшей цены?

1
Ответить

Я человек простой, вижу чувака в заголовке, ставлю статье лайк)

5
Ответить

❤️

Ответить

+1 бесполезный материал в копилку бесполезных материалов

2
Ответить

Хорошая у вас копилка, однако. Поделитесь?

1
Ответить

Как всегда: ёмко, полезно, исчерпывающе.
Приберу в копилочку.

1
Ответить