Мы сделали плейлисты по тональностям. Что это такое?

Привет! Меня зовут Антон Боровой. Я редактор в музыкальном сервисе для бизнеса Cubic Music. Сегодня я расскажу, что такое тональность, как мы собирали плейлисты по тональностям, как тестировали и почему гордимся результатом.

Мы сделали плейлисты по тональностям. Что это такое?

Про нас обычно говорят, что мы делаем фоновую музыку. Мы немного обижаемся на это — наш сервис не только создает музыку, но и следит за тем, чтобы все звучало, треки нравились, реклама в эфире появлялась вовремя, плейлисты обновлялись и ничего не ломалось.

Мы стремимся создавать микросаундтреки. Чтобы вжух — и ты главный герой короткометражного фильма про поход в супермаркет. В общем, делаем так, чтобы музыка в заведениях была более продуманной, чем обычно.

Для этого мы акцентируем внимание на креативных продуктах. Про брендовые плейлисты мы рассказали в апреле. Теперь пришла очередь плейлистов по тональностям.

Что за тональности

Чтобы объяснить, что такое тональность, сначала расскажу, что такое лад — без этого не обойтись. Помните на уроках музыки в школе нам рассказывали про веселый мажор и грустный минор? Так вот это и есть лады.

Рассмотрим на примере конструктора. Представьте, что все существующие ноты — это детали. В таком случае лад — это инструкция к вашему конструктору. Можно взять детали и придумать что-то свое, не подсматривая в инструкцию, но не факт, что получится сделать крутой пожарный участок или «Тысячелетний сокол». «Сокол» получится, если следовать инструкции. Или в нашем случае — если играть в рамках одного лада.

Лад можно построить от любой ноты. До, ре, соль — вообще не важно, откуда начинать. Построить лад легко — просто нужно знать инструкцию, из каких интервалов состоит мажор или минор.

Лад, построенный от конкретной ноты — это и есть тональность. До мажор, ре минор, си диез мажор — это всё они. В каждой тональности 12 нот. С ними работают музыканты — они используют тональности, чтобы добиться необходимого звучания и настроения.

И зачем тональности нам нужны

В мажорном и минорном ладу всего 24 уникально звучащих тональности. Их всех можно соотнести по звучанию. Одни будут звучать друг с другом приятно, другие — не очень.

Есть такая штука — квинтовый круг. Ее придумал русско-украинский композитор Николай Дилецкий. На этом круге можно увидеть, какие тональности будут хорошо друг с другом сочетаться, а какие — резать слух.

<p>Современная версия квинтового круга</p>

Современная версия квинтового круга

Квинтовый круг используют профессиональные продюсеры и диджеи, например, Дипло из Major Lazer, родоначальник прогрессив-хауса Джон Дигвид, Армин ван Бюрен. Перед выступлением диджей прикидывает — вот здесь будет плавный переход, а здесь — включу что-нибудь этакое, чтобы люди взбодрились и затанцевали. Он смотрит на квинтовый круг, находит необходимые ему закономерности и отыскивает треки с нужными тональностями, чтобы сделать гармоничный микс.

Наша задача состояла в том, чтобы посетители меньше отвлекались на музыку — иногда клиентам это необходимо. За этим мы следим и без тональностей, но только на слух. Мы решили поглубже забраться в музыку и собрать гармоничные плейлисты с помощью квинтового круга.

Что мы сделали

Определили самые популярные плейлисты. Мы посмотрели, какие наши плейлисты выбирают большинство клиентов. В топе оказались пять жанров — современный поп, дэнс-поп, легкий хаус, спокойный поп и чилаут.

Проставили тональности у треков в этих плейлистах. Мы проанализировали плейлисты с помощью специального софта и определили тональность каждого трека. Это обязательная часть работы — чтобы делать гармоничные пары, необходимо знать, какие тональности у треков.

Определили самую часто используемую тональность в каждом плейлисте. Так мы поняли, какая тональность играет фундаментальную роль в плейлисте. Например, в плейлисте с энергичной современной поп-музыкой наиболее используемая тональность — ля минор, а в плейлисте со спокойной поп-музыкой — соль мажор.

Подобрали к самым популярным плейлистам похожие. Вот есть плейлист с актуальными поп-треками. Его длительность — 26 часов. В нем есть треки из 24 тональностей. Из всех тональностей мы выбираем 4 — главную тональность ля минор, параллельную в мажоре и соседние гармоничные. Несложно догадаться, что треков в ля миноре и соседних тональностях будет гораздо меньше, чем если бы плейлист состоял из всех 24 тональностей.

Поэтому чтобы собрать гармоничный плейлист с актуальной поп-музыкой, мы подобрали похожие плейлисты — с инди-музыкой и легкой поп-музыкой. Проставили тональности у треков внутри и отобрали треки с нужными нам тональностями. В итоге получился гармоничный плейлист с современной поп-музыкой на 16,5 часов — его хватает для ежедневного вещания.

Мы проделали то же самое с остальными плейлистами и получили пять гармоничных плейлистов.

Как протестировали

Мы решили провести небольшое исследование — для этого отобрали десять клиентов.

Первой пятерке мы сказали о том, что у нас появился прототипный продукт, который мы хотели бы протестировать в полях. На эксперимент согласились крупный ТРЦ в Санкт-Петербурге, универмаг модной одежды, московский ТЦ, сеть салонов красоты и крупный ТРЦ в Уфе.

Второй пятерке досталось слепое тестирование. Мы выбрали преданных клиентов, которые открыты к экспериментам и прислушиваются к своему эфиру. Среди них — ТЦ в Подмосковье, московский дисконт-центр, ТЦ в Саратове, кондитерская в Тольятти и московская сеть кулинарий.

Чтобы собрать результаты, мы придумали две версии опросника. Один опросник спрашивает про плейлисты по тональностям, а версия для слепого исследования собирает обратную связь об обновлении плейлистов.

Вопросы были примерно такие:

  • Мы обновили плейлист. Заметили изменения?
  • Плейлист стал звучать хуже/лучше?
  • Насколько хуже/лучше?
  • Какие изменения подметили?
  • Дополнительные замечания. Оставили поле для заполнения, если клиенту найдется, что еще рассказать про изменения.

Результаты

Тестирование продолжалось месяц. Не все ответы удалось собрать через форму, кому-то пришлось позвонить.

Двое клиентов не заметили изменений. Это большие ТЦ из Подмосковья и Санкт-Петербурга. Там признались — от гостей и персонала жалоб не было, ну и хорошо. Из восьми оставшихся семь сказали, что плейлисты стали лучше — с более плавными переходами и лучшим качеством звучания.

По вертикальной оси располагается количество ответов
По вертикальной оси располагается количество ответов

В целом фидбэк получился нейтральный, с небольшими исключениями. Гармония — вещь субъективная и каждый определяет ее по-своему. Например, сотрудники московского ТЦ признались, что стало слишком спокойно, меньше треков, которым хочется подпевать. А в салонах красоты наоборот — сказали, что им очень понравились изменения.

Результат подтвердил наши ожидания: плейлисты по тональностям — штука неосязаемая и рынок точно не перевернет. Даже те клиенты, которые знали об исследовании, до конца не понимали, что происходит. Но кому-то они понравились — а значит все не зря. Мы верим, что плейлисты по тональностям своего пользователя найдут.

Будем дальше развивать плейлисты по тональностям. И вот почему

Мы для себя определили, что эксперимент прошел успешно. Вот несколько выводов:

Мы развиваемся сами и драйвим рынок. Практически все существующие сервисы щеголяют похожими преимуществами — «музыка без выплат в РАО и ВОИС», «тысячи плейлистов и треков». Мы же хотим придумывать новые продукты, чтобы решать бизнес-задачи клиентов нетривиальным путем.

Плейлисты по тональностям — идеальная фоновая музыка. Как мы поняли из исследования, такие плейлисты кому-то могут показаться однообразными. Но если стоит задача, чтобы музыка «не торчала» — вот решение.

Немного просвещаем клиентов. Квинтовый круг, тональности — все это не очень интересно клиентам, если только они сами специально не интересуются музыкальной темой. Мы считаем — надо предлагать такие продукты самим. Да, есть клиенты, которые запрашивают треки исключительно в lossless, внимательно подбирают оборудование — но таких единицы. Мы хотим эту парадигму поменять.

А послушать?

Сделали три гармоничных пары и три негармоничных, используя наши авторские композиции. Слушаем, оцениваем и спасибо, что дочитали текст до конца.

10
4 комментария

С чем связано, что все треки (ну, по крайней мере те, что в примерах), где есть голос, на английском? А певцы ваши? Или типа покупаете как-то вокал?

Проблемы с авторскими правами были, кстати?

Ответить

Вокал на английском языке, потому что русский язык может привлекать слишком много внимания, отвлекать покупателей и персонал от дел.

Мы заключаем договоры со всеми музыкантами, чью музыку мы используем. В примерах звучат треки из нашего эксклюзивного каталога. Поэтому и проблем с авторскими правами у нас тоже нет и никогда не было — все легально.

Ответить