В сухом остатке: чем заменить популярные аналитические инструменты?

Зарубежные компании продолжают приостанавливать свою работу в стране, и многие популярные IT-инструменты аналитики, которыми привыкла пользоваться вся индустрия маркетинга, становятся недоступны. Чтобы сохранить бизнес-процессы, которые создавались и совершенствовались годами, эти проблемы приходится решать очень быстро, выбирая эквивалентные инструменты и разрабатывая новые подходы.

Мы уже рассказывали, чем можно заменить программатик-системы для закупки, и какие тенденции стали популярны для продвижения мобильных приложений. В этой статье мы рассмотрим, какие существуют альтернативы известным аналитическим инструментам.

Чего ожидать?

На самом деле, как бы это пессимистично не звучало, есть риск полного выхода из страны даже таких гигантов, как Google. Из-за блокировки платежных систем стало невозможно оплачивать Google Workspace с помощью карты, и Google уже уведомил своих реселлеров о том, что новые подписки Google Workspace и Cloud в России и Беларуси больше не создаются.

Кроме этого, колебания курса рубля тоже вызывают опасения, поэтому даже если оплата каких-то сервисов станет возможной, эти расходы для российских компаний могут значительно возрасти. Особенно это касается инструментов аналитики, часть из которых можно заменить практически без потерь, но в некоторых случаях найти полнофункциональную замену будет достаточно нелегко.

Подбираем альтернативы

В сухом остатке: чем заменить популярные аналитические инструменты?

Google Analytics → Яндекс.Метрика

Яндекс.Метрика — самый популярный инструмент веб-аналитики в России и третий по популярности в Европе. Сервис интегрирован с Яндекс.Директом и Яндекс.Маркетом и позволяет группировать посетителей по нескольким параметрам.

Плюсы:

  • Независимость от зарубежных технологий;
  • Интеграция с рекламными и коллтрекинг-инструментами;
  • Простота в использовании;
  • Сырые данные и интеграция с ClickHouse.

Минусы:

  • Только бесплатная версия, что означает отсутствие SLA;
  • Сложности с высоконагруженными сайтами;
  • Пока нет альтернативы для GA4.

Google Campaign Manager 360 → Weborama

Weborama сейчас наиболее подходящий инструмент для замены GCM 360. Главным преимуществом является то, что Weborama отдает сырые данные, а это необходимый функционал для сквозной аналитики.

Плюсы:

  • Инфраструктура на Яндекс.Облаке;
  • Функционал сравним с Campaign Manager 360 (сырые данные, пользовательские параметры, API).

Минусы:

  • Стоимость сравнительно выше, чем у конкурентов;
  • Есть некоторый риск в том, что техническая инфраструктура находится в России, но сама компания французская;
  • Работает только по модели Full Service.

Google Tag Manager → Matomo Tag Manager

Из аналитических инструментов на базе open-source Matomo — самый популярный.

Он включает в себя как системы аналитики по типу GA, так и инструмент для управления аналитическими и рекламными скриптами на сайте.

Плюсы:

  • Бесплатный;
  • Самый протестированный из open-source аналогов;
  • Логика настройки похожа на GTM.

Минусы:

  • Необходимы собственные или облачные мощности под хостинг, управление нагрузкой, поддержку и так далее;
  • Многие настройки придется проводить заново из-за отсутствия бесшовного перехода с GTM.

Зарубежные BI → Yandex DataLens

YDL — один из инструментов Яндекс.Облака и поэтому особенно удобен для тех, кто переходит на экосистему Яндекса.

Плюсы:

  • Простота, низкий порог входа;
  • Нативные интеграции с ЯМ и СН.

Минусы:

  • Нет возможности построения моделей данных внутри BI;
  • Ограниченные возможности преобразования данных;
  • Небольшой набор визуальных элементов.

Google BigQuery → ClickHouse

ClickHouse — это столбцовая СУБД для online-обработки аналитических запросов, которая позволяет пользователям создавать аналитические отчеты с использованием SQL-запросов в режиме реального времени.

Плюсы:

  • Объём потребляемых данных меньше, чем у Google BigQuery, благодаря более эффективному методу сжатия и хранения данных;
  • «Нативная» интеграция с Яндекс.Метрикой.

Минусы:

  • Отсутствует красивый нативный GUI (даже в Яндекс.Облаке);
  • Непривычность синтаксиса для тех, кто работал только с BQ;
  • Менее развитый функционал по сравнению с BQ;
  • Неполная поддержка оконных функций и плохая документация;
  • Сложнее развертывать и мониторить через Яндекс.Облако.
В сухом остатке: чем заменить популярные аналитические инструменты?

Чтобы не рисковать, стоит уже сейчас подстраховаться и рассмотреть резервный альтернативный аналитический стек. А мы можем помочь упростить ваш переезд — все инструменты, перечисленные выше, вы можете оплатить через Centra, используя единый договор и получив доступ к еще более 180 площадкам и сервисам.

Делитесь в комментариях, какие сервисы вы сейчас используете?

1919
2 комментария

Четко, по теме. И главное полезно. Спасибо!

1
Ответить

а Matomo Tag Manager тоже же вроде забугорный. При зановесе он не отрубится как и GTM?

Ответить