Как в погоне за UX и СХ в екоме не проиграть в цене?

Мы в KISLOROD неоднократно убеждались на практике в том, что каким бы ни был идеальным UX или СХ — цена решает. Быстрая и удобная доставка — достаточно важный критерий принятия решения о покупке, но и он уступает — покупатели готовы ждать товар по самой выгодной цене.

Важность цены для потребителей подтверждается исследованием «Яндекс.Маркета» и GfK от 2022 года
Важность цены для потребителей подтверждается исследованием «Яндекс.Маркета» и GfK от 2022 года

В маркетинге есть модель 4P, которая разработана в 1960 году Джеромом Маккарти:

  1. Product — продукт: качество и упаковка, внешний вид и гарантии, сервис.
  2. Price — цена: стоимость, скидки, акции, способы оплаты, сроки платежа.
  3. Promotion — продвижение: реклама, пиар, стимулирование сбыта.
  4. Place — место продажи: география, логистика, каналы сбыта.

Согласно модели, если компания сможет управлять этими четырьмя факторами, то она будет эффективнее, чем конкуренты.

Интернет значительно изменил рынок розничной торговли — площадки электронной коммерции позволяют пользователю мгновенно сравнивать товары и совершать покупки по всему миру. Поэтому при прочих равных, цена стала одной из самых важных составляющих.

Так случилось из-за того, что остальные важные факторы нивелировались:

  • однотипные товары у разных продавцов мало отличаются;
  • место продажи у всех одно — интернет;
  • продвижение все еще важно, но инструменты одни и те же.

В итоге пользователи все равно сравнивают цены и выбирают там, где дешевле.

Влияние цены на продажи

Компания Data Insight провела исследование о мотивах покупки на маркетплейсах, и вот какие результаты получила — 72% опрошенных ответило, что главный критерий — уровень цен.

<p>На что обращают внимание в первую очередь при выборе площадки</p>

На что обращают внимание в первую очередь при выборе площадки

В 2021 году «Яндекс.Маркет» и GfK Rus провели исследование онлайн-торговли в России. Среди прочего выяснили, что побуждает людей покупать в интернете, а не офлайн.

Почему покупают онлайн?
Почему покупают онлайн?

Легко заметить, что большинство пользователей ценят еком за возможность сравнивать цены и покупать дешевле.

Самые распространенные действия перед покупкой:

  • чтение отзывов — 32%;
  • сравнение товаров — 28%;
  • сравнение цен — 26%;
  • выяснение стоимости товара — 18,5%;
  • просмотр акций и скидок — 18,5%.
Что делали перед покупкой?
Что делали перед покупкой?

Итого в сумме, более половины пользователей опирались в своем выборе на цены. Что и неудивительно, потому что остальные характеристики, как правило, не сильно отличаются.

Консалтинговая компания McKinsey провела исследование, в котором выяснила, что снижение цены всего на 1% ведет к росту прибыли на 8,7%. В итоге это даже выгоднее, чем сокращать расходы — сокращение переменных затрат на 1% увеличивает прибыль на 3,8%, а сокращение постоянных затрат на 1% приводит к увеличению прибыли всего на 1,1%.

Исследование влияния цены на продажи
Исследование влияния цены на продажи

Что получается — даже если конкурент вложился больше в контент и маркетинг, но ваша цена привлекательнее — купят у вас. Селлеры на маркетплейсах знают об этом не понаслышке.

Как управлять ценами

Можно поставить самую низкую цену на рынке, кратно увеличить показатели конверсии — и остаться без прибыли. Но также нельзя ставить цены выше конкурентов — конверсия и спрос будут падать, и вы опять останетесь без прибыли.

Чтобы правильно определить цену, необходимы:

  1. Ценовой бенчмаркинг — анализ рынка и конкурентов, чтобы понять эластичность спроса, то есть узнать, сколько готовы платить пользователи.
  2. Тестирование цен — проверка гипотез и подтверждение или опровержение на практике.
  3. Стратегия ценообразования — план определения цен с учетом ценности продукта, спроса и предложений на рынке.
  4. Ценообразование — механизмы определения и изменения стоимости товара в рамках стратегии.

Этот план легко реализовать с помощью ментальной модели OODA-цикл (Observe – Orient – Decide – Act). В русском переводе — петля или цикл НОРД. Аббревиатура расшифровывается как «Наблюдение — Ориентация — Решение — Действие».

Цикл НОРД может служить хорошим прикладным методом при формировании стратегии ценообразования. Источник иллюстрации: priceva.ru.
Цикл НОРД может служить хорошим прикладным методом при формировании стратегии ценообразования. Источник иллюстрации: priceva.ru.
  • Наблюдение — анализ конкурентов, мониторинг цен на рынке.
  • Ориентация — тестирование цен, исследования, опросы и эксперименты.
  • Решение — выбор подходящей стратегии ценообразования.
  • Действие — изменение цен в соответствии с принятой стратегией.

У этого метода есть основное преимущество — это самовоспроизводящийся и саморегулирующийся цикл, который позволяет принимать быстрые решения в условиях неопределенности.

Ценовой бенчмаркинг

Ценовой бенчмаркинг — сравнение стоимости ваших товаров с ценами конкурентов в определенном сегменте рынка.

Понимание вашей позиции среди конкурентов — имеет решающее значение для электронной коммерции. Ориентироваться в ценах особенно важно, если вы конкурируете именно по цене, например, торгуете массовым товаром.

Анализ цен конкурентов позволяет:

  • Оптимизировать цены, чтобы они не были завышены или занижены.
  • Успешно выйти на новый рынок с подходящей ценой.
  • Сэкономить время за счет автоматизации.

Для анализа конкурентов используют специальные сервисы, которые регулярно парсят данные.

Такие инструменты дают следующие преимущества:

  • данные в режиме реального времени;
  • подробная информация о конкурентах;
  • автоматизированные процессы анализа конкурентов.
Как в погоне за UX и СХ в екоме не проиграть в цене?

Тестирование цен

При ценообразовании можно совершить две ошибки:

  • Снижать цену до минимума — продаж станет больше, а доходность упадет.
  • Устанавливать одинаковую наценку на каждый продукт — различные товары могут иметь разную ценность в зависимости от бренда или сезонности.

Поэтому прежде чем разрабатывать стратегию ценообразования, еком-компаниям необходимо понять ожидания клиентов и определить оптимальные цены. Для этого проводится тестирование цен до и после запуска продукта на рынок.

Ценовое тестирование — это определение оптимальной цены на товар или услугу.

Тесты дают возможность понять максимальную наценку на товар и реакцию покупателей на различные уровни цен. Также тестирование позволяет измерить эластичность спроса — показатель, который демонстрирует изменение спроса в зависимости от корректировки цен.

Влияние цены на объемы продаж. Источник иллюстрации: priceva.com.
Влияние цены на объемы продаж. Источник иллюстрации: priceva.com.

Эластичность спроса по цене показывает — на сколько процентов изменится величина спроса, при корректировке цены на 1%.

Дальше рассмотрим базовые методы тестирования.

A/B-тестирование

В этом тесте на один и тот же товар устанавливаются разные цены и отслеживается информация о реакции покупателей.

Однако этот метод имеет некоторые недостатки.

  • Возмущение покупателей, если обнаружится, что цены меняются за короткое время или для разных пользователей.
  • Нужно большое количество трафика для статистической значимости.
  • Готовность к покупке зависит от многих факторов, и цена может быть не решающей.
  • Относительность результатов, которые могут быть интерпретированы неверно.

При тестировании важно соблюдать несколько правил:

  • тестировать только те товары, которые не участвуют в акциях и распродажах;
  • товар может участвовать только в одном тесте единовременно;
  • в тесте могут участвовать до десяти товарных позиций;
  • одновременно можно запускать до трех тестов.

В тестирование не стоит включать премиальную аудиторию.

Сроки теста от 7 до 14 дней, в это время в каждой группе измеряются:

  • просмотры страницы товара;
  • количество добавлений товара в корзину;
  • число оформлений заказа;
  • количество прошедших оплат.

Также стоит измерять конверсии на моментах перехода от этапа к этапу — это даст возможность оценить — как цена влияет на различные метрики.

Прямое исследование цен

Этот метод представляет собой прямые вопросы пользователям — группу потребителей опрашивают, по какой цене они готовы покупать товар. На протяжении процесса исследователь изменяет цену и опрашивает респондентов.

К недостаткам метода можно отнести то, что он дает значения только для верхних и нижних ценовых границ. Для решения проблемы можно использовать более гибкие методы.

Один из фреймворков — измеритель чувствительности цен Питера Ван дер Вестендорпа — Price Sensitivity Meter (PSM). Это рыночный метод определения ценовых предпочтений потребителей, который был введен в 1976 году.

Измеритель чувствительности цены (van Westendorp)
Измеритель чувствительности цены (van Westendorp)

Респондентам задается несколько вопросов:

  • По какой цене вы считаете продукт настолько дорогим, что не рассматриваете возможность его покупки? (Слишком дорого).
  • Какая цена вам кажется слишком дешевой, настолько, что у вас возникли сомнения в качестве? (Слишком дешево).
  • Какая цена вам кажется слишком высокой, но продукт все же качественным? (Высокая цена/Высокое качество).
  • По какой цене вы считаете продукт выгодной сделкой — отличной покупкой за свои деньги? (Доступная цена/Высокое качество).

Метод позволяет разделить цены на несколько уровней, определить нижний и верхние ценовые пороги, а также оптимальную ценовую точку.

Как проводить тесты

  • Определите цели бизнеса — для чего вам необходимо повышать или снижать цены. Причинами могут быть инфляция, рост конкуренции или падение спроса.
  • Установите сроки тестирования — не менее 7 дней и не более 14.
  • Выберите для тестирования схожие группы товаров. Чтобы понять чувствительность потребителей, но не рисковать с основным товаром, стоит проводить тестирование цен на сходных группах товаров.
  • Активно измеряйте результаты тестирования. Снимайте метрики на всех этапах воронки продаж, чтобы понимать, как цена может влиять на них.
  • Проведите анализ полученных данных.

Полученные результаты подскажут, какую стратегию выбрать для формирования цен.

Стратегия ценообразования

Как только вы проведете ценовое тестирование и проанализируете результаты, вам необходимо определить свою стратегию в образовании цен.

Этапы разработки ценовой стратегии

1. Сбор данных

  • Оценка затрат.
  • Уточнение финансовых целей.
  • Определение потенциальных потребителей.
  • Уточнение конкурентов.
  • Разработка стратегии маркетинга.

2. Стратегический анализ

  • Финансовый анализ.
  • Сегментный анализ рынка.
  • Анализ конкуренции.
  • Оценка влияния государственного регулирования.

3. Формирование стратегии

  • Выбор ценовой стратегии.
Как в погоне за UX и СХ в екоме не проиграть в цене?

Для расчета цен можно использовать различные методы, вот базовые и универсальные стратегии.

1. Стратегия «затраты плюс»

Самый простой способ формирования цены. К стоимости затрат прибавляется фиксированная надбавка — маржа, например, 20%. Помимо себестоимости продукта, в затраты закладываются все постоянные и косвенные затраты: упаковка, доставка, аренда помещений и другие.

2. Стратегия конкурентного ценообразования

В рамках стратегии постоянно проводится мониторинг цен конкурентов, чтобы своевременно менять их. Так поступает большинство сетевых розничных офлайн-магазинов — как только у конкурента снижается цена, тут же корректируются цены.

Для активного мониторинга цен у конкурентов сотен и тысяч SKU необходимо использовать специальные сервисы.

3. Стратегия, основанная на ценности

В рамках этого подхода цена базируется на добавленной ценности, то есть здесь учитывается воспринимаемая ценность продукта в глазах потребителя и рынка. Классический пример — брендовая одежда, где покупатель платит не за стоимость материалов и работы, а за причастность к бренду.

Такая стратегия считается самой эффективной и прибыльной, однако для ее реализации необходимо учитывать множество внутренних и внешних факторов. То есть знать свою аудиторию, ее ценности, а также свой рынок, чтобы отстраиваться от конкурентов.

4. Стратегия гибких цен

Стратегия, по которой компания устанавливает гибкие цены, в зависимости от текущего спроса, предложений на рынке и количества конкурентов.

По этой стратегии цены постоянно контролируются и корректируются — в течение нескольких часов или минут. Пример гибкого ценообразования — «Яндекс.Такси», где стоимость заказа меняется в зависимости от времени суток, количества свободных машин и спроса.

Ценообразование будущего

Ценообразование — это ключевой фактор конкурентной борьбы в электронной коммерции. Изменение цен в онлайн-ритейле называют репрайсингом.

Репрайсинг — обновление цен на сайте в соответствии со стратегией компании и условиями рынка.

Как правило, в интернет-магазинах переоценка производится автоматически по всему ассортименту с плановой наценкой. Затем позиции проверяются и исправляются вручную, если по какой-то причине цены обновились с ошибкой.

Основная ошибка на этом этапе — репрайсинг выполняется с недостаточной периодичностью, нерегулярно и ситуационно. То есть интернет-магазины не мониторят ситуацию на рынке и реагируют либо как придется, либо когда уже поздно.

Проблема решается с помощью динамического ценообразования на основе машинного интеллекта. Специальные сервисы мониторят цены конкурентов, спрос и предложение и предлагают рекомендации.

Исследование, которое провела Bain & Company, показало, что среди лидеров рынка динамическое ценообразование встречается в 2 раза чаще.

Количество компаний с динамическим ценообразованием
Количество компаний с динамическим ценообразованием

При этом динамическое ценообразование — это восходящий тренд, по данным того же исследования, на данный момент только 18% B2B-компаний используют динамическое определение цен.

Динамическое ценообразование и машинное обучение

Динамическое ценообразование — это система, которая управляет ценой в зависимости от спроса и конкурентности.

Она позволяет компаниям извлекать больше прибыли или получать больше продаж за счет гибкой и оперативной подстройки цен — чем больше желающих купить товар, тем больше может быть назначена цена.

Уже сейчас гибкие цены — это норма для маркетплейсов, а значит, в скором времени станут нормой и для интернет-магазинов. Примером может стать Amazon, который меняет цены каждые 10–12 минут.

Машинное обучение для управления ценами используют:

Синтез мониторинга в реальном времени, Big Data и искусственного интеллекта дает возможность не просто менять цены по факту, а даже прогнозировать будущее. Последнее слово в управлении продажами — ценообразование на основе предиктивной аналитики.

Как работают такие системы:

  • Определяется необходимая KPI: валовая прибыль, оборот или объем продаж.
  • Собираются и валидируется исходные данные.
  • Данные обрабатываются.
  • Модель обучается на базе данных и оптимальных параметрах.
  • Определяется качество полученной модели.
  • Составляется прогноз продаж в разрезе SKU.
Рекомендации по изменению цен. Источник иллюстрации: priceva.ru.
Рекомендации по изменению цен. Источник иллюстрации: priceva.ru.

В дальнейшем модель постоянно обучается и совершенствуется на новых массивах данных — после каждого прогноза машинному интеллекту добавляют фактические данные за прогнозируемый период. В новых итерациях она учитывает свежие данные и повышает точность прогноза.

Главное

  • Собирайте данные — анализируйте конкурентов и рынок.
  • Тестируйте различные цены — проверяйте гипотезы, чтобы найти оптимальную точку цены.
  • Определитесь со стратегией формирования цен — на основе результатов экспериментов выберите тот, что подходит для достижения ваших бизнес-целей.
  • Используйте современные методы формирования цены — динамическое ценообразование на основе машинного анализа спроса, предложения сезонности и конкурентности.

Цифровая трансформация — переход к искусственному интеллекту с опорой на данные. Чтобы оставаться конкурентоспособными и увеличивать прибыль, еком-компаниям придется перейти от ручных процессов и продаж к технологическим и автоматизированным решениям.

KISLOROD специализируется на росте и развитии e-com проектов, и если у вас есть амбициозные и сложные цели — мы всегда готовы помочь: предоставить продуктовую команду роста, внедрить CRO, провести исследования и эксперименты.

Расскажите нам о своих задачах.

Чтобы узнать больше про продуктовый подход в UX и e-com проектах — присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram и подписывайтесь на блог на VC.RU.

Ставьте +1 к оценке статьи, если было полезно — вам несложно, а нам приятно :)

1515
Начать дискуссию