Прибыльная бизнес-стратегия: как создать?

В сегодняшнем материале разберемся в видах бизнес-стратегий, рассмотрим алгоритм создания базовой стратегии компании и расскажем, что отличает прибыльную стратегию.

Что такое бизнес-стратегия?

Бизнес-стратегия – документ, в котором описывается план развития компании в средне- и долгосрочном периодах. Существует множество видов бизнес-стратегий, однако все они:

  • Основываются на анализе внешней и внутренней среды.

  • Направлены на достижение конкретной цели.

  • Представляют собой план мероприятий по ее достижению.
  • Определяют ключевые показатели, по которым можно оценить успешность деятельности компании.

Отметим, что стратегию следует пересматривать и корректировать в зависимости от ситуации. Она опирается на состояние внешней среды в момент планирования (1), но всегда есть риск возникновения непредвиденных изменений, например, в экономике страны. К тому же ввиду роли человеческого фактора в планировании могут возникать ошибки, неточности в прогнозе. Для этого и выделяются ключевые показатели (4), на основании которых можно делать вывод об успешности стратегии, необходимости ее корректировки или полного пересмотра.

Таким образом, работа над бизнес-стратегией не оканчивается составлением самого документа – это непрерывный процесс, включающий в себя разработку, имплементацию, оценку и корректировку.

Зачем нужна бизнес-стратегия

Под влиянием нестабильной обстановки на глобальном и региональном уровне горизонт планирования сокращается, однако стратегическое планирование остается необходимостью.

Наличие стратегии означает систематический и эффективный подход к ведению бизнеса, упорядочивает бизнес-процессы с целью выйти на заданные показатели.

Типология стратегий в бизнесе

Существует «иерархия» бизнес-стратегий, разделяющая их по уровням, направлениям и срокам планирования.

Прибыльная бизнес-стратегия: как создать?

Базовая

Наиболее масштабный уровень планирования развития компании. Имеет 4 подвида:

Концентрированный рост. Совершенствование реализуемых товаров и услуг, выпуск принципиально новой продукции с целью расширения присутствия на рынке.

Работа над ценностным предложением, сокращение издержек производства, исследования рынка, разработка внутренних регламентов.

Интегрированный рост. Расширение структуры бизнеса.

Приобретение или поглощение других компаний, открытие новых офисов продаж, выход на новые рынки.

Диверсифицированный рост. Разделение рисков за счет развития нескольких направлений.

Ввод товаров и услуг, не связанных с текущей линейкой, поиск новых видов деятельности без привязки к существующим.

Сокращение. Сокращение элементов, напрямую не влияющих на прибыль с последующей оптимизацией бизнес-процессов или ликвидацией компании с наименьшими потерями.

Закрытие убыточных направлений деятельности, сворачивание невостребованной линейки товара, сокращение малоэффективных сотрудников.

Конкурентная

Минимизация издержек. Задача – сделать производство товара или реализацию услуг значительно выгоднее, чем у конкурента.

Дифференциация. Отстройка от конкурента с помощью создания уникального продукта.

Сегментация (нишевание). Сосредоточение всех усилий компании на «завоевании» узкой группы потребителей.

Функциональная

Маркетинговая. Одна из ведущих функциональных стратегий – отвечает за информационные, стратегические, оперативные связи предприятия с внешней средой.

Финансовая. Оптимизация управления финансовыми ресурсами предприятия (накопление и использование) для реализации базовой стратегии.

Инновационная. Повышение и поддержание конкурентного статуса выпускаемой предприятием продукции.

Производственная. Охватывает основные направления деятельности по выпуску продукции. Планирование и контроль производства, повышение производительности труда.

Социальная. Обеспечение бесперебойного воспроизводства рабочей силы на предприятии и сохранение благоприятного климата в коллективе.

Экологическая. Решение природоохранных проблем – сокращение отходов, рациональное использование ресурсов и проч.

Разработка бизнес-стратегии

Выбор бизнес-стратегии определяется рядом факторов:

1. Локация – динамика развития экономики в стране, регионе. Культурные особенности и менталитет населения.

2. Тип рынка – B2B, B2C, B2G, B2L. Тренды в отрасли. Демография и потребительские предпочтения.

3. Партнеры – есть ли необходимость, какого рода партнерство.

4. Планы владельца – взгляды на будущее компании.

5. Ресурсы – финансы, производства, компетенции и проч.

6. Риски – угрозы, исходящие из внешней и внутренней среды.

Существует множество подходов к разработке бизнес-стратегии. Наиболее подробный вариант представлен на иллюстрации и состоит из 8 этапов:

Прибыльная бизнес-стратегия: как создать?

Что отличает прибыльную бизнес-стратегию?

Формирование прибыльной бизнес-стратегии предполагает большой объем аналитики внешней среды. В ходе маркетингового анализа рассматривается динамика спроса на различные группы товаров, ценообразование, актуальные каналы продаж.

Особое внимание следует уделить анализу трендов выбранного рынка. Например, автоматизации бизнес-процессов, изменениям в законодательстве (как закон о маркировке рекламы), возрастающей роли поколения Z.

План реализации прибыльной бизнес-стратегии должен отличаться конкретикой. Какая прибыль должна доминировать – валовая, маржинальная или операционная? Каких KPI необходимо достичь к определенному временному этапу реализации стратегии?

Стратегия должна охватывать всю иерархию персонала по схеме «задачи персонала» - «бизнес-процессы» - «стратегия компании». Она также подразумевает выбор наиболее релевантных инструментов управления, таких как мотивационное воздействие, метрики, ключевые показатели для персонала и регламенты.

88
1 комментарий

Словил флешбек с универа) По подаче информации сразу вспомнил свою курсовую

1
Ответить