Почему новый сайт работает хуже старого 1/2

Сделали новый сайт, современный, красивый, а продаж стало меньше? Частая проблема, у которой есть вполне разумное объяснение.

Наглядный пример от нейросети. Может дедушка еще может? 
Наглядный пример от нейросети. Может дедушка еще может? 

Итак, вы сделали новый сайт, отдали за него N сотен тысяч рублей, а пользователи не оценили ваших трудов по достоинству? Для начала, выдохните — не вы один, это примерно 3 по популярности запросов к аудитору. Затем — подумайте, что могло к этому привести?

Причин, на самом деле, не так много.

#1. Недостаток аналитики

Вечный выбор...
Вечный выбор...

Да, вы обратились в хорошую студию. Да, у нее много красивых работ и известных брендов. Да, вы отдали кучу денег. Но чуда не произошло. Почему?

Редизайн и переработка сайта — сложный процесс, потому что прежде чем что-то делать, нужно понять следующее:

  • Составить карту взаимодействий, приводящих к конверсиям и расставить их в порядке приоритета.
  • Провести глубокий анализ поведения пользователей — отдельно по каждому рекламному источнику.
  • Понять цели редизайна. Например: бОльшие конверсии по определенной категории товаров, меньшее количество отказов на одном из путей конверсии
  • Подготовить пути отхода, если все пойдет не так. Например, если конверсия новой “корзины” будет слишком низкой — откатить ее на перекрашенную старую версию.
  • Подготовить базу для A/B тестирования в текстовом виде.
  • Провести опрос каждой из выделенных групп ЦА.
  • И так далее… в зависимости от размеров сайта и ЦА, чеклист “подготовки к редизайну” может включать от 5 до 15 наименований.

Отсюда повышенный "спрос” со специалистов, которые все это делают. Все вышеперечисленное требует участия нескольких дорогих специалистов, поэтому, на практике, некоторые этапы пропускаются, некоторые делаются »для галочки”. Отсюда и проблемы в конечном результате.

История из жизни: обратился клиент с обновленным сайтом, конверсия в заказ которого упала и даже после 3 переработок силами той же студии — не желала расти. Решением было вернуть старую корзину, вывести меню как на старом сайте (в строку, а не под кнопку), добавить несколько дополнительных блоков на карточку товара.

Из этой причины вытекают следующие две.

Делали сайт с нуля

Не стоит делать сайт, который никому не нужен...
Не стоит делать сайт, который никому не нужен...

Никогда, подчеркиваю, НИКОГДА нельзя делать редизайн сайта как новый сайт. Это абсолютно разные процессы с абсолютно разными метриками успешного результата. При редизайне, в первую очередь, обычно ставится цель — сохранить старую аудиторию, что невозможно без понимания того, что эту аудиторию привлекает в вашем ресурсе.

Не стоит анализировать конкурентов, когда не проведен анализ собственного сайта и его метрик. Поэтому, если в компании, в которую вы обратились — нет серьезной аналитики, нет примеров “до/после” с указанием процента конверсий — не стоит поручать такой компании переработку сайта.

Помните: привлечение вашей аудитории — стоило немало денег и времени. Готовы ли вы ее потерять?

Обратились к “хорошим дизайнерам” / Сделали слишком новое

Сайт Fluttuo. Красиво, но не всякий пользователь поймет что к чему. 
Сайт Fluttuo. Красиво, но не всякий пользователь поймет что к чему. 

Хороший дизайнер не равно хороший аналитик и точно не маркетолог с десятками кейсов. Я сходу могу привести примеры десятков отличных дизайнеров, которые создают настоящие “вау-проекты”, смотря на которые замирает сердце. Однако, для массовой аудитории и ваших “старых” клиентов — это неприменимо. Если вы будете “слишком новым” — в большинстве случаев вы потеряете клиентов.

Небольшой экскурс в психику человека. Человек бежит за новизной, он любит новое, однако это новое должно быть понятным, то есть количество изменений в новом продукте не должно превышать 10-30%. Поэтому, практически каждое новое поколение iPhone имеет бешеную популярность.

Вместе с тем, если дать человеку из 1960г. даже самый первый iPhone — он не поймет что с ним делать. Всего до 10% людей являются энтузиастами, готовыми тестировать, пробовать нечто совсем новое, пробиваясь через тернии страдания, непонимания. Вам же нужно гораздо больше, если ваш продукт не предназначен исключительно для энтузиастов.

Подробнее с темой новизны можно ознакомиться в лекции TED, а про постепенное улучшение, например, тут.

Не обсуждать прототипы / наброски дизайна с ЦА

Каждый понятный шаг редизайна, переработки ресурса — стоит сверять с целевой аудиторией. Сделать кликабельные прототипы и набрать несколько групп ЦА — не так дорого, по сравнению с возможностью спустить 500-2000к в трубу и обнаружить это только в конце разработки. Как правило, этап обсуждения с ЦА обходится в 20-100к рублей. При этом, если клиентская база “прикормлена” — на таком тестировании можно даже заработать, предложив участникам небольшие скидки или бонусы.

История из жизни: ко мне обратился клиент, который создал мобильное приложение, передав свои наброски серьезной студии программистов. Результат был настолько сложен, что впору было посоветовать сжечь. В 4 итерации продукт был переработан: аудит с рекомендациями, “прогон” через группы ЦА, лист с результатами интерпретации мнения ЦА, переработка прототипов. Если бы такой клиент обратился к UX дизайнеру или аудитору сразу, с набросками, он бы сэкономил порядка 300.000 рублей на работе студии программистов, поскольку 12 экранов было сделано откровенно зря.

Недостаток тестирования

Не стоит выкатывать в прод то, в чем не уверены на 99.999999%
Не стоит выкатывать в прод то, в чем не уверены на 99.999999%

Даже в крупных проектах, интернет-магазинах с посещаемостью до 100.000 человек в месяц я часто вижу базовые ошибки, такие как:

  • Не работает слайдер на iPhone (зависает)
  • Нет крестика в форме заявки, нажатие вне формы ничего не дает.
  • Алерт ошибки в корзине не виден. Человек не может заказать товар и не понимает почему.

Да, никакой сложный ресурс не будет работать идеально на 100% устройств в силу разных технологий, устаревших браузеров и так далее, однако нужно постоянно стремиться к этим 100%, а для этого:

  • Обязательно масштабно протестируйте сайт перед запуском.

  • Дайте способ людям сообщить об ошибке — строка в футере, кнопка на важных страницах, поп-ап по кнопке, иной способ.
  • Поощряйте пользователей за найденные ошибки.
  • После исправления ошибки — тестируйте еще раз. Нередко, исправление одной ошибки влечет за собой новые в других местах.

Про ошибки в мобильных приложениях вообще можно писать вечно. На моей практике, 7/10 приложений, выпущенных в Маркет — имеют существенные ошибки, которые можно “поймать” на части популярных устройств.

Наняли студию? Не жалейте выделить небольшой бюджет на другую студию, которая делает QA или наймите фрилансера-специалиста с большим количеством устройств и стойкими навыками тестирования в консоли. Окупится — многократно.

Пытались уложиться в бюджет / сэкономили

Пример с конем, думаю, все видели? 
Пример с конем, думаю, все видели? 

Планируете редизайн? Заготовьте рыночный бюджет. Не стоит пытаться сэкономить, просто потому что студия найдет способ сэкономить — на вас. Поставят более дешевого специалиста на одном из участков работ, некоторые этапы — выкинут или возьмут из другого проекта, поменяют “шапку документа”, данные и вперед. Тем более нет смысла экономить, когда сайт — основной источник ваших лидов.

Как известно, сайт можно сделать за 10.000 рублей, за 100.000 рублей, за 1.000.000 рублей. И в каждой нише компания вряд ли откажется от заказа и постарается убедить вас заказать именно у них. Поэтому, самым разумным путем будет собрать N предложений от активных участников рынка с опытом в редизайне и выбрать по кейсам.

При этом, не забывая нанять студию, которая будет перепроверять каждый этап работ. Это стоит, как правило, не более 10% от цены самой работы, но позволяет сэкономить много нервов и денег в будущем.

Не контролировали каждый этап работы

Где-то отвязалось? Поздравляю, у вас проблемы!
Где-то отвязалось? Поздравляю, у вас проблемы!

Доверяй, но проверяй. Стоит понимать, что каждый делает бизнес. Бизнес будет всегда стараться сэкономить на чем-либо и максимизировать прибыль. На каких-то этапах экономия допустима, на каких-то — совершенно неприемлима.

Поэтому, по каждому этапу работ, обсужденному заранее, у вас должно быть четкое представление результата до начала работ и фактический результат на руках. Если вы понимаете этот результат — хорошо, не понимаете и не готовы с уверенностью трактовать — обратитесь к профессионалу, который разложит все по полочкам.

К сожалению, мы все — люди, а значит — мы ошибаемся. Иногда, опытные маркетологи делают неверные выводы, потому что просто заработались или спешат домой. Контролируя каждый этап работы, вы минимизируете степень влияния человеческой ошибки, а с привлечением внешнего специалиста — заодно и сами разбираетесь подробнее в сути вопроса.

Недостаточно участвовали в проекте

Нередко встречается ситуация, когда заказчик просто предоставляет доступ к Метрике и слезно просит решить проблему, при этом на дополнительные вопросы ответы приходится ждать днями, а получить хотя бы часть базы пользователей для проведения опроса — невозможно.

Но, к сожалению, мало отдать вопрос на откуп “хорошей студии” и забыть. Планируя редизайн — будьте готовы участвовать самостоятельно не менее 10-15 часов в месяц или привлеките хотя бы 2 сотрудников, которым доверяете.

Подытожим

  • Приходите с целью, просто “кажется, наш сайт устарел” мало

  • Выбирайте студию ответственно и приготовьте адекватный бюджет
  • Участвуйте в проекте и словом, и делом
  • Будьте готовы погрузиться в аналитику самостоятельно или имейте специалиста, который в этом вам поможет
  • Перепроверяйте каждый участок работ и сверяйте видимые результаты с ЦА
Выпускать 2 часть материала?
Да, точно надо
Все итак понятно, так и делаем

Спасибо вам за прочтение материала и замечательно, если вы почерпнули для себя что-то новое. Буду рад вашей подписке и обратной связи! Анонсы новых материалов на VC и в других площадках — всегда на моем канале.

2020
21 комментарий

Как дизайнер дополню: бывает что клиент слишком много участвует в процессе и не понимает, что дизайн делается не для него, а для его пользователей.
Так что недостаточное участие в проекте иногда не так плохо))

6

Хех это как с фильмами Стивена Кинга)) Все фильмы где он пытался как то управлять процессом провалились, зато те что делали самостоятельно стали кассово успешными)

2

Вот я бы начинал с чего-то простого с такими заказчиками, чтобы заранее понять где ждут трудности...

Виктор, спасибо за понятный и полезный материал. Особенно интересно про новизну и про разумную осторожность с креативом. Хотелось бы чек-лист на тему: как выбрать студию и понять адекватный бюджет. Был негативный опыт и для непрофессионала довольно сложно вести переговоры со специалистами, которые засыпают тебя специфической терминологией. Буду признательна за ссылку, если такой материал уже есть.

1

Если вас засыпают специфичной терминологией, понимая что вы в этом не ориентируетесь, - то вас просто раскручивают на бабки, как в платной клинике, назначая 100500 анализов и процедур, из которых вам реально нужны одна-две.

Первое, что вам надо сделать - это четко поставить задачу, сформулировать, какую именно задачу нужно решить. В хорошей студии будет как минимум адекватный менеджер, который будет разговаривать с вами на вашем языке и объяснит, как они собираются решить вашу задачу. Поговорите с такими менеджерами из нескольких конкурирующих студий, и уже будете более-менее ориентироваться. Другое дело, что и так тоже могут сделать говно, говно сделать можно всегда, от этого никто не застрахован. Но по крайней мере вы будете понимать, за что платите.

3

Для непрофессионала - лучше обзавестись профессионалом и ему поручить эту задачу за небольшой прайс :) про адекватный бюджет и веб-студии напишу в отдельном материале.

1

Много нового узнала! Спасибо за материал)

1