Сколько стоит реклама без согласия: как я изучил практику ФАС

Сколько стоит реклама без согласия: как я изучил практику ФАС

«Опять спам!» — говорим мы и кладем трубку. Но вообще-то на рекламный спам можно жаловаться. И если вы это сделаете, то компания-нарушитель, которую позвонила или прислала сообщение без вашего согласия, с высокой вероятностью будет оштрафована. Штраф для нее составит от 100 до 500 тыс. рублей.

Микрокредит нужен?

Мы в HFLabs создаем IT-продукты, которые помогают крупному бизнесу обрабатывать и приводить в порядок клиентские данные. Меня заинтересовало, как бизнес работает с согласиями на обработку таких данных и часто ли получает штрафы за рекламу только потому, что на ее получение клиент не соглашался. И я решил изучить этот вопрос.

Методика у меня была простая: я читал дела на сайте ФАС. Да, каждое дело открывал и перечитывал, так как информация там находится в неструктурированном виде.

В итоге я проанализировал всю выложенную в открытый доступ базу решений ФАС за 2022 год. Нашел в ней 148 административных дел, возбужденных из-за нарушения ч. 1 ст. 18 Закона «О рекламе».

Согласно этой статье, распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение рекламы. Именно с такими жалобами и обращались в ФАС россияне.

Чаще всего недовольство потребителей вызывали «несанкционированные» звонки (68 дел) и СМС (62 дела).

И что в итоге? 75% жалоб потребителей в ФАС завершились для компаний-нарушителей штрафами. Поскольку размер штрафов за такие нарушения для юрлиц колеблется от 100 до 500 тыс. рублей, в общей сложности на незаконной рекламе российский бизнес мог потерять от 11 до 56 млн руб.

В первую тройку регионов, где управления ФАС в 2022 году чаще всего возбуждали дела о незаконной рекламе, вошли Новосибирская (34 дела), Кемеровская (18) и Свердловская (17) области. Возможно, именно там работают самые активные «фасовцы»;) Интересно, что в Москве в прошлом году было возбуждено только одно дело.

В 33% спамеры предлагали россиянам банковские услуги, а в 21% — микрокредиты. В остальных случаях речь шла об услугах связи и предложении иных товаров и услуг.

На инфографике можно увидеть количество дел по регионам и то, как именно спамят компании. Увеличьте, чтобы рассмотреть. 
На инфографике можно увидеть количество дел по регионам и то, как именно спамят компании. Увеличьте, чтобы рассмотреть. 

Не только деньги

Спросил дружественных юристов, какие еще могут быть последствия у спамеров. И выяснилось, что штрафами наказание не исчерпывается.

На практике штрафы — не самое неприятное последствие для бизнеса. Куда критичнее лишиться возможности коммуницировать и рекламировать продукты по своей с таким трудом накопленной клиентской базе. А ведь это распространенное последствие из предписания ФАС. Из-за некорректной работы с согласиями компания может лишиться жизненно важных маркетинговых инструментов и фактически утратить конкурентное преимущество — придется собирать согласия снова для всех клиентов.

Артем Дмитриев, управляющий партнер в консалтинговой компании Comply

Ну и не будем забывать, что государство все с большим вниманием следит за соблюдением законодательства о персональных данных. Поэтому дилемма — управлять согласиями и структурировать их или же получать штрафы за спам — для маркетологов, рекламщиков, IT-подразделений и корпоративных юристов явно будет все острее. Кстати, решения для управления согласиями на обработку персональных данных существуют, но это тема уже другого разговора;)

1818
24 комментария

Когда уже можно будет зайти на госуслуги, увидеть все свои согласия на обработку перс данных и нажать "отозвать всё"? ))

13
Ответить

Пока не ясно. Есть только поручение президента так сделать, без сроков и ответственных 💁🏼‍♂️

1
Ответить

Это не поможет, они звонят по холодным базам, без всяких согласий.

1
Ответить

Ну и не будем забывать, что государство все с большим вниманием следит за соблюдением законодательства о персональных данных.

4
Ответить

Так следит, так следит, а если недоследит, то ужасно штрафует: 60к ₽ - это вам не это, все компании сразу боятся данные сливать.

1
Ответить

Но вообще-то на рекламный спам можно жаловаться. И если вы это сделаете, то компания-нарушитель, которую позвонила или прислала сообщение без вашего согласия, с высокой вероятностью будет оштрафована. Штраф для нее составит от 100 до 500 тыс. рублей.И толку? Меня ебут спамом, а я ща буду для олигархов бабки зарабатывать, ибо эти штрафы все равно им в карманы пойдут)) А вообще, никакой "высокой вероятности" там нет, иначе давно бы уже разорились эти компании, а их с каждым годом все больше и номера все новее. Как обычно этими вашими жалобами подтираются.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить