Иллюзия стартапа: лучше казаться, чем быть

Сколько раз нужно наступить на грабли, чтобы изменить свою модель поведения? Сколько раз нужно смотреть на нулевые показатели метрики, чтобы убедиться, что продукт скорее мёртв, чем жив? Сколько раз нужно перенести папку проекта в "Завершенные проекты", чтобы начать делать иначе?

Иллюзия стартапа: лучше казаться, чем быть

Стартап

Никакое слово ещё за всю жизнь не вызывало столько рвотных позывов, как слово "стартап". Про слово "зябко" мы говорить не будем, но и оно, временами, доводит до белого каления.

Итак, я много раз пытался делать "стартап", вместо того, чтобы делать бизнес. Стартап - это когда ты с презентацией и полу-идеей, а может быть и средней готовности MVP бежишь к инвесторам и ищешь тех, кто тебе соберёт команду, найдёт управляющих, а ты, в зависимости от компетенций, будешь либо кодить, либо сверкать личиком на званых завтраках, конференциях и заливать в уши аудитории из любых каналов.

Если твои компетенции в маркетинге и продажах - поднимай волны хайпа и приводи клиентов, если твои компетенции в буквах с подсветкой в WebStorm, то... этого будет недостаточно. Можешь упорно бить себя кулаком в грудь, но хер у тебя что получится не имей ты в команде человека, который умеет чесать языком и общаться с людьми.

В моём искаженном представлении, уже давно превратившимся в смузи после постоянного чтения vc.ru и успешных стартаперов, зарылось представление, что "стартап" это про "бац, бац, production и инвесторы".

То там, то тут пилять продукты, проводят опросы, рисуют CJM и считают ROI, интересуются размером твоего CPC и часто спрашивают про CPL или CPS.

Но всё это не имеет никакого смысла, если 3-4-5-6 месяцев ты пытаешься реанимировать выкидыш, который оказавшись доступен по IP адресу отказывается показывать признаки жизни.

Оказывается, читать умных книжек и слушать умных людей недостаточно... достаточно будет закрыть IDE, открыть XMind, Miro, FreeForm и любой другой инструмент, где ты, наконец-то, подумаешь о целевой аудитории и задашься несколькими вопросами - что я им собираюсь продавать, как я им собираюсь это продавать и зачем им нахрен это надо. Если быть точным, то вопросы должны быть в обратном порядке... тогда есть больше вероятность того, что новый проект не надо будет даже создавать в IDE.

Грабли

Кому как не айтишникам наступать на грабли чаще всего? Серьезно, вы видели хоть одного продажника, который наступает на грабли?

Если хороший продажник может продать любой продукт, то не всякий айтишник может сделать хороший продукт. Единственное, что нас связывает с этим миром - клавиатура, по которой наши пальцы выстукивают буквы, слова, предложения и переписка в Телеграм значительно ближе нам, чем постоянные созвоны, попытки не ранить чувств верующих и проявления своего околонулевого soft-скила эмпатии.

Грабли - они одни, они в нашей вере... в вере в то, что нас оценят, когда мы что-то сделаем, но это будет потом. Отложенная благодарность. Отложенный приз мы получим потом, потом... когда сделаем. А пока мы в своих prod и dev-средах копаемся, собираем webpackaми, линтим и минифаим, человек, который про продажи - собирает ленд на тильде, пукает несколькими статьями на форумах или телеграм-каналах и уже получает первую обратную связь, собирает базу альфа-бета-тестировщиков и вообще начинает выстраивать картину происходящего - будет он в это ввязываться или не будет.

Как никогда вера айтишников в свой продукт и себя поступает с ними жестоко и приносит разочарование, опущенные руки и тысячи строк кода, которые, будь они написаны на листах а4 и от руки, можно было бы со злостью бросить в горящий камин и выдохнуть.

Иллюзия

Айтишникам надо становиться иллюзионистами.

Хакер - тот же айтишник, который решил воспользоваться своими знаниями и умениями, чтобы отнимать деньги у людей (если речь о черном хакере) и на этом зарабатывать себе на жизнь... тот же код, но меньше разочарования - никаких тебе ожиданий благодарностей и одобрения окружающими. Нахрена тебе одобрения, когда с биткоин кошелька А ты угнал 150 битков и уже сам себя хорошо похвалил за работу?

Айтишникам надо становиться иллюзионистами, но только тем становиться иллюзионистами, кто вот во всю эту смузи-тему хочет погрузиться и при этом не потерять где-то по пути желания программировать... я прекрасно понимаю тех, кто скрипя зубами закрывает IDE и начинает писать статьи прекрасно понимая, что не будет статьи - не будет в метрике того единственного посетителя, кто увидит продукт. Не будет посетителя - не будет похвалы, благодарности, денег.

И вот, вчерашний айтишник пишет статьи, периодически отвлекаясь на программирование, начинает получать вопросы, какую-то обратную связь, которая расходится с его представлением о святом - о его продукте.

Если бы на этом моменте айтишник был или стал иллюзионистом, то всё было бы иначе... но что есть иллюзия?

Иллюзия - искажение реальности, которое человек воспринимает как настоящее.

Теперь нам, как программистам-иллюзионистам, кодерам-иллюминатам, необходимо задействовать наши способности мышления с целью обмана пользователя и введения его в заблуждение, что продукт есть, он работает, он существует и он осязаем.

Мы должны видеть этот продукт у себя в голове так подробно, как видим экран с кодом у себя в IDE и закрыв глаза мы должны провести по этому лабиринту пользователя исказив его картину мира и вызвав у него ВЕРУ в то, что наш продукт реален.

Айтишникам надо стать проповедниками-иллюзионистами, которые собственной верой в продукт способны зажечь других и пронести этот огонь до первых оплат и реализации MVP.

Вера слепа и вера, порой, настолько сильна, что деньги могут принести значительно раньше реализации даже MVP. Жизнь айтишника коротка, непредсказуема и полна невероятных событий из цифрового мира, а за то отведенное нам время, которое мы не отводим взгляда от экранов своих Макбуков Про 15/17 дюймов, наша задача принести в этот мир как можно больше своих продуктов, идей и новаторских решений за которые нам, конечно же, будут платить деньги верующие... верующие в нас, наш продукт, наше видение. Привет от Элизабет Холмс.

Айтишники должны стать новыми проповедниками собственного, пока нерожденного, продукта и вера с которой они понесут благую весть в массы, будет изливаться каждый раз и в большем количестве, потому что не будет заперта на длительный срок в модальных окнах WebStorm, Git и консолях поднимающих CentOS Stream на серверах Selectel или TimeWeb.

Вместо завершения

У айтишников есть Вера... и эта Вера куда сильнее, чем Вера любого другого человека в digital-тусовке в то, что именно их продукт выстрелит, именно их продукт изменит мир, именно их продукт понравится пользователям и принесёт им славу, деньги, умиротворение и свободу.

Порой (хотя, кого я обманываю? часто!) на кладбищах времени лежат зарытыми сотни часов жизни светлых умов айтишников, которые пережили бы бурю и имели бы силы справиться с провалами, будь они иллюзионистами.

Берегите себя, берегите своё время и берегите свою Веру.

1414
7 комментариев

1. До белого каления, а не колена)
2. Все описанное сводится к не знанию или плохому пониманию маркетинга. В целом, это нормально, потому что быть одновременно хорошим разработчиком и хорошим маркетологом практически нереально. Понимание рынка, понимание твоего сегмента, понимание реальных проблем твоей аудиториии, позиционирования — это все про маркетинг.
3. Про софт скиллы верно подмечено. Без какого либо хэйта айтишникам, но у многих из них действительно есть проблемы с этим, по моим наблюдениям. Не у всех, разумеется, но такая проблема часто встречается.
4. Даже здесь иногда заходят подобные дискуссии и некоторые говорят, мол цукеру не помешало создать свое детище без маркетинга, совсем не учитывая, что конкуренция растет и запросы аудитории растут.

1
Ответить

1. Посыпаю голову сами знаете чем. 🙈
2. Абсолютно в точку - одновременно нельзя быть профессионалом в каждый из областей, но вопрос уже в другом... а надо ли быть в каждой из областей профессионалом? Или будет достаточно базовых знаний? Базового опыта сделать 1, 2, 3 по проверке гипотезы и опроса аудитории?
Большая часть, на мой взгляд, айтишников, как раз и страдает тем, что не может / не хочется или делает это с большим трудом - переключается в плоскость общения с аудиторией и обратной связи... вместо этого верит в проект только на стадии готовности и крутости самой идеи.
3. Согласен полностью.
4. Все мы хотим верить в то, что в текущих реалиях одному и будучи тех-специалистом можно разработать что-то и это что-то само начнет себя продавать... мечты.

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Мимо. Бренд тут никаких боком не имеет значения и смысла на таких ранних этапах, а упоминание Веры было в контексте тех ресурсов, которые разработчик (айтишник) расходует и потом хоронит... про быть другими и "будут считать вас лучшими", на мой взгляд, уже давно выглядит архаично, потому что, в итоге, все "другие", но одинаковые.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить