SEO для блога и бренд-медиа / Илья Карбышев, SEO-специалист #vol71 / Подкаст «В ручном режиме»

Обсуждаем, к чему приводит игнорирование SEO, зачем малому бизнесу блог на сайте и как «забить» собой поисковую выдачу

SEO для блога и бренд-медиа / Илья Карбышев, SEO-специалист #vol71 / Подкаст «В ручном режиме»

Алексей: Друзья, привет! С вами снова подкаст «В ручном режиме» и я, Алексей Романенков, СЕО компании Rookee. У меня сегодня в гостях Илья Карбышев, SEO-специалист, интернет-маркетолог в агентстве Finepromo. Илья, привет!

Илья: Привет!

Алексей: Мы много говорим с разными гостями о том, что платные каналы в наше время – это прекрасно, будь то соцсети, будь то контекст, а иногда даже SEO. Но так или иначе это всë инструменты дистрибуции того контента, в котором компания умеет о себе рассказать. И я знаю, что ты действительно много на эту тему делишься знаниями и рассуждаешь. В каком случае малому бизнесу необходим блог как некий инструмент продвижения себя?

Илья:

Блог необходим в 99% случаев.

Когда мы говорим про блог, мы подразумеваем, как будто бы мы делаем газету или СМИ, что мы подписываемся на то, что должны постоянно выпускать материалы, нанимать кучу авторов, редакторов. И в таком виде, если мы говорим про малый бизнес, блог даже на собственном сайте звучит как неподъемная задача.

Но я подхожу к этому так: вокруг вашего продукта или вашей персоны — иногда это одно и то же — должны быть закрыты вопросы. Практически про любую услугу у клиентов возникают вопросы, и на них хочется получить ответы. То есть банальные, как мы часто на лендингах видим, «вопросы клиентов». Для меня как минимальный вариант — это, например, создание справочного раздела на сайте. Но

чем услуга сложнее, тем больше вопросов возникает, и тем больше нужды в информации.

Эти статьи могут не только для SEO работать, а просто продажник или аккаунт скидывает этот материал клиенту, чтобы по сто раз не повторять одно и тоже. То есть это база знаний.

Алексей: Еще это наиболее часто задаваемые вопросы: здесь именно владелец бизнеса может типизировать их и один раз и навсегда дать на эти вопросы ответы, чтобы эффективнее использовать время своих сотрудников. И либо клиент сразу ознакомился с этим на сайте компании, либо если уже позвонил в компанию, то получил ссылку на эти данные.

Поскольку поисковики со временем научились думать, как люди, то есть воспринимать информацию, которую они находят и индексируют, то зачастую один раз потратить усилия и ответить на наиболее типовые вопросы — это в том числе оправдывает себя с точки зрения дальнейшего ранжирования в поиске, ведь это то, что поисковики любят.

Телефон компании, адрес филиала, часы работы офиса — это все то, что люди спрашивают, и поисковики, поскольку они стремятся отвечать на вопросы, это очень ценят, и, соответственно, вы получаете отдачу в виде трафика, так ведь?

Илья: Да, я бы тут немного разграничил. Такая вещь, как время работы, о компании — эта история больше про коммерческие факторы.

Если мы сейчас говорим именно про информационный спрос, то тут скорее вопросы из разряда: как заказать эту услугу или какая комплектация товара. Если мы говорим про микробизнес, то им все равно на эти вопросы приходится отвечать. Просто кто-то делает посты в соцсетях, кто-то кругляшки записывает, кто-то в переговорах с клиентами это использует. Так или иначе база знаний все равно копится вместе с бизнесом. И собственник зачастую все эти вопросы очень хорошо уже знает. Он может темы для блога накидать за пять минут.

Алексей: Я здесь с тобой не соглашусь. Мой опыт часто говорит о том, что ты приходишь к бизнесу и говоришь: «Давайте, будем вас упаковывать. Сделаем вам сайт или паблики в соцсетях — что угодно. Рассказывайте, что вы делаете, как у вас это получается, что в основе технологий? Покажите вашу команду, вашего главного технолога, мастера цеха». Получаем ответ: «А что рассказывать? Работу работаем. Один день похож на другой, ничем друг от друга не отличается». О чем мы говорим? В таком случае ничего невозможно сделать.

Мы с гостями часто говорим:

«Если бизнес не умеет о себе рассказать, то специалисты ничего не смогут сделать».

А ты говоришь, что владелец бизнеса накидает пачку тем, и ты год будешь писать. У нас с тобой, видимо, разный опыт.

Илья: Мы изначально начали говорить про малый бизнес. Я имел в виду, скорее, собственника, который сам занимается продажами и напрямую общается с клиентами. И у него постоянно в обращении эта база знаний.

На самом деле, я предполагаю, что в голове у них все-таки есть их экспертиза, упакованная в виде базы. А иначе он бы не смог владеть бизнесом, если бы владелец этого не знал. Тут вопрос интервьюирования. И, действительно, есть искажение «А что я буду рассказывать?» Я тоже с этим сталкиваюсь, упаковывая кейсы, когда я прихожу к специалистам, которые приносят огромную прибыль клиентам: для них это рабочая рутина, они не могут со стороны посмотреть на это. Тут возникает вопрос: как это извлечь из собственника?

Алексей: То есть сначала его надо правильно подготовить, чтобы потом из него эту информацию достать.

Я видел много твоих материалов, слушал твои выступления, в них ты часто говоришь про блог. Но ведь блогу на сайте отдельно взятого бизнеса довольно сложно конкурировать с соцсетями по трафику, по объему аудитории. Трафик на собственном сайте самостоятельно не берется. А тогда стоит ли игра свеч? Хорошо, сделаем мы блог или даже регулярно обновляемый раздел новостей, а откуда будем брать трафик? Сколько людей его прочитают?

Илья: Я это не воспринимаю как конкуренцию. Я согласен, что нужно, конечно, прогнозировать результаты, нужно понимать, сколько ты получишь. Естественно, когда ко мне приходит бизнес с запросом создать бренд-медиа и, действительно, когда мы делаем прогноз по трафику и понимаем, что первые результаты будут, может быть, месяцев через 8, то многие призадумываются и перестают в этом направлении работать.

Но как конкуренцию с соцсетями я это не воспринимаю, я скорее воспринимаю это в комплексе, то есть

SEO нужно воспринимать как дополнительный источник трафика. Вы можете и соцсетями заниматься — тащите трафик, откуда только возможно.

Тем более, что сейчас именно качественного трафика, если мы говорим про Россию, не так много, потому что площадок стало меньше, и мы этот кусок пирога пилим на всех.

Алексей: Это так. Я просто напомню, что, по разным оценкам, с февраля 2022 года мы потеряли примерно 40% инвентаря. Экстремистский Facebook* с Инстаграмом* заблокировали, Google и TikTok отключились. И поэтому у нас осталась только половина площадок, все кинулись в оставшиеся импортозамещающие каналы. Но там цены выросли, конкуренция выросла, и поэтому пробиваться наверх стало сложнее. То есть фактически мы имеем дело с неким рынком внимания. Делаем ли мы SEO или размещаем контекст — все, что мы делаем с подъемом ставок или повышением CTR — это борьба за внимание с целью выскочить выше конкурентов.

Мне очень понравился ряд твоих материалов про райтеров. Мне кажется, что райтеры редко задумываются про последствия распространения того материала, который они создали. Пишут материал ради материала. Я видел отзывы людей, которые приняли твои рекомендации и, прежде чем что-то писать, заранее смотрят, что происходит с точки зрения спроса, частотности запросов, наличия конкуренции. И когда материал создавался уже с пониманием того, насколько эта информация востребована аудиторией, насколько востребована в поиске, то это совсем другие результаты. И эти райтеры вдруг открывают для себя новую вселенную.

Илья: Есть такая проблема. И это не проблема конкретных авторов, это проблема в принципе практически любого исполнительского рынка. Когда специалист берет на себя узкую часть задачи, он действительно не задумывается о конечном результате. И воспринимают так, что у них просто заказывают текст. Но текст сам по себе никому не нужен, он не стоит ничего.

У меня есть свежий пример по поводу текста и цены знаков. Мы на одном проекте решили сделать глоссарий под трафик, то есть некий словарь, который разбирает термины, и он должен собирать трафик. И думали, как бы это дешевле сделать, потому что для него нужно сразу много текстов. Мы всячески прикидывали и поняли, что цена самих текстов — это маленький кусочек от общей цены, потому что всё остальное — это проверка экспертами, верстка, сбор кейсов для этого глоссария, потому что он создается для конкретного клиента. И мы думали, как бы нейросети или биржа могли здесь помочь, но это вообще не стоит этой цены.

Нет смысла заказывать дешёвые тексты, потому что конечная задача вообще в другом.

Алексей: Тексты без первоначальной задачи бессмысленны, это просто буквы. А какие можно ставить задачи? Кроме продавать? Могут эти тексты согревать аудиторию и конвертить в лид? С каким заданием можно подходить к создателям текстов?

Илья: У бизнес-проектов конечная цель — это продажи. Просто сам текст работает на это чаще всего косвенно. Потому что идея информировать, объяснять, создавать лояльность, скажем, в соцсетях требуется от сммщиков. Соцсети напрямую на продажи не влияют, но там мы утепляем аудиторию. В соцсетях можно постить примерно ту же самую информацию — рассказать о продукте, закрыть возражения, вызвать доверие, прокачать личный бренд за счет материалов — в итоге это все повышает конверсию. Это во многом похоже на пиар, но в конечном итоге это всё равно какие-то деньги, которые ты должен получить.

Даже если это СМИ, у них всё равно есть рекламодатели. Мы, например, в газете проводили обучение, чтобы журналисты писали рекламные материалы с учётом SEO, чтобы рекламодатель получил больше просмотров. Если он будет получать больше просмотров, значит, газета будет дороже эти материалы продавать.

Алексей: Ты говоришь, что одной из целей может быть создание доверия. А что вызывает доверие? Что подстёгивает к тому, что человек обращает внимание и начинает интересоваться бизнесом? Видимо, есть какие-то манипуляции с втягиванием, погружением аудитории?

Илья: Если мы говорим про услуги, то

доверие вызывает твоя экспертность. А что это? Ты показываешь, что ты в теме разбираешься. Ты должен показывать примеры и детали.

Допустим, чем отличается статья копирайтера, который просто собрал материал из интернета, и статья на ту же тему, которую напишет профессионал? Профессионал — это много раз уже пробовал, у него куча накопленных кейсов, примеров, он может по цифрам все это раскидать, может указать на минусы, может сделать полностью разбор проблемы. Когда ты знаешь детали, не в целом описываешь тему, а разбираешь мелочи, даешь конкретику, которую ты реально испытал — это про доверие.

В статье это можно показать через скриншоты, цифры. Например, ты настроил Яндекс Директ, и ты показываешь эти настройки, личный кабинет, предостерегаешь от ошибок. То есть ты разбираешься и не стесняешься это показать.

Алексей: Это искренность, прозрачность. Необходимо что-то приоткрыть, чуть больше показать, поделиться секретами, и когда человек читает такую статью, ему кажется, что это только ему доверили по большому секрету, и он знает тайну, которую не все еще пока знают. И это очень влюбляет в себя.

Илья: Да. И сейчас это тренд, если мы говорим про SEO-статьи, то доверие вызывает материал, который привязан к конкретному человеку. Когда это не просто no name, статья собранная непонятно откуда, а когда за ней есть конкретный ответственный.

Я услышал фразу от коллег, которая мне очень понравилась: никто не хочет гуглить, как научиться копирайтингу. Такую статью читать неинтересно. Но если это будет статья Максима Ильяхова, то это уже всем интересно. Все хотят получить знания из конкретного источника, а этот источник — это чаще всего человек. Люди склонны доверять людям, а не компаниям.

Алексей: Можно ли опубликовать материал у себя на сайте в блоге и потом без преобразований взять его же и отправить в свои паблики в соцсетях? Или категорически важно адаптировать материал под источник, под аудиторию, которая тебя читает?

Илья: Обычно, конечно, пытаются адаптировать под канал, тем более, что восприятие немножко другое на разных площадках. Объем текста в пять тысяч символов на сайте можно прочитать, а аналогичный пост ты читать вряд ли будешь, тем более к нему картинки особо не прикрепишь и т.д. Все-таки формат немножко другой.

Если мы говорим про конкретную уникальность материалов, то ничего не мешает заливать их в соцсети и на другие площадки. На самом деле меня довольно часто спрашивают: «Мы должны только в своем блоге постить материал и никуда больше его не относить?» Но я вас разочарую,

если материалы хорошие, то они все равно разлетятся, кто-то их себе опубликует, и полностью уникальными они не будут, вы будете первоисточником.

Это вопрос стратегии, потому что вы можете размещать материал на авторитетные площадки, и тогда вы можете занимать несколько мест в поисковой выдачи: ваш сайт и плюс еще несколько площадок по тому же запросу. В итоге аудитория придет к вам, потому что вы автор. Технически ничего не мешает материалы разносить по площадкам, но если есть ресурс, то я бы их адаптировал.

Алексей: То есть можно «забить» поисковую выдачу собой в разных форматах? В поиске будут твои соцсети, сайт, может быть, какой-то форум, где промелькнет абзац с именем компании, какая-то характеристика. Можно ли рассматривать это как достижимую цель, которую можно ставить команде? Например, если в команде есть райтер и сеошник, то они могут по такой стратегии продвигать бизнес?

Илья: Да, это хорошая стратегия, я её даже на себе применяю. В целом, если ты консолидируешь все материалы только у себя на сайте, то ты претендуешь именно на то, что ты первоисточник и все к тебе ходят. Например, как Тинькофф Журнал, ты у себя заявляешь, что ты как СМИ. И то, что есть у тебя, больше нигде не достанешь, это эксклюзив, за этим надо только к тебе ходить. Если ты готов такую долю занять и готов в это вкладываться, тогда, конечно, лучше эти материалы не транжирить. И если их разносить на другие площадки, то сохранять до 40% уникальности.

А если мы возвращаемся к малому бизнесу или продвижению персоны, то лучше забить поиск собой. Я сам делал так, чтобы по запросу «Илья Карбышев» вся выдача была забита мною. Я даже сайт себе завел не для того, чтобы трафик по запросам собирать. Я знаю, что это бесполезно в моем случае, потому что в теме SEO-оптимизации очень большая конкуренция. Но если кто-то начинает меня искать, то он сразу наткнется на кучу статей с моим авторством и все мои соцсети. 30 мест поисковой выдачи занято мной.

Я давно рекомендовал компаниям делать точно так же. Вы можете одно и то же про себя разносить всюду. Если это информация о компании, то есть куча справочников, куча рейтингов, где можно зарегистрироваться, можно пресс-релизы раскидать — и так вокруг тебя будет собираться это инфополе.

Для каждого бизнеса все индивидуально. Я могу поделиться своим чек-листом с площадками для размещения контента от digital-агентств.

Алексей: Относительно молодые диджитал-специалисты про SEO знают очень мало. Есть ли ощущение, что на SEO все неоправданно подзабили? Что SEO явно недооценен?

Илья: Если мы говорим про молодых специалистов, то в SEO просто порог входа гораздо сложнее. Ты теоретически можешь в чем-то разбираться, но, допустим, первую свою компанию в таргетированной рекламе ты можешь запустить в первый же день, какие ты результаты получишь — это уже другой разговор.

Я преподавал студентам несколько лет. Мы их по всем направлениям digital гоняли: контекстная реклама, таргетированная реклама, SEO. И я понимал, что не могу им за два занятия дать практику, поэтому я им давал обзорный материал, чтобы они в принципе представляли, что это такое. И если им это понравится, дальше они уже идут сами развиваться.

SEO — это слишком профильное направление. Порог входа выше.

Алексей: Курс обучения SEO-оптимизации может длиться месяц или три. А ты чуть выше говорил, что трафик из поиска они увидят через 6, а то и 8 месяцев. Любой курс уже закончится, а люди даже толком не успеют увидеть результат.

Я задавал этот вопрос Александру Алаеву, теперь спрошу и тебя: правильно ли я понимаю, что не нужно делать SEO на последние сбережения?

Илья: Да. Я не назову источник, в который стоит эти деньги отнести, но SEO, наверное, будет в последней десятке.

Алексей: Я утрирую, но если это вопрос жизни и смерти для бизнеса, то с таргетированной или контекстной рекламой у тебя есть хоть какой-то шанс получить результат завтра, а с SEO шанс получить результат завтра — просто нулевой.

Илья: Да, это правда.

SEO — это канал с высоким риском, и этот риск нивелируется за счет долгого срока.

Когда ты начинаешь экспериментировать, в конечном итоге все равно что-то начинает работать. Естественно, если ты запускаешь трафик, контекст, таргетированную рекламу, то ты гарантированно получишь клики.

Алексей: Очень огорчает, что люди зачастую делают сайты ради сайтов, своего рода сайты-визитки, и фактически к SEO приходят достаточно поздно. То есть не происходит так, что сначала ставится задача сделать сайт плюс SEO, а ведь SEO — это один из инструментов получения очень лояльной аудитории, потому что те люди, которые приходят с органического поискового трафика, понимают, зачем они приходят, и поэтому они на сайте дольше остаются: изучают твои услуги, продукты, периодически могут возвращаться и т.д.

Если бы сайты изначально делались не как онлайн-визитка, а как инструмент дополнительного получения трафика, то, конечно, мир был бы другим?

Илья: Да, абсолютно так. Я с этим столкнулся, когда работал в агентстве разработки сайтов и возглавлял SEO-отдел. И я постоянно видел эти истории, когда люди вкладывают несколько миллионов в сайт, и всё сделали по их задумке, бизнес приходит ко мне и говорит: «Давай теперь это продвинем!» Я говорю: «Ребят, а это невозможно сделать. У вас сама платформа это сделать не позволяет».

И я даже специальную услугу внедрял — SEO-проектирование. Она сейчас уже популяризовалась, но в те времена это была новинка. Не скажу, что я ее придумал, просто сейчас такая услуга есть практически в любом агентстве, при разработке сайтов специалисты стараются учитывать это на старте. То есть все-таки немножко

рынок поменялся, но все равно «Сначала сделаем, а потом будем продвигать» еще осталось в сознании, что в корне неправильно.

Алексей: И потом еще кучу всего приходится дорабатывать. Сначала делают красиво, а потом решают продвигаться. А чтобы продвигаться, красиво не надо, надо сразу использовать SEO.

Илья: Да, и в итоге приходят люди: «У нас ничего не летит, хотим переезжать на другую платформу», а это дополнительные деньги. А есть клинические случаи, когда модные сайты стали делать на JavaScript, а они вообще с SEO не дружат практически никак.

Алексей: Ты говоришь про Tilda?

Илья: Нет, Tilda — это просто конструктор, он еще более-менее работает с SEO. Я имею в виду, например, React. Там все очень красиво, это SPA-технология, которая сделана как мобильное приложение. Сайт очень быстрый, к нему анимации всякие прикручены, но поисковики его не видят в силу того, что они плохо индексируют JavaScript. И таких примеров у меня тоже была куча, когда сделали интернет-магазин, и каталог не может проиндексироваться из-за этого. Получается бессмысленная работа.

Алексей: Друзья, сайт — это некая форма выражения себя в онлайне. Поэтому необходимо сразу задуматься, как мы этой формой будем привлекать клиентов, удерживать их, и как это все будет отображаться в поисковиках. Если на старте эту задачу для себя ставить, то все будет совсем иначе — вы будете очень довольны результатом.

Алексей: Современные копирайтеры, редакторы имеют мнение, что SEO — это прежде всего для поисковых роботов и совсем не для людей, поэтому сильно заморачиваться на этот счет не нужно. Тебе приходилось с таким сталкиваться?

Илья: Вывод не такой, что на этот счёт не стоит заморачиваться, а просто для них это выглядит так, цитата: «Мы насилуем текст ключевыми словами». То есть авторский стиль страдает, приходится писать какую-то ерунду, которую никто не будет читать. У них сразу автоматически возникает в голове связка: если мы пишем текст, адаптированный для поисковиков, то его люди не будут читать. Хотя тут вообще нет такой связки.

Алексей: Я слышал, что в Индии и Бразилии есть SEO для людей, а есть SEO для поисковиков. То есть можно готовить материалы так, что человек, прочитав его, подумает, что это чушь, а поисковику может нравиться, и такой сайт может подняться в поиске очень высоко. Или такие времена прошли, и так только раньше можно было делать? Ты с таким сталкивался?

Илья: Раньше точно такое можно было делать, и всё SEO на этом и строилось, потому что поисковик был достаточно глуповатый, и он просто считал, допустим, количество вхождений слов в тексте. Ты написал 46 раз слово «пластиковые окна», а твой конкурент написал 56 раз. Значит, он лучше тебя, потому что у него это ключевое слово чаще встречается. Конечно, есть способы манипуляции, и сейчас есть куча способов обмана, технических накруток и т.д. Но дело в том, что в конечном итоге

поисковики стараются отслеживать именно человеческое поведение.

Google недавно в этом сознался, что они идут к тому, что поведенческие факторы поисковик отслеживает: как человек взаимодействует со страницей. В итоге все сведется к тому, что если люди этот материал не употребляют, не читают, то все остальное будет бесполезно.

Алексей: А как ИИ-чаты повлияют на SEO? Насколько они изменят картину того, как мы взаимодействуем с поиском? Если год назад мы все кинулись потестировать ChatGPT, то сейчас уже многие включили нейросети в свою работу. Но как взаимодействие пользователя с поиском поменяется с приходом таких ИИ-чатов?

Илья: Для конечного пользователя все упростится. Google представлял, как это все будет выглядеть в поиске. У него был очередной редизайн, как это все должно было быть. Пользователю не понадобится делать какие-то формулировки. То есть, допустим, если я как SEO-специалист разбираюсь, как сейчас поиск работает, я могу какой-то запрос сформулировать, понимая, какой ответ я получу. И мне надо над ним поработать.

А пользователь сможет разговаривать как со своим родственником, с другом, то есть он точно так же будет обращаться с поиском. Это будет аналог Алисы, голосовых помощников — все будет очень легко. Он сможет в любой форме задавать поисковый запрос и будет получать ответ. Все будет гораздо легче для пользователя.

Алексей: И, наверное, будет запоминать, как-то обучаться, исходя из результатов, как ты любишь искать, что ты предпочитаешь, и, учитывая твои вкусовые предпочтения, будет выдавать результаты?

Илья: Да, поиск и сейчас так работает, выдача у нас давно уже персональная. Если мы будем гуглить в двух браузерах, то получим разные результаты. По портрету это учитывается, но тут еще будет персонализированная история.

Но в этом я вижу некую опасность. Мы эту опасность видим в соцсетях, где эти алгоритмы уже давно существуют, обученные на твоих интересах, и в итоге ты замыкаешься в одном пузыре.

Если тебе что-то нравится, ты всегда смотришь только это, и тебе больше ничего не покажут. В этом тоже может быть проблема. Я считаю, что все-таки поиск должен быть объективным.

Алексей: Если малый бизнес будет нанимать себе SEO-специалиста, то какие три вопроса стоило бы ему задать, чтобы быть уверенным, что бизнес получит прирост по органическому трафику из поиска?

Илья: Вопросы, которые помогут оценить его квалификацию? Первое, я бы спросил, как мы будем влиять на бизнес-результаты. А вообще, это должен сам SEO-специалист спросить, как и любой маркетолог: «Что вы в итоге хотите получить, в каких метриках? Ради чего это все делается?»

Затем надо спросить, какая у него будет стратегия достижения этих результатов. Любую работу, которую специалист предлагает, он должен обосновать на основе конечной цели. Если мы сейчас что-то меняем на сайте, то в итоге должна быть привязка к деньгам, к конечному результату бизнеса.

И последнее, что бы я спросил: как он относится к накруткам, к черным методам продвижения, чтобы убедиться, что мой сайт не пострадает. А если я готов рискнуть, то он должен меня предупредить об этих рисках.

Алексей: Время летит очень быстро. Что ты посоветуешь делать со старыми материалами? Их нужно переписывать другими словами и опубликовать снова? То есть потрачены деньги, огромное количество материалов есть на сайте, но если их не обновлять с точки зрения даты публикации, то для поисковика они старые?

Илья: Нужно обновлять материалы. И это не мой совет или личное мнение, это требование самих поисковиков. Даже если рассматривать с точки зрения логики: у них по технической причине нет возможности хранить на серверах устаревшие материалы, которые пользователям будут не нужны. И они периодически их из индекса выкидывают как малоценные. Они ставят владельцам сайта задачу, что раз ты размещаешь статьи в нашем поисковике, то поддерживай их актуальность.

Что касается статей, которые могут быть вечнозелеными,

в 80% случаев лучше обновить старый материал.

Если это про ту же самую сущность, то лучше его обновить, поставить дату обновления. Наверное, видели такие плашки на сайтах: «Этот материал был обновлен в такую-то дату. Мы добавили актуальный материал на текущий момент». Это правильная стратегия.

Если это совсем про новую сущность, которая не вписывается в текущий материал, то стоит новую статью написать. Допустим, вышел новый закон, например, про маркировку рекламы. Мы не сможем старую статью про рекламу, модерацию рекламы переписать так, чтобы втиснуть эту маркировку.

Но я знаю, допустим, что на юридических сайтах это распространено. Допустим, есть статья про детские пособия. Она обновляется с 2014-2016 года. Появляется новый закон, обновляются сведения, у юристов появляются новые консультации, и они эту статью обновляют. Это видно по комментариям под этой статьей, которые идут уже 4 года, там их уже, наверное, штук 800. Они ее держат актуальной, и тогда у поисковика претензий нет. Надо только ему показать, что вы ее обновляете. Надо ее действительно как-то дополнить и поставить актуальную дату.

Алексей: Все-таки надо какой-то процент статьи либо переработать, либо оставить прежней, но сказать, что появились новые подзаконные акты? То есть для поисковика не прокатит, просто поставить актуальную дату и опубликовать?

Илья: Нет, сейчас не прокатит. Когда-то это работало, но сейчас поисковик становится умнее.

И в целом надо думать о смысле. Люди же реально хотят актуальную информацию. Если они увидят, что статья старая, они ее не дочитают, и в итоге позиции упадут.

Алексей: Но учитывая, что бизнес развивается, а материалы публикуются постоянно, получается, что все-таки архив растет, а поисковики даже с их мощностями все равно не могут удержать все в памяти. Так или иначе приходится думать о том, чтобы у тебя появился работник архива, который будет анализировать старые материалы, оставлять материалы, которые лучше всего работают, глядя на какие-то метрики, и обновлять даты? А старые материалы с низкими показателями удалять?

Илья: Да, это может сработать в плюс. Конечно, вы вложили в это силы, за эти материалы заплатили деньги, и трудно их просто удалить. Но есть так называемые зомби-страницы. Их можно найти, посмотрев метрику. Допустим, есть несколько статей у которых было ноль кликов за последние три месяца, очевидно, с ними что-то не то. Там скорее всего и будет устаревшая информация, либо информация низкого качества.

Много экспериментов проводили коллеги, и говорят, что

удаление этих зомби-страниц, которые трафика не приносят, само по себе уже приносит результат, потому что поисковик фокусируется на других актуальных страницах, он не тратит ресурсы на то, чтобы ненужные страницы держать у себя.

То есть мы таким образом ему говорим, что мы держим сайт актуальным, мы за ним следим.

Алексей: Нужно думать, как поисковик. Если мы экономим ему время, снижаем на него нагрузку, то он фактически отвечает нам некой взаимностью, ранжируя нас выше.

SEO — это своего рода разметка по материалам для поисковика, но внутри этого есть еще и микроразметка. И все это так или иначе облегчает работу поисковику по пониманию: а что это, а зачем это, а насколько это актуально запросу, по которому человек пришел? И если мы часть работы сделали за поисковик, он это очень ценит и ранжирует нас выше.

Илья: Да, для бизнеса я как раз придумал такую метафору: представьте, что вы хотите свой товар поставить на полку гипермаркета. Ты не можешь просто зайти и поставить его. Тебя будут выбирать по предпочтениям. И если мы представим, что гипермаркет – это поисковик, а товар – это твои материалы, то у поисковика требования примерно такие же, как у гипермаркета. То есть ты должен поставлять товар в достаточном количестве, нормально упакованным и свежим, и ты должен делать это быстро. Когда мы представляем, что поисковик берет материалы для перепродажи конечному пользователю, то тогда мы понимаем, думая за него, по каким критериям он будет выбирать. Это, даже не зная SEO, можно логически вычислить.

Алексей: А что делать с плохими статьями? Я понимаю, что плохие – это такое растяжимое понятие: они могут тебе не нравиться, они могут не демонстрировать желаемых показателей эффективности. Но тем не менее, они уже в поиске, они в индексе. Что можно с этим делать, как удалять такие материалы? Или можно ничего не делать, со временем они сами протухнут, и поисковик перестанет их находить?

Илья: Нужно на них посмотреть и для себя выбрать критерии. Как я говорил, мы берем выборку этих страниц. Это стандартная работа. Вот приходит ко мне блог, у них обычно уже достаточно много материалов. Я делаю элементарный аудит контента. Нахожу страницы, у которых ноль кликов, показов в поиске, что тоже важно, то есть показы, которые не кончились кликами. Если этих показов много, а кликов мало, значит проблема просто в позициях. То есть материал востребован, раз его показывали, просто кликов не было, потому что это была третья страница поисковика. Но потенциал есть, раз идут показы. Такие статьи мы берем в работу, начинаем обновлять, переписывать заголовки и потом отправляем их обратно в поисковик. Зачастую такие статьи начинают работать, и мы видим по ним прирост.

Если мы видим, что и кликов нет, и показов нет, то скорее всего это устаревший материал, который можно смело удалять.

Алексей: В нашу жизнь активно пришли нейросети, а ты используешь их в своей работе, для каких задач? Насколько это тебе помогает и какие у тебя есть рекомендации по использованию нейросетей в рутинных вещах?

Илья: Я иду в этом направлении, потому что хочется быть в тренде и извлечь из них максимум. Раз есть эта технология — надо стараться. Я купил курс недавно и пытаюсь это дело освоить. Просто у меня навыки копирайтинга достаточно хорошие сами по себе. Сравнивая то, что я пишу, и то, что я пытаюсь сделать через нейросеть, получается, что самому написать быстрее. Может быть, я просто не умею с ними работать как следует, но чаще всего результат нейросети приходилось дольше перерабатывать, и я бы лучше с нуля написал.

В целом есть рутинные задачи, допустим, по разбору семантики. У тебя есть массив данных, ты отдаешь его нейросети и пишешь: «Оставь здесь только уникальные данные» или «Собери из этого компиляцию». Например, можно отправить статью и попросить сделать из нее, краткий список выводов. И эту статью мы потом публикуем. Для меня это как взять на работу одиннадцатиклассника и поручать ему такие задачки.

Алексей: Да, это буквально стажёр, который выполняет рутинные задачи.

Можешь дать напутствий предпринимателям, которые развивают свои сайты? Что им делать до конца 2023 года и в 2024 году?

Илья: SEO надо заниматься, тем более что с присутствием нейросетей будут меняться правила игры, будут приходить новые игроки — у малого бизнеса тоже есть шанс, надо это все быстрее осваивать. И на самом деле с нейросетями у нас скорее всего появится больше шансов получать трафик, потому что, как я сказал, для пользователей работа с поиском станет гораздо легче. Пользователь будет вбивать не два запроса за сессию, а десять, потому что это все будет очень быстро и легко. Значит мы от этого пользователя будем получать больше кликов в итоге. А если говорить про взаимодействие владельца бизнеса со специалистами, то я бы советовал постараться залезть в шкуру другого человека, постараться его понять, понять его потребности, мотивы.

Больше коммуникации будет давать лучший результат.

Алексей: Классно! Илья, огромное спасибо за твое время!

Илья: Спасибо, что позвали, мне тоже было очень интересно!

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Видеоверсия на YouTube, в VK.

Аудиоверсия в VK или на Яндекс.Музыке.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

33
Начать дискуссию