Самые громкие PR-кампании последних лет. Часть вторая – Истории провала
Примеры самых провальных PR-кампаний и причины провала
Pepsi и Кендалл Дженнер
В 2017 году компания Pepsi выпустила рекламу с участием американской модели Кендалл Дженнер, где та участвует в уличной демонстрации и успокаивает протестующих, предлагая им Pepsi. Вопреки ожиданиям реклама с треском провалилась, вызвала общественное возмущение и нанесла серьезный репутационный ущерб компании.
Причины провала:
- кампания невольно свелась к тривиализации важных социальных протестов, к преуменьшению их значимости до уровня газировки. Бренд не удосужился соизмерить маркетинговые решения с этическими нормами, и люди восприняли это как оскорбление;
- имидж Кендалл Дженнер, не имеющей отношения к активизму, выглядел надуманно, фальшиво;
- реклама была чрезмерно самоуверенной и серьезной, в ней напрочь отсутствовала самоирония.
H&M и обвинения в расизме
В 2018 году H&M подверглась резкой критике из-за рекламы с чернокожим ребенком в зеленой толстовке с надписью "Coolest Monkey in the Jungle". На самом деле, на той фотосессии мальчик-модель с детьми другой расовой принадлежности примерял самые разные толстовки – всех цветов и с разными надписями, и никакого негативного подтекста не было изначально.
По роковому стечению обстоятельств фотография чернокожего мальчика именно в этой толстовке была отобрана в числе лучших и попала в сеть. В результате H&M обвинили в расизме. На фоне общественного возмущения несколько звезд отказались сотрудничать с брендом, а всю партию “толстовок из джунглей” пришлось изъять из продажи.
Причины провала:
- невнимание к чувствительным социальным и расовым вопросам, игнорирование расовых стереотипов;
- отсутствие предварительной экспертизы на этику, на предмет расизма и оскорбительности контента. Не привлекли экспертов;
- медленная, неубедительная и неискренняя реакция компании на скандал. Извинения прозвучали формально.
Dr. Pepper от Cadbury Schweppes
В 2007 году компания Cadbury Schweppes организовала рекламную кампанию лимонада Dr. Pepper. В рамках этой кампании жителям Бостона за денежный приз предлагалось найти спрятанные по городу золотые монеты, используя подсказки.
По недоразумению или недосмотру организаторов акции одна из подсказок привела к историческому кладбищу Бостона – Гранари, где похоронено несколько видных деятелей американской революции. Опасаясь осквернения могил со стороны активных участников акции, рыскающих по кладбищу с лопатами, муниципалитету пришлось вмешаться в ситуацию и привлечь полицейских.
Эта рекламная кампания вызвала возмущение общественности. Cadbury Schweppes принесла официальные извинения жителям города, передала в фонд кладбища 10 тысяч долларов и выплатила по 500 долларов тем полицейским, которые обеспечивали охрану правопорядка. Сама же акция нанесла сильнейший урон репутации компании.
Причины провала:
- организаторы акции не смогли проанализировать возможные риски при проведении массовых акций в публичных местах;
- игнорирование этических норм, нечуткость и неуважение к памяти усопших, пренебрежение ценностью исторического некрополя;
- плохо продуманная логистика акции и отсутствие согласования с властями привели к хаосу;
- игнорирование предупреждений общественности о неприемлемости формата.
Snapple и гигантский фруктовый леденец
В 2005 году Snapple, в стремлении привлечь внимание и заодно установить рекорд Гиннесса, установили в Нью-Йорке на Таймс-сквер огромный леденец из фруктового льда весом в 17 тонн. Когда леденец начал таять, конструкция потеряла устойчивость. Через 2 дня леденец обрушился на улицу, и это едва не привело к трагедии.
Причины провала:
- инженерный просчет и недостаточный анализ возможных рисков при возведении конструкции;
- недостаточное внимание к безопасности публичных акций, непродуманная логистика;
- игнорирование предупреждений со стороны полиции и властей об опасности конструкции для инфраструктуры и жителей города.
Пиво Bud Light с участием трансгендера
Корпорация Anheuser-Busch InBev - крупнейший в мире производитель пива, запустила на американском рынке рекламу пенного напитка Bud Light. В ролике мужчина сообщает друзьям, что они с женой ждут ребенка. При этом в роли «жены» фигурирует трансгендер по имени Дилан Малвани – актриса и комик с почти 11 млн подписчиков в TikTok.
Тем самым организаторы кампании рассчитывали привлечь либеральную аудиторию и ЛГБТ-сообщество (признано экстремистским на территории РФ и запрещено). Однако на рекламу негативно отреагировали потребители с традиционными взглядами. В соцсетях началась ответная кампания с призывом бойкотировать пиво Bud.
Пенный напиток демонстративно выливали, давили асфальтоукладчиком и даже расстреливали. На волне протеста торговые сети и дистрибьюторы стали сокращать заказы у производителя, продажи в США стали стремительно падать.
В итоге стоимость Anheuser-Busch упала со 132 до 127 миллиардов, а самому бренду был нанесен серьезный репутационный ущерб. Компания сообщила о вынужденной реструктуризации, в ходе которой планировала ликвидировать примерно 380 должностей и уволить сотни сотрудников.
Причины провала:
- отсутствие консультаций с экспертами;
- пренебрежение вопросами этики;
- эксплуатация темы трансгендерности, вовлечение продукта, который любят миллионы потребителей, в модную политическую повестку;
- пренебрежение чувствами уязвимых групп;
- неискренность извинений со стороны Anheuser-Busch, которые отрицали негативный посыл рекламы.
Резюме
Разумеется, в некоторых случаях скандалы используют в маркетинговых целях вполне осознанно. Но гораздо чаще неудачные PR-кампании приводят к серьезным репутационным потерям из-за неправильных действий или недооценки последствий. Вот почему при планировании PR-стратегии важно тщательно анализировать целевую аудиторию, учитывать социальный, культурный и этический контекст, продумывать каждый шаг и избегать потенциальных рисков.
Словом, пословица «семь раз отмерь, один раз отрежь» должна быть вшита в кодекс пиар-специалиста еще, как говорится, на стадии заводских настроек.
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:
Интересная подборка, спасибо) Я думаю, что в Америке и Европе всё, даже антиреклама, продуманы до мелочей. Даже у этих, казалось бы, провальных кампаний была своя цель, например, шумиха, эмоциональный отклик. Возьмём Кендалл Дженнер, которая недавно выпустила свой косметический бренд и уже заработала миллионы. Всё почему? Потому что её уже пропиарили в ролике с pepsi и она у всех на слуху)
Причина этих провалов - отсутствие извилин у рекламщиков, которые организовали эти кампании. Такие элементарные вещи даже студент бы предусмотрел.
Ой ли
про HM тоже слышала, читала еще про Дженнер прости господи Кайли. Эта семейка в каждой *** затычка.
Кстати это хорошая тема для статьи 😂😂😂
Ахахаха🤣🤣🤣
Рад, что статья вам понравилась 😎