Арт-надзор как важная функция дизайн-лида

Привет! Меня зовут Игорь Готт, в «Ростелеком ИТ» я занимаюсь стратегическим развитием экспертизы и культуры дизайна. В нашей дизайн-студии внедрены и функционируют фундаментальные константы, которые помогают нам расти и делать свою работу добротно. Поговорим о таком понятии как арт-надзор — одной из основополагающих функций дизайн-лида в команде.

Арт-надзор как важная функция дизайн-лида
Игорь Готт
Арт-директор дизайн-студии «Ростелеком ИТ» 

Дизайн-лид сегодня — это тимлид команды дизайнеров, руководитель направления дизайна, он же group head, чаптер-лид или дизайн-менеджер. Функции этой роли зависят от задач, поставленных дизайн-директором, от внедренной дизайн-культуры и от глобальных потребностей компании, которые на это влияют.

При этом суть роли примерно одна — управление группой дизайнеров, куда входит как непосредственный менеджмент, так и развитие качества дизайна, который выдает эта группа.

Что определяет качество дизайна и как его развивать в условиях большой команды

Для начала определим, что наш дизайн-лид является полноценным руководителем. Это не «играющий тренер», который своими руками выполняет дизайнерские задачи и одновременно старается менторить младших дизайнеров — в этом случае специалист еще не дорос до следующей ступени развития.

Сейчас нет единых стандартов для названия должностей и описания их функций, их суть варьируются от компании к компании. Но в нашей системе ролевых координат мы называем подобного специалиста ведущим дизайнером. Теперь вернемся к дизайн-лиду.

В нашем случае задачи дизайн-лида как полноценного руководителя сводятся, в первую очередь, к работе с людьми. При этом, часть функций арт-директора (или дизайн-директора) делегируются дизайн-лиду для их реализации непосредственно в командах.

В чем профит для арт-директора? Знания и опыт человека в этой роли не распределить на всех дизайнеров в большой компании: физического времени не хватит регулярно общаться со всеми. Культура, ценности и знания транслируются через лидов на всех дизайнеров.

Лучший способ научиться — наблюдать за «мастером своего дела», работать с ним бок о бок и получать обратную связь. От прочтения книг и просмотров лекций несомненно есть рост, но это не идет в сравнение с обучением у опытного мастера. Люди учатся у людей.

Дизайн-лид выступает в роли того самого мастера, который не работает руками, но помогает вытягивать результат вверх грамотными вопросами. Ключевой момент —дизайн-лидом является не просто менеджер с развитыми софт-скиллами, а именно дизайнер, прошедший определенную закалку профессией и разбирающийся в теме как специалист.

Именно дизайн-лид определяет качество дизайна, выдаваемого командой, с высоты своего дизайнерского опыта.

И здесь хочется отдельно отметить дата-дривен дизайн. В обязанностях дизайнера — использовать все инструменты, чтобы опираться в своих решениях на данные. При этом лиду нужно научить дизайнера умело пользоваться этими инструментами, извлекать правильные данные и грамотно внедрять их в дизайн.

Дизайнерам нужно давать достаточно свободы, чтобы они могли предлагать собственные творческие и технические решения, и в то же время нужно их направлять, чтобы они не отклонялись от функциональных приоритетов.

Арт-надзор всегда существует в связке «дизайнер + арт-директор». В большой команде эта функция делегируется по цепочке: от арт-директора дизайн-лиду, от дизайн-лида ведущему дизайнеру.

Правильно организованный арт-надзор напрямую влияет на два взаимодополняющих показателя:

1. Выполненная дизайнерами работа по качеству исполнения поднимается на уровень выше

Арт-надзор как важная функция дизайн-лида

Поскольку дизайн-лид отвечает за качество сдаваемого в эксплуатацию дизайна, в его обязанности входит валидация работы дизайнера по всем аспектам, по которым измеряется качество дизайна. Дизайн-лиду важно настроить процессы для выявления критичных и неудачных решений, их переосмысления и поиска лучших решений в контексте задачи и возможных временных рамок.

Учитывая множество ограничений, можно сказать, что задачей лида является поднятие результата до такого уровня качества, за которое ему будет не стыдно. Здесь лид может работать как самостоятельно, так и прибегая к помощи ведущих дизайнеров.

2. Поднятие планки возможностей дизайн-команды выше уровня, который команда на данный момент может выдавать

Арт-надзор как важная функция дизайн-лида

Происходит передача знаний от более опытного специалиста менее опытному. Через многократные сессии арт-надзора, критические вопросы к разработанному дизайну, кураторство работы и практические комментарии происходит неминуемый рост дизайнера или команды, которые эти работы выполняют.

Дизайн-ревью как основной инструмент арт-надзора

Важно проводить два типа ревью:

  • Персональное дизайн-ревью (лид + дизайнер)

Не ждите окончательной полировки проекта, пока однажды дизайнер не покажет вам его целиком — так сожжете ценное время и пройдете меньше циклов учета нюансов. Решение получится менее отточенным и совершенным, а дизайнер не получит должного опыта. Обратную связь важно предоставлять ритмично на протяжении всего времени.

  • Командное дизайн-ревью (лид + команда)

Совместный разбор текущих задач вместе со всеми членами команды. Ревью должно проходить регулярно и по расписанию, это сподвигнет команду всегда двигаться вперед.

Арт-надзор как важная функция дизайн-лида

Дополнительные мероприятия для обогащения дизайнеров знаниями и опытом (при которых должен активно применятся арт-надзор):

— Привлечение других специалистов для проведения открытого дизайн-ревью (например, ведущего дизайнера или дизайн-лида из соседней команды)

— Сборка дайджестов: анализ хороших и плохих паттернов, релевантных направлению, трансляция на команду

— Сессионное подключение дизайнеров в другие команды, для решения задач нового типа или из другой области

— Внеклассная работа над фановыми задачами / проектами

— Воркшопы, хакатоны, участие в конкурсах / фестивалях

В рамках работы над продуктом в разрезе арт-надзора мы рассмотрим конкретный артефакт дизайнерской работы — именно графический интерфейс.

Продукт подразумевает множество других артефактов: бизнес-задача, продуктовые гипотезы, результаты исследований, результаты тестирований и др. Мы же рассматриваем совокупность всех этих проделанных работ, которые материализуются в виде графического интерфейса. И в рамках арт-надзора предъявляем вопросы именно к представленным решениям. Иногда дизайнеру придется вернуться на несколько шагов назад, чтобы улучшить текущие решения. Задача дизайн-лидов — задавать правильные вопросы к работе над интерфейсом.

Какие вопросы предъявлять к дизайну в рамках арт-надзора

Вопросы можно разделить на три группы:

Арт-надзор как важная функция дизайн-лида

1. Смысловое исполнение

  • Самый главный вопрос: Какую задачу мы решаем?
    Можно смело начинать каждое ревью с этого вопроса, чтобы определить, не сбился ли дизайнер с пути.
  • Основана ли работа на конкретном архитектурном решении?
  • Проработана ли логическая основа решения?
  • Каково смысловое послание (одного экрана или целого сценария) и его доступность?

2. Техническое исполнение

  • Реализуемо ли решение в рамках технических возможностей разработки?
  • Удобно ли спроектировано решение (механика взаимодействия)?
  • Оправдан ли закладываемый в дизайн интерактив/анимация?
  • Не теряется ли внимание при взгляде на экран?
  • Подсвечены ли самые важные элементы?
  • Правильно ли определены важные элементы?
  • Все ли графические решения рифмуются между собой по стилю исполнения?

3. Презентационное исполнение

  • Помним ли мы, какое было ожидание у заказчика (продакт-оунера / бизнес-оунера)?
  • Понимаем ли мы, какое самое важное послание для заказчика мы хотим донести?
  • В чем преимущества решений, которые мы разработали и продемонстрировали?

Эти вопросы — не предел. Важно видеть и понимать картину в целом. Задавать эти вопросы нужно для того, чтобы дизайнер начинал думать и приходить к лучшим решениям самостоятельно. Ни в коем случае лиду нельзя думать за дизайнера, иначе дизайнер не вырастет, а лиду придется выполнять работу вместо команды.

Помните, ревью дизайна — это конструктивная критика, которая помогает дизайнерам расширить видение и добиться лучшего воплощения проекта в срок. Арт-надзор предъявляет вопросы, прежде всего, к смысловой нагрузке произведенного дизайна, а потом уже и к его техническому исполнению.

Презентационное исполнение позволяет спланировать последовательность защиты решений, фокусируясь на самом важном. Именно поэтому эта функция является универсальной, и при этом совершенно неизмеримой величиной, которая зависит от профессионального кругозора и знаний специалиста, выполняющего арт-надзор.

4040
27 комментариев

Материал полезный, хоть отвлекло от повесточки. Спс

2
Ответить

вот да

Ответить

Спасибо за достойную статью!
Вдохновляет подход и крутецкие иллюстрации)

1
Ответить

Воу!
Статья 🔥
Прочитала на одном дыхании. Иллюстрации это вообще отдельная тема 😍

Спасибо большое за такой офигенский труд!!!

1
Ответить

Весьма толкого и системно. Спасибо за опыт

1
Ответить

Насколько интересно увеличивается реализация проекта с такой цепочкой или не влияет на сроки? По идеи должен увеличиться период согласований каких-то, уточнений…и тд

1
Ответить

Ну в релизультате при грамотном построении процессов, это никак не влияет на оперативность

Ответить