Чек-лист по созданию логотипа — для дизайнеров и заказчиков

За 10 лет работы мы создали, наверное, с сотню логотипов для разных компаний — от сервисов такси до авиацентров. Мы выработали четкие шаги и оформили их в чек-лист. Он поможет избежать ошибок и дизайнерам, и заказчикам. Пользуйтесь 👇

Чек-лист по созданию логотипа — для дизайнеров и заказчиков

✅ Шаг 1. Составление техзадания
В нем отражается основная информация о проекте, целях и задачах, требованиях и пожеланиях клиента. Обычно схема составления технического задания выглядит так: компания сбрасывает заказчику шаблон с вопросами и пустыми полями для ответов → заказчик заполняет документ → менеджер передает бриф в работу.

В «Бункере» мы делаем иначе: менеджер изучает задачу, затем общается с заказчиком и заполняет бриф вместе с ним. Если нужно, задает уточняющие вопросы и дополняет техзадание. Один такой созвон экономит времени больше, чем если бы клиент сначала писал все сам, а затем мы бы снова и снова возвращались с вопросами.

Нужно учесть много разных факторов: целевую аудиторию, задачи бизнеса. Это важные моменты, упустив которые, можно сделать бессмысленной всю работу.

Процесс разработки логотипа — это креативная задача для всей команды. Успех проекта зависит от совместной работы специалистов с заказчиками и даже юристом.

К созданию лого нельзя подходить шаблонно, каждый бренд уникален, потому всякий раз требуется индивидуальное решение с точки зрения стилистики, семантики и способа подачи информации.

Дарья Медведева
менеджер группы управления проектами

✅ Шаг 2. Поиск рефов

Изучаем логотипы конкурентов, находим и отбираем тренды и направления, которые могут пригодиться.

Это помогает понять, как сделали другие, выделить плюсы и минусы, которые можно улучшить или доработать. Еще — позволяет определиться со стилистическим направлением, чтобы достичь целей брендинга и выполнить маркетинговые задачи.

Дмитрий Скоков
креативный директор

✅ Шаг 3. Разработка концепции

Часто мы используем метод мозгового штурма: выделяем основы образа, составляем карту ассоциаций и после этого набрасываем эскизы на бумаге.

Лайфхак для фрилансеров: «мозгоштурмить» можно и в одиночку — накидывайте все идеи, даже те, которые вы уже встречали и которые могут показаться неэффективными. Вернитесь к ним на следующий день и отберите то, что может сработать.

Чек-лист по созданию логотипа — для дизайнеров и заказчиков

Основной критерий отбора — логотип должен содержать понятные метафоры или ассоциации с деятельностью или названием компании. Правда, бывает так, что это сложно визуализировать, тогда лого может быть абстрактным.

На мой взгляд, это самое сложное. Приходится использовать обобщенные образы или «выезжать» только за счет графических ходов, рисуя десятки вариантов одной идеи.

Михаил Притчин
арт-директор

✅ Шаг 4. Перенос вариантов в «цифру»

После отрисовки на бумаге выбираем удачные версии — их берем за основу для отрисовки логотипа в цифровом формате.

Хороший логотип предусматривает размещение на разных носителях и сложных фонах. На больших и маленьких, на цветных и монохромных, на печатных и цифровых, шелкографией на тканях и гравировкой по металлу.

Михаил Притчин
арт-директор
Чек-лист по созданию логотипа — для дизайнеров и заказчиков

✅ Шаг 5. Доработка варианта

Добавляем детали к цифровым эскизам, пробуем разные цветовые решения, экспериментируют с элементами. Если вписываем в логотип название, то выбираем размер, шрифт, позиционирование относительно графики.

✅ Шаг 6. Проверка юридической «чистоты» варианта

Для защиты от копирования логотип нужно зарегистрировать в Роспатенте. После этого лого получает статус товарного знака или знака обслуживания и охраняется государством.

На этом этапе в «Бункере» мы обращаемся к специалистам (и всем советуем). Если исключить юридическую проверку, то можно столкнуться с ситуацией, когда бренд невозможно зарегистрировать.

В первую очередь IP-юрист проверяет логотип на соответствие требованиям законодательства. Например, нельзя зарегистрировать обозначение, состоящее из простых геометрических фигур или общепринятого термина вроде слов «хлеб» или «такси».

Затем логотип проверяется по базе товарных знаков — это может занять много часов. Учитывается внешнее сходство, графическое исполнение, семантика, если в лого вписаны слова.

На этом этапе очень важен опыт и профессионализм юриста — эксперт принимает решение о регистрации единолично, оценка бывает субъективна. Поэтому мнение эксперта нужно предугадать еще до подачи заявки в Роспатент: где-то пренебречь схожестью, где-то — менять логотип.

Дмитрий Радаев
IP-юрист

✅ Шаг 7. Подготовка итога в разных форматах и цветах

В ходе всех согласований отбирается один окончательный вариант. Его финалим: например, в типографических логотипах, которые состоят из текста или стилизованной надписи, вычерчиваем каждую букву и элемент.

В результате из простой надписи получается текстовый знак. Итоговую версию дублируем в различных форматах (cdr, ai, png), для разных носителей, если нужно, готовим разные цветовые варианты логотипа: полноцветный, монохромный, черно-белый.

Чек-лист по созданию логотипа — для дизайнеров и заказчиков

Логотип — это не просто хорошая картинка. Это лицо компании. Он должен соответствовать продукции, помогать компании выделиться среди конкурентов, делать ее узнаваемой. Исключительные права на логотип обеспечивают правовую защиту — поэтому так важен тандем дизайнера и юриста.

Дмитрий Скоков
креативный директор

Делитесь в комментариях, как работаете над разработкой логотипа вы? Может, пропускаете какие-то шаги или наоборот готовы дополнить чек-лист?🤔 Пишите, обсудим!

1414
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

для меня самое главное в лого - читабельность и суть деятельности, чтобы взглянул на лого и моментально родилась ассоциация

Ответить