Как заказчику упростить себе жизнь и собрать понятный бриф на разработку промо- или корпоративного сайта

Поработав за 6 лет с сотнями вводных брифов разного толка, мы в Norma Zero решили упаковать наше понимание идеального брифа от заказчика в эту статью.

Важно отметить, что мы занимаемся упаковкой бизнеса в промо- и корпоративные сайты, и говорить будем именно об этом. Для сервисов и сложных функциональных проектов статья будет актуальна только частично.

Конечно, бриф - это еще не ТЗ. Но картинка в целом передает суть.
Конечно, бриф - это еще не ТЗ. Но картинка в целом передает суть.

Зачем вообще формировать бриф и рассылать это по рынку, если можно обратиться к старому знакомому Васе, который уже 10 лет поддерживает жизнь сайта вашего друга? Это нужно, чтобы:

  • Понять для себя лично, что я делаю, какие цели и задачи. Чтобы не принимать решение интуитивно;
  • Изучить предложения, чтобы получить оптимальное соотношение цены и качества;
  • Важный неочевидный фактор, который нельзя напрямую оценить в деньгах: не потерять силы, мотивацию и время на работу с неподходящим подрядчиком.

Конечно, хорошая студия или агентство хорошенько пробрифует клиента, прежде чем предложить решение. Но созваниваться с каждым потенциальным подрядчиком по полтора часа - довольно трудозатратно. Подробный бриф можно сформировать один раз и собрать предложения со всех.

Информация о компании

“Да эти ваши сайты/дизайн/соц.сети/презентации - это же все техническая работа, зачем подрядчику информация о компании, он может и так посчитать трудозатраты” - это заблуждение.

Во-первых, давайте признаем, что вы ждете не столько коммерческое предложение со стоимостью, сколько рыцаря на белом коне, который убьет дракона (ну или поможет решить вашу бизнес-задачу конкретным инструментом). И вы хотите, чтобы вас убедили в том, что ваша проблема будет решена, а вам будет комфортно, приятно и интересно в процессе. А для этого подрядчику нужно подобрать актуальные кейсы, развернуть их лицом к вашей бизнес-задаче и рассказать о том, как можно сделать также, только лучше.

Во-вторых, понятное описание компании и понимание клиентом своей позиции на рынке показывает вас как адекватного заказчика, с которым будет комфортно работать. Это сходу повышает лояльность подрядчика, потому что с адекватным клиентом сделать красивый и стильный проект, который не стыдно положить в портфолио - одно удовольствие.

Вы ждете не столько коммерческое предложение со стоимостью, сколько рыцаря на белом коне, который поможет решить вашу бизнес-задачу конкретным инструментом.

Что собственно нужно написать про компанию?

  • Название
  • Чем занимается компания. Оно же позиционирование на рынке, УТП. Опишите, что продает компания, и почему покупают у вас, а не у других.
  • Соберите ссылки на старый сайт, соц.сети, презентации. Это позволит быстро познакомиться с продуктом.

Бизнес-задачи и целевая аудитория

Теперь нужно понять, а что на самом деле вы ожидаете от реализованного проекта. Например, сайты обычно делают с такой целью:

  • Компания есть, работает, но в интернете представлена непонятно как. Нужно нормально рассказать, что вы продаете, как работаете, почему нужно приходить к вам. Сюда же относятся такие формулировки как “сайт, чтобы был”, “руководитель сказал, что надо сделать сайт”, “стыдно уже без сайта на конференциях”. Цель - упаковать компанию.
  • Нужно так рассказать о том, что мы продаем, чтобы через сайт еще и покупали. Тогда сайт нужно рассматривать сразу вкупе с источниками трафика (контекстная и таргетированная реклама, какие-нибудь рекламные активности), и проектировать его правильно. Цель - привлечь заявки и клиентов.
  • Компания классная, клиенты стоят в очереди, мы не успеваем всем продавать, нам нужно больше квалифицированных кадров! Да, такое тоже бывает. Тогда сайт (вместе с правильной упаковкой на Headhunter и подобных ресурсах) можно рассматривать как инструмент для выстраивания HR-бренда - показать, как в компании круто работать и развиваться. Цель - формирование HR-бренда.

Адекватное формулирование целевой аудитории, чтобы эту информацию можно было применить - это вообще тема для отдельной статьи. Здесь важно отметить, что описания в стиле “мужчины и женщины 25-60, платежеспособные, живут в Москве и МО” - это не формулировка ЦА. Постарайтесь описать, в какой ситуации находятся люди, которые у вас покупают, и свяжите это с вашим позиционированием.

Хорошее описание целевой аудитории - это описание жизненных ситуаций, в которых находятся люди, которые у вас покупают. Это - фундамент для аналитики и дизайн-концепции.

Например, вы занимаетесь дизайном интерьеров общественных пространств (рестораны, кафе и так далее). Тогда ваше описание целевой аудитории такое: “владельцы и арендаторы коммерческих помещений, обычно 35-55 лет, в основном мужчины, у них есть понимание целей и задач помещения, есть концептуальные идеи, ищут соответствующих исполнителей, которые делают дизайн общественных пространств, важны релевантные выполненные работы”.

Позднее, на этапе аналитики, описание целевой аудитории будет расширено, а из ситуаций конкретных людей будет понятно, что им важно найти на сайте, чтобы обратиться именно к вам.

Что хотите от подрядчика

Этот пункт мало где встречается, но подрядчик будет вам за него безмерно благодарен - напишите, что для вас важно при принятии решения. Это может быть:

  • релевантные кейсы
  • попадание по бюджету
  • понятная команда проекта
  • работа по TM (или наоборот, фикс)
  • прозрачные этапы работ и адекватный договор
  • жесткая фиксация сроков
  • решение принимается на вкус руководителя
  • или другие факторы

Возможно, ваш подрядчик просто не упомянет какой-то очень важный для вас пункт, и вы разойдетесь - этого нельзя допустить.

Структура и контент

Откровенно говоря, заниматься самостоятельно упаковкой контента о своей компании - дело сложное и неудобное. Потому что посмотреть на себя со стороны и попытаться сформулировать в тексте то, что кажется очевидным - это непросто. Гораздо проще делегировать это подрядчику. Хороший копирайтер изучит все что есть в открытых источниках, изучит специфику, и проведет интервью с ключевыми членами команды, где соберет все нужную информацию.

Поэтому при формировании структуры в брифе, не погружайтесь слишком глубоко. Опишите фундаментально, что видите на сайте:

  • Главная страница. Описание компании, УТП. Навигация по продуктам компании. Информация о команде и преимуществах.
  • Страница услуги (товара) - N штук. Описание. Формат работы. Отзывы. Оффер.
  • О компании. Общие слова. Фото. Команда.
  • Вакансии. Позиционирование для HR. Открытые позиции. Оффер на получение резюме.
  • Контакты.

Всякие страницы 404, Robots, Sitemap и прочие технические детали упоминать смысла нет.

Если вы уже что-то собирали: описания кейсов (самое сложное обычно), фото проектов, описание команды - сложите это в Гугл Док, или просто упомяните об этом.

Дизайн и визуальные решения

Пытаться формировать дизайн-концепцию за подрядчика - дело такое же непростое, как писать тексты о себе. Список с примерами тех или иных блоков, которые просто по какой-то причине нравятся кому-то из стейкхолдеров, скорее запутает подрядчика в работе, потому как почти никакие из этих идей концептуально обычно не относятся к сути проекта.

Дизайн - вообще штука тонкая. Безусловно, он должен нравится руководителю, чтобы сайтом можно было гордиться. Но дизайн не должен становиться местом для художественного самовыражения кого бы то ни было (даже дизайнера). Дизайн должен решать задачи, поэтому в брифе на него попробуйте описать ощущения от образа компании, которые должны создаваться в результате.

Опишите задачу к дизайну тезисами и ощущениями: “серьезность, профессионализм, но с человеческим лицом” или “свежесть и актуальность трендам” или “премиальность и ощущение высокого класса”

Например: “серьезность, профессионализм, но с человеческим лицом” или “свежесть и актуальность трендам” или “премиальность и ощущение высокого класса”. Важно сформировать смысловую задачу на дизайн, а примеры других сайтов стоит использовать только как раскрытие тезиса. Например, сайт Apple - технологично, светло, презентационно; сайт Госуслуг - сухо, аккуратно, корпоративно.

В процессе работы на основе аналитики и ваших пожеланий из брифа будет формироваться дизайн-концепция, которая будет на основе множества референсов искать подходящие визуалы и предлагать решения индивидуально для вашего проекта.

Требования по функционалу и формату

Функциональные требования к промо- и корпоративным сайтам обычно довольно просты:

  • отправка заявок на почту, в CRM, в Телеграм
  • интеграция с системами аналитики
  • установка пикселей
  • дополнительные языковые версии, если нужно
  • корректная работа сайта на смартфоне, планшете и десктопе
  • понятная система управления
  • простая подгрузка новостей, выполненных проектов или услуг
  • удобная работа и корректная настройка с SEO-факторами

Если вам нужно что-то еще - напишите общими словами, как должен работать функционал.

Если знаете, на какой CMS хотелось бы запустить сайт - напишите об этом. Tilda, Webflow, Bitrix, Wordpress и так далее - вот это вот все. Не уверены - не пишите, подрядчик предложит платформу. Если у вас сложный технологический проект и требуются интеграции с другими его частями - нужно написать об этом, упомянуть стек технологий.

Сроки и деньги

Нужно ли указывать доступный бюджет для реализации проекта? По-возможности, если бюджет определен - то конечно, так будет проще отсеять слишком дорогие или слишком дешевые предложения. Укажите хотя бы вилку, от N до M. Разные задачи можно решать с разным подходом. Есть компании, которые делают сложные нагруженные сайты за 5+ млн, а есть предложения на конструкторе за 50 тысяч рублей. Нет смысла собирать предложения со всех.

Но то, что точно необходимо указать - это планируемые сроки реализации. Ничто так не подстегивает и клиента и подрядчика работать, как понятные и прозрачные сроки на:

  • получение коммерческих предложений
  • обработку и принятие решения
  • подписание договора
  • и собственно сроки на реализацию проекта

Формат подачи брифа

Постарайтесь упаковать бриф в один текстовый документ со всеми ссылками и картинками. Используйте Ноушен или Гугл Докс. Не стоит закидывать пожелания в разные презентации, таблицы или док-файлы, так как бриф имеет свойство постоянно обновляться и дополняться. Писать бриф прямо в тело письма или, боже упаси, по одному сообщению в Вотсапе - дело крайне неудобное.

Вывод

Итак, собрав бриф за час по этой структуре, вы сэкономите кучу нервов и времени себе и всем причастным к поиску подрядчика по дизайну и разработке промо- или корпоративного сайта.

Пишите комментарии, давайте дополним этот гайд.

Если у вас есть вопросы - буду рад пообщаться в Телеграме.

Сайт Norma Zero

1818
4 комментария

да никак. Обращайтесь к опытному дизайнеру с непридуманными заказчиками в портфолио или в агентство, которые уже привыкли работать с такими заказчиками и за отдельную плату составят техническое задание и спецификации. Вы же не будете чертить архитектурный проект перед походом к архитектору. Ну и тут так же не надо заморачивать людей.

Ответить

В статье речь идет не о техническом задании, а о брифе - то есть сборе основных пожеланий к разработке сайта. Понятное дело, что полноценное техническое задание собирается аналитиками в процессе работы.

2
Ответить

Ржака чё

всё как всегда, ничего не меняется

Ответить

картинка прям жизненная-так бычно все и происходит 😂

Ответить