Зачем менеджеру насмотренность? 3 шага для развития визуального опыта

Насмотренность — базовый навык креативщиков. Но чем он полезен менеджеру? Мы в дизайн-студии SUETA. TEAM уверены, что насмотренность просто необходима всем, кто руководит командными процессами: распределяет задачи, работает с подрядчиками или принимает финальные решения. Объясняем, что делать, чтобы развить этот навык, и какие ресурсы в этом помогут.

Зачем менеджеру насмотренность? 3 шага для развития визуального опыта

Перед любым бизнесом встают задачи, которые решаются с помощью визуала. Чтобы сделать дизайн продукта, провести ребрендинг или запустить соцсети, мы обращаемся к креативщикам: ищем подрядчиков или набираем собственный отдел.

Часто менеджеру тяжело найти общий язык с креативными специалистами. Бриф выходит нечётким, а задача непонятной, тяжело дать обратную связь: что-то не нравится, но сформулировать не получается. Иногда невозможно оценить работу, потому что менеджер не знает, как может быть по-другому. В итоге проект, который хотелось сделать красивым, интересным и эффективным, затягивается и становится вымученным.

Если вам тяжело общаться с креативными специалистами, скорее всего, вам не хватает визуального опыта.

Визуальный опыт складывается из очень разных источников. Когда вы идёте в музей, смотрите кино или залипаете на картинки в соцсетях — с вами разговаривают на языке образов. Способность понимать его и называется насмотренностью.

Зачем развивать насмотренность?

Например, чтобы понимать, какие задачи компания может решить за счёт визуала. Заказывать работу у креативщиков и оценивать результат будет легче, если вы обладаете визуальным опытом.

Вам поможет насмотренность, если:

  • вам не нравится визуал вашей компании, а какой понравится — не знаете

  • не можете оценить работу креативщиков

  • у вас в голове есть хорошая идея, но объяснить её не получается

  • сложно составлять брифы для креативных подрядчиков

  • впадаете в ступор, когда надо подобрать референсы

  • дизайнеры не понимают, что вы от них хотите

  • сомневаетесь, поможет ли компании новое визуальное решение

Великие художники воруют: насмотренность и креативность — не врождённые способности

Творческие задачи не решаются с помощью одного таланта. Креативность — такой же навык, как и любой другой, а значит, его можно развивать.

Например, чтобы говорить, мы используем слова. Мы не изобретаем новые слова каждый раз, когда хотим что-то сказать. Творчество устроено похожим образом — креаторы пользуются приёмами и техниками, которые уже существуют. Мы не заучиваем каждое слово по отдельности, а узнаём их во время общения. Также и насмотренность — она формируется во время визуальной коммуникации, то есть, когда мы воспринимаем зрительные образы. Мы подробно объясним далее, как и на что именно смотреть.

Насмотренность в креативном процессе: как это работает?

Насмотренность — это осмысленный визуальный опыт, накопленная база идей у вас в голове. Когда возникает творческая задача, опыт позволяет не изобретать велосипед, а искать решение в этой базе. Этот опыт складывается по такой схеме:

  1. Изучаем чужие идеи.

  2. Структурируем их.

  3. Запоминаем лучшее.

  4. Когда появляется задача, выбираем подходящее решение.

Как эта база идей проявляется в творческом процессе? Допустим, вы делаете ремонт. Вы хотите, чтобы у вас был функциональный интерьер в ретро-стиле.

1. Осознание задачи — определяем, что и зачем надо сделать. Придумываем, как удобно организовать пространство и за счёт чего создать атмосферу.

2. Генерация образов — придумываем максимальное количество решений. Находим референсы, которые передают нужную нам ретро-атмосферу.

3. Выбор решения — выбираем из всех решений самое лучшее и воплощаем его. Отдаём дизайнеру все референсы, он с учётом пожеланий разрабатывает планировку и дизайн-концепцию: подобирает цвета, материалы, мебель и т.д.

Насмотренность включается на втором этапе — во время генерации образов. Хорошая насмотренность помогает просмотреть интерьеры, выбрать из них те, что нравятся и понять, какие подходят вашей квартире.

Если насмотренность вас подведёт, то поиск референсов займёт слишком много времени, а отобранные не будут соответствовать вашему желанию. Дизайнер не попадёт в нужный результат и будет несколько раз переделывать проект.

Особенность креативного процесса в том, что на определенном этапе нужно большое количество идей. Насмотренность позволяет включиться в работу креативной команды и предлагать релевантные примеры.

Как смотреть?

Просто просматривать большое количество контента вряд ли будет полезно. Вы потратите много времени, утомитесь и ничего не поймёте.Чтобы осмыслить увиденное, надо настроить своё восприятие. Для этого задавайте себе вопросы: что я вижу? что мне нравится? и как это сделано?

1. Внимание. Что я вижу?

Когда мы путешествуем, мы оказываемся в непривычной среде. У нас включается режим повышенного внимания к окружающему. Мы замечаем, насколько понятна навигация в аэропорту, легко ли снять деньги в банкомате и чем примечательны вывески на зданиях.

Попробуйте включать этот режим в повседневной жизни. Как оформлено меню в кафе? Чем отличаются упаковки у товаров в магазине? Какие баннеры бросаются вам в глаза? Какой шрифт на объявлениях в метро? Какая цветовая палитра у фильма?

Совет: делайте заметки. Фотографируйте или записывайте всё, на что обратили внимание. Не важно, будете ли вы возвращаться к своим заметкам — сам процесс помогает запоминать визуальные образы.

2. Оценка. Что мне нравится?

Задумайтесь, как влияют визуальные решения на бытовые сценарии: удобно вам или нет. Помогает ли интерфейс приложения вызвать такси? Облегчают ли указатели навигацию или путают?

Визуальные образы влияют на чувства прежде, чем мы понимаем их смысл. Отмечайте, какие эмоции у вас вызывает конкретное решение. Нравится оно вам или нет?

Обсудите ваши впечатления с друзьями. Почему вас раздражает рекламный ролик? Чем вас зацепила фотография, которую вы лайкнули?

Совет: собирайте мудборды. Мудборд — это подборка картинок, объединённых общей темой, настроением или цветом. Они позволяют оценить свои впечатления.

 «Изысканный вечер у принцессы» Жоана Миро
 «Изысканный вечер у принцессы» Жоана Миро
Наша айдентика для проекта <a href="https://www.behance.net/gallery/159102491/DWE-consulting" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">DWE Consulting</a>
Наша айдентика для проекта DWE Consulting

3. Анализ. Как это сделано?

Любой визуальный продукт производит на нас впечатление с помощью конкретных приёмов. Во время анализа мы пытаемся понять, какие конкретно приемы производят тот или иной эффект.

Вам понравился рекламный плакат. Попробуйте объяснить, что именно влияет на ваше восприятие, из чего складывается впечатление. Из каких элементов он состоит? За что цепляется взгляд в первую очередь, а что замечаешь потом? Почему его интересно рассматривать?

Представьте, что вы не знаете язык, на котором сделана реклама. Поняли бы вы ее смысл? За счёт чего?

Зачем менеджеру насмотренность? 3 шага для развития визуального опыта

Результат анализа может быть примерно таким:

Реклама бросается в глаза, потому что на ней мало деталей. Сильный контраст красного и черного. Яркий фон и то, что кассета слегка повернута, дает ощущение энергии. Кассета — значит реклама связана с музыкой. Тема понятна, но при чём тут «your father» догадываешься не сразу. Когда понимаешь — становится забавно, и ты уже смотришь на кассету по-новому. Хочется поделиться со знакомым фанатом «Звёздных войн».

Анализ — самый сложный этап восприятия. Освоить его помогают ресурсы, на которых специалисты комментируют и оценивают визуальные решения.

На что смотреть?

Чтобы набраться опыта, обратитесь к источникам, которые выбирают лучшие проекты и объясняют, как они устроены. Рассказываем, какие ресурсы помогают развить кругозор: от самого широкого, до более конкретного.

1. Искусство

Хорошие креативщики стоят на плечах гигантов. Фотографы и дизайнеры пользуются тем языком, на котором художники общаются тысячи лет. Общее представление об искусстве — это база для работы с визуалом.

«Композиция с красным, синим и жёлтым» Пита Мондриана
«Композиция с красным, синим и жёлтым» Пита Мондриана
Платье Мондриан от Yves Saint Lauren
Платье Мондриан от Yves Saint Lauren

Здесь главный ваш друг — любознательность. Не стесняйтесь ставить вопросы. Почему иконы такие непропорциональные? Что возродили в эпоху Возрождения? Почему мазня Мондриана висит в музеях? Обо всем этом есть сотни книг и видео. Советуем тех, кто знакомит с искусством без снобизма:

2. Современная культура

Это то, в чём мы варимся каждый день. У фильмов Marvel огромная фан-база. Какие-то мемы мы используем годами, а какие-то быстро умирают. Канские львы ежегодно выбирают лучшие рекламы. В кафе с хорошим интерьером хочется сидеть часами. Почему одни вещи становятся популярными, а другие нет?

Универсального ответа нет, но этим вопросом полезно задаваться, чтобы развивать насмотренность. В конечном итоге, это помогает понять желания вашей аудитории. Вот несколько источников, которые сориентируют в современных трендах:

  • www.creativeboom.com — журнал об искусстве, дизайне и визуальной коммуникации, где можно найти вдохновляющие советы и статьи про визуальную культуру
  • design.google — блог Google про дизайн с актуальными статьями про новые шрифты и UX/UI дизайн
  • zhurnalus.artlebedev.ru — digital-медиа о дизайне c проектами для вдохновения, интервью, лекциями и инструментами
  • awwwards — лучший веб-дизайн со всего света
  • dtf.ru — платформа для обсуждения игр, кино, разработки и технологий
  • www.sostav.ru — портал о рекламе, маркетинге, бизнесе, креативе и PR
  • суетский канал — это наш канал, в котором мы регулярно рассказываем актуальные новости мира дизайна, брендинга и, конечно, про свои кейсы
  • Pentagram — сайт крупного дизайн-агентства с классными кейсами и разборами созданных ими проектов

3. Визуальные решения конкретных задач

Когда перед нами встаёт задача, требующая визуального решения, мы часто на знаем, как к ней подступиться: бросаемся гуглить примеры, несколько часов рассматриваем картинки и в итоге перестаём понимать, что хотим.

Если одна и та же задача возникает часто, к ней можно подготовиться.

Эффективнее регулярно посвящать поиску идей минут по 15, чем тратить несколько часов подряд. Взгляд не успеет замылится и легче будет оценить, что вам нравится.

Организовать поиск лучше в 4 шага, вооружившись умением задавать себе вопросы. Для примера возьмем отчётную презентацию. Дизайнер просит референсы для оформления отчёта. Что делать?

Шаг 1. Изучаем конкурентов

Цель: понять, какими вообще бывают отчёты. Как отчитываются топовые компании разных отраслей? Что они выкладывают публично? Для кого сделаны эти презентации? Какие форматы используют: сайт, ванпейджер, презентация, ролик?

Шаг 2. Оцениваем конкурентов

Цель: выбрать лучшее. Среди найденных отчётов выбираем те, что нравятся. Понятен ли отчёт? Удобно ли его смотреть? Приятно ли? Есть ли что-то, что отвлекает или раздражает? Какое впечатление произвела бы компания, если бы вы знали о ней только из этого отчёта?

Шаг 3. Выделяем приёмы

Вы поняли, какие бывают отчёты и какие из них лучше справляются со своей задачей. Что объединяет отчёты, которые вам понравились? Какие уникальные решения произвели особое впечатление? В итоге, вы получите набор приёмов: сочетание цветов, тип шрифта, наличие иконок и фотографий, оформление графиков и таблиц.

Шаг 4. Ищем подходящие приёмы

Цель: собрать примеры подходящих вам решений. Идём на креативные интернет платформы:

  • Behance — бесплатный сервис, на котором дизайнеры и иллюстраторыов всего мира размещают работы.
  • Dribbble — аналог Behance, но с более высоким порогом входа.
  • Pinterest — ресурс с сотнями тысяч картинок и гифок на любую тематику.

На этих платформах ищем решения, которые соответствуют нашей задаче (понятный отчёт) и используют отобранные приёмы.

Теперь у вас есть инструменты, чтобы освоить новую область. Надеемся, эти советы помогут вам наладить работу с креативными специалистами. Если у вас есть креативные задачи, обращайтесь в дизайн-студию SUETA. Мы находим общий язык с любыми клиентами.

1717
2 комментария

Насмотренность важна не только для креативщиков , но и для многих других специальностей , для того чтоб найти подход , внедрить новую идею и изменить концепцию некоторых вещей в компании

1
Ответить

Спасибо большое, ваша статья как лекарство для ноющей раны. Недавно начала плотно работать в команде с дизайнерами над созданием кейсов в качестве менеджера-редактора. И самое сложное, что поначалу я даже не видела, в чем проблема. Сейчас уже могу заметить моменты для доработки, но все еще сложно дать дизайнеру четкую обратную связь.

1
Ответить