Этика двух колес: как мы открыли Школу Вождения Whoosh

Электросамокаты совсем недавно вошли в нашу жизнь — но уже стало очевидно, что это не просто развлечение, а полноценный городской транспорт. Чтобы научить горожан пользоваться новым способом передвижения, мы запустили Школу Вождения Whoosh. Рассказываем, как это было.

Школа Вождения
Школа Вождения

А нужно ли учиться?

Когда самокаты превратились в электросамокаты, поначалу никто не понял, что в городе, по сути, появилось новое транспортное средство. По ПДД самокатчики приравнивались к пешеходам или велосипедам, что давало им полную свободу мчать по тротуарам, часто пренебрегая принципами безопасности. Тем более что многие из тех, кто открыл для себя новый способ передвижения, никогда не водили машину или велосипед, то есть не знают даже базовых правил дорожного движения.

В октябре этого года в ПДД наконец появились поправки, которые вводят понятие «средство индивидуальной мобильности», объединившее электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и другие похожие устройства. Для этой категории были созданы отдельные правила.

Что изменилось?

1. На средстве индивидуальной мобильности можно ездить по тротуарам и велодорожкам со скоростью не более 25 км/ч. Если тротуар узкий, с плохим покрытием или отсутствует, разрешается ехать по правому краю проезжей части дороги, скоростной режим которой не превышает 60 км/ч.

2. В жилой зоне водители СИМ должны уступать пешеходам, при выезде из нее — всем участникам дорожного движения.

3. Водители СИМ должны руководствоваться сигналами светофора для пешеходов, а если движутся по велосипедной дорожке — для велосипедистов.

4. Пользователи СИМ при поездках должны держаться за руль обеими руками, перевозить пассажиров — запрещено.


Этика двух колес: как мы открыли Школу Вождения Whoosh

Поскольку правила только появились и даже еще не вступили в силу, большинство водителей электросамокатов даже не знают об их существовании, не говоря уже о содержании. Тем более, что для вождения самоката не нужно сдавать экзамен и получать права. Как следствие — нередко самокатчики не только мешали автомобилям и пешеходам, но и периодически создавали аварийные ситуации. В первую очередь это касается частных самокатов, поскольку на шеринговых нарушать правила сложнее: как минимум, не получится превысить установленную скорость в 25 км/ч. Но даже с ними есть возможности для неэтичного поведения. Отсюда и скепсис по отношению к электросамокатам со стороны горожан и муниципальных властей.

Но сам по себе электросамокат безопасен. Небезопасно безответственное вождение. И чтобы вызвать доверие к новому виду транспорта, важно донести эту мысль до людей и научить их пользоваться самокатами правильно — так, чтобы не мешать другим и не навредить себе. Так у нас появилась идея собственной Школы Вождения Whoosh.

Этика двух колес: как мы открыли Школу Вождения Whoosh

Промокод вместо «пятерки»

Сначала школа Whoosh появилась в онлайне: осенью 2021 года мы сделали страницу на сайте и в приложении, где собрали все правила и рекомендации по вождению электросамоката. В финале пользователя ждал тест, за успешное прохождение которого он получал бонус — промокод на скидку.

На странице школы мы подробно рассказали, как управлять самокатом и парковать его, что на нем можно делать, а что нет.

Так, далеко не все знают, что на переходе нужно спешиваться или что нельзя ехать на самокате по проезжей части дороги и даже по выделенной полосе для автобусов.

Этика двух колес: как мы открыли Школу Вождения Whoosh

Интересно, что правила использования электросамокатов отличаются в разных странах. Например, в некоторых европейских странах на самокате нельзя ездить по тротуарам. В России это допустимо при отсутствии велодорожек, но в этот момент важно снизить скорость. В самокатах Whoosh это произойдет автоматически: при попадании в определенные пешеходные зоны лимит скорости снизится с 25 км/ч до 10-15.

Еще мы собрали в нашей методичке рекомендации, как вести себя в сложных ситуациях (например, при столкновении с пешеходом) и другие полезные советы: например, как ехать в плохую погоду, безопасно пересекать бордюры, зачем снижать скорость, проезжая мимо арки.

Турне по городам

Летом 2022 года наша школа была впервые запущена в офлайне.

В 28 городах России, Беларуси и Казахстана прошли мероприятия, где все желающие могли познакомиться с правилами вождения электросамоката, пройти тест на их усвоение и получить промокод.

Для новичков мы оборудовали специальные площадки с искусственными препятствиями, где с помощью инструкторов они могли совершить свою первую поездку. Это помогло преодолеть страх впервые встать на самокат и научиться им управлять.

Этика двух колес: как мы открыли Школу Вождения Whoosh

Школа проводилась с мая по сентябрь, и за это время мы встретили большой интерес со стороны горожан самых разных возрастов. На площадки приходила не только молодежь, но и у пенсионеры, которые увидели для себя возможность добраться до магазина или остановки более комфортно, чем пешком.

Этика двух колес: как мы открыли Школу Вождения Whoosh

Суммарно обучение в школе оффлайн прошли 4,5 тысячи человек, которые после экзамена совершили 8,5 тысяч поездок по промокоду. Причем почти половина этих поездок пришлась на новичков — тех, кто раньше не пробовал кататься на самокате. А это значит, что у сервисов кикшеринга появилось 3,8 тысяч потенциальных пользователей.

Суммарно в онлайне и офлайне школу окончили более 1 млн человек. Именно во время школы мы увидели реальное подтверждение, что самокаты — это всерьез и надолго.

Культуру в массы

Запуск школы сопровождался тесной работой с муниципальными властями — и это тоже принесло свою пользу. Более глубокое знакомство с сервисами кикшеринга помогло повысить доверие администраций к культуре городского микромобильного транспорта. Представители властей стали лучше понимать, что кикшеринг способен решить многие городские проблемы — например, вопрос транспортной доступности и дорожных пробок. К нам даже начали поступать запросы на проведение школы вождения от других городов.

Сейчас офлайн-школа взяла паузу на зимний период, но в онлайне продолжает работать. Мы планируем и дальше развивать форматы обучения: и в офлайне, и в онлайне — чтобы распространить культуру этичного вождения по всем городам, где есть (и где могут появиться!) электросамокаты. Уже сейчас мы видим, как наша инициатива меняет отношение к этому виду транспорта, встраивая его в ландшафт современной городской инфраструктуры.

1515
9 комментариев

Кстати, был на этой школе в Красноярске) инициатива крутая, может после нее станут меньше гонять и подрезать пешеходов!

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

а права выдавать будете?)))

1
Ответить

это все очень круто, но не думаю, что много пользователей будут соблюдать правила

1
Ответить

штука эта опасная, кажется, что обычный самокат, но все же, многие калечат себя, просто потому что не умеют управлять

Ответить

Оно элементарное чего там уметь

1
Ответить

Учиться - это хорошо, но к сожалению дебилов на дорогах от этого меньше не станет просто потому что они как раз и не пойдут учиться.

Ответить