2022 год: падения, взлёты и неожиданные сюрпризы на рынке автомобилей

В 2022 году на автомобильном рынке России произошли значительные изменения. Его покинули 46 брендов японских, европейских и корейских производителей, продажи одних выросли в 40 раз, другие потеряли 99%.

Подготовили большой материал из которого вы узнаете:

Рядовая площадка по продаже автомобилей с пробегом в 2021 году
Рядовая площадка по продаже автомобилей с пробегом в 2021 году

Расставляем фигуры на шахматной доске

Давайте сначала ознакомимся с общими итогами автомобильного рынка 2022 года. За 12 месяцев было реализовано 626,3 тысячи новых легковых автомобилей – на 59% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Конечно же, это вызвано уходом большого числа зарубежных компаний с рынка, из-за чего количество производимых в России и импортируемых в Россию автомобилей резко снизилось.

Оставшийся после них вакуум повлёк за собой рост цен на новые автомобили, что негативно отразилось на покупательской способности россиян.

626,3 тысячи новых легковых автомобилей было продано за 2022 год. Это на 59% меньше, чем годом ранее.

На первый взгляд, данная тенденция должна была увеличить долю отечественных автомобилей на рынке. Но она не просто снизилась, а упала на 23п.п: в 2022 году только 59% купленных в России автомобилей являлись представителями отечественных брендов против 82% в 2021. Такая тенденция вызвана в первую очередь перебоями поставок автокомпонентов, производимых за рубежом. В итоге отечественные производства приходилось ставить на паузу и упрощать комплектации машин. При этом на 11,9п.п. выросла доля продаж китайских брендов – до 19,4%. Доля корейских брендов составила 19,5%, а европейских – 18,3%. Отчасти смягчить падение продаж импортных автомобилей помог параллельный импорт – на него пришлось 29,3% продаж автомобилей произведенных за рубежом.

29,3% доля параллельного импорта от общего числа ввезённых в Россию автомобилей

Несмотря на сокращение производства, Lada всё же смогла занять первое место по продажам, реализовав 188645 автомобилей. При этом важным локомотивом продаж лидера российского рынка стали корпоративные продажи. На них пришлось 76483 автомобиля.

Доля корпоративных продаж у Lada по итогам 2022 года достигла 40,5%

Так, на втором месте в «десятке» наиболее продаваемых брендов расположилась Kia с результатом 65691 автомобиль. А на третьем – её «кузен» Hyundai с продажами на уровне 54017. Из-за приостановки деятельности их продажи снизились на 67% и 66% соответственно.

Мы уже отметили рост доли китайских брендов на рынке. Эта тенденция вызвана не эффектом низкой базы, а общим падением рынка, на фоне которого китайские марки показали приемлемый результат. Так, в Топ-10 по продажам очутились сразу 3 китайских бренда: Chery, Geely и Haval. Из них лишь Geely показал рост на 8,4% относительно 2021 года. Однако китайские бренды – это тема, которую мы подробно разберем отдельно.

Какие же факторы, кроме массового «исхода» зарубежных марок с рынка России, повлекли за собой спад продаж легковых автомобилей? Из-за образовавшегося дефицита автомобилей, нестабильного курса рубля и проблем с логистикой стала расти стоимость автомобилей.

2022 год: падения, взлёты и неожиданные сюрпризы на рынке автомобилей

Так, по результатам года средневзвешенная цена автомобиля увеличилась на 17% – до 2,3 миллионов рублей. Фактор высоких цен усугубила и ситуация с автокредитованием. Согласно статистике, в 2022 году количество автокредитов снизилось на 61%, а их суммарный объем в рублях упал на 55%.

На 61% снизилась количество выданных автокредитов, а их средняя стоимость упала на 55%

Доля юридических лиц-покупателей автомобилей в России увеличилась. Их количество выросло на 5% и составило 24%. Это вызвано двумя главными факторами. Первый – падение продаж частным клиентам и высокий уровень корпоративных продаж для сервисов такси и каршеринга из-за необходимости пополнения автопарка. Второй фактор – желание большего количества людей оформить автомобиль на фирму, сняв с себя часть расходов.

Подробно о китайских брендах

Как мы уже отметили ранее, в 2022 году на фоне общего падения рынка доля китайских брендов значительно выросла, составив внушительные 19,4%. Такой показатель совершенно не случаен. Дело в том, что из 14 официально представленных на данный момент брендов 10 – китайские. А за первые девять месяцев 2022 года в России было заключено рекордное количество дилерских контрактов – 190.

1000 дилерских центров китайских брендов было открыто на 1 декабря 2022 года.

Таким образом, фактическое присутствие китайских брендов на рынке РФ значительно выросло. Но из-за перебоев с логистикой и роста цен, далеко не все китайские бренды показали рост продаж. Давайте познакомимся с их результатами подробнее.

На тройку брендов Chery, Geely и Haval пришлось 82% продаж китайских автомобилей
На тройку брендов Chery, Geely и Haval пришлось 82% продаж китайских автомобилей

Среди данных брендов стоит отметить успех марки пикапов Great Wall. Он вызван тем, что в 2021 году локомотив бренда в лице пикапа Poer вышел в продажу лишь в июне. А в 2022 году у него были полные 12 месяцев. Другим брендом, оставшимся «в плюсе», оказался Geely. При этом наибольший рост показал премиальный Exeed. Однако тут свой эффект возымела низкая база 2021. Дело в том, что к концу 2021 года на рынок России вышел флагманский кроссовер бренда VX, а в начале 2022 к нему присоединился и обновленный LX. На фоне значительного расширения модельной линейки и произошёл подобный рост.

EXEED – премиальный бренд из поднебесной показал рост в 4,5 раза за год

Нельзя обойти вниманием и совсем молодую марку OMODA. Её фактические продажи начались в октябре 2022 года, но благодаря грамотной маркетинговой политике, быстрому развитию дилерских сетей и выверенной логистике «по морю», марка быстро попала в Топ-10, почти догнав сдавший позиции FAW.

Подключились к розетке: чем обусловлен рост продаж электромобилей

Нельзя обойти вниманием и рост продаж электромобилей на рынке России. При этом речь идёт как об увеличении доли рынка «электричек», так и о повышении фактического количества проданных экземпляров. Электромобили по-прежнему занимают мизерную долю рынка в России. Для наглядности: в сегменте легковых автомобилей доминируют бензиновые машины – на них приходится 91,6%. На дизельные автомобили пришлось 6,6%, на гибриды – 1,3%, а на электромобили – 0,5%. При этом показатель продаж последних на 33% выше 2021 года.

2 998 — общее число проданных электромобилей. Это на 33% выше, чем в 2021 году.

Главным фактором роста продаж электромобилей стал параллельный импорт. На первом месте по продажам традиционно расположилась Tesla, чьи продажи увеличились на 33%, составив 991 единицу. А на втором месте оказался неожиданный гость в лице Volkswagen. Его продажи составили 435 единиц – в 40 раз больше показателя 2021 года. Тут также «виноват» параллельный импорт: рынок России наполнили электрические кроссоверы ID.4 и ID.6, произведённые в Китае. При этом ранее электромобили Volkswagen не были представлены в России, поэтому рост был таким наглядным. Кратный рост показали электромобили Mercedes-Benz и Mazda (в основном, за счёт CX30 EV). Стоит отметить и продажи Evolute, которые составили 252 модели. Основным покупателем автомобилей данного сегмента выступили корпоративные клиенты.

Параллельный импорт значительно увеличил ассортимент электромобилей: российским гражданам представили 100 различных моделей «электричек». При этом отмена нулевых пошлин не снизила спрос на электромобили, несмотря на различные прогнозы. Дальнейшее развитие рынка «зелёных» автомобилей будет сильно зависеть от субсидий со стороны государства, например, на покупку электромобилей, производство которых локализовано в России.

Прогноз на 2023 год

Таким образом, мы наглядно видим, насколько тяжелой оказалась ситуация на российском рынке автомобилей в 2022 году. Тем не менее, в 2023 году мы можем ожидать стабилизацию ситуации и рост рынка в сравнении с 2022 годом. Так, по оценке ВТБ на треть вырастут продажи автокредитов (с 715 до 960 миллиардов рублей). При этом с 1 января 2023 года возобновилась и программа льготного кредитования со стороны государства, о чём сообщил Минпромторг. На финансирование данного вида субсидий выделено, по меньшей мере, 5,1 миллиарда рублей, что всё же меньше, чем 9,1 миллиарда рублей в 2021. Тем не менее, проведение льготной политики государства и рост автокредитов поспособствуют росту покупательской способности клиентов.

Продолжат закрепление на рынке и китайские автомобили. Это связано с тем, что на рынок выйдут внедорожники бренда Tank, также будет расширяться линейка свежих брендов OMODA и SKYWELL. При этом параллельный импорт сохранится, однако выправить ситуацию с дефицитом автомобилей он не сможет. Поэтому резкого падения цен на машины не произойдёт.

А как вы считаете, какое будущее ждет автомобильный рынок в 2023 году? Пишите свои прогнозы в комментариях, а через год мы узнаем, кто был ближе всего к истине.

1212
реклама
разместить
32 комментария

Все так, авторынок в руинах, вернулась снова эпоха 90х таскать тачки из Владика и стран СНГ. Автомобили и дороги - это какое то проклятье России. Сам был очень долгое время связан с автокредитованием в крупном федеральном банке, сейчас там барбариски сосут

8

Надеюсь скоро начнут сосать барбариски ненасытные дилеры.

4

Интерестно было бы сравнить покупательскую способность тогда и сейчас

Значит пока еще есть что сосать:)

Проклятие России в другом, а дороги это следствие.

Комментарий удалён модератором

На кубу вроде вообще новые автомобили не ввозят. Ездят на тачках из 80х. Но в целом параллель понятна

1