Как устроен цифровой музей: объясняем максимально просто

Рассказываю на примере музея, в котором вы еще, скорей всего, не были. Адрес на карте — деревня Петрищево, Рузский городской округ. Здесь находится музейный комплекс «Зоя». Его открыли в мае этого года, и теперь это место, где можно пережить авианалет, оказаться в окопе или загрузить фото деда-героя на огромную видеостену.

<i>Добро пожаловать в Петрищево!</i>
Добро пожаловать в Петрищево!

Маленьким детям и школьникам в традиционных музеях часто бывает скучно: не хватает впечатлений, эмоций, личного опыта. Мы в КРОК занимаемся тем, что трансформируем музейные пространства. Помогаем сделать их динамичными и иммерсивными, переводим сухие факты в эмоциональную плоскость. Я руковожу направлением мультимедийных систем и сегодня на примере комплекса «Зоя», над которым мы работали, попробую рассказать, как устроен музей нового поколения.

И звук, и свет

Одна из первых зон комплекса «Зоя» — учебный класс довоенного времени. Если оставить в нем только старые парты и другие предметы мебели, вряд ли это надолго увлечет посетителей. Поэтому здесь устроено синхронное световое и звуковое шоу, которое позволяет воссоздать зловещую атмосферу авианалета. Запускает его экскурсовод нажатием всего одной кнопки. В один момент гаснет свет, звучит обращение Молотова о начале войны, раздается шум самолетов, взрывы и автоматные очереди…

<p><i>Вот так выглядит класс. За шторами вовсе не настоящее лето, а изображение, которое передают так называемые световые головы</i></p>

Вот так выглядит класс. За шторами вовсе не настоящее лето, а изображение, которое передают так называемые световые головы

Чтобы никто случайно не открыл дверь во время сеанса, над входом в зал висит вот такое табло с обратным отсчетом до конца программы:

Как устроен цифровой музей: объясняем максимально просто

Что и как звучит

Один из залов музея посвящен деревне Петрищево. В нем непрерывно проигрываются звуки леса, это так называемая фоновая акустика. Но многим знакома ситуация, когда «озвучка» в музее есть и у отдельных небольших экспозиций. Здесь этот прием тоже использован.

Задача сделать так, чтобы фоновый звук и звуки отдельных инсталляций не сливались и не мешали друг другу. Для этого инженеры используют системы направленного звука. Благодаря специальному размещению колонок звук конкретной инсталляции слышен только тому человеку, который стоит рядом с ней. Например, системы направленного звука в музее позволяют послушать воспоминания современников Зои Космодемьянской.

<p><i>Вот так могут выглядеть динамики направленного звука</i></p>

Вот так могут выглядеть динамики направленного звука

Главное — бесшовно

Современную экспозицию создают, конечно, не только инженеры, которые работают со звуком и светом, но и дизайнеры, декораторы, строители. Например, в комплексе «Зоя» есть окоп, а над ним возвышается танк СУ-152. Танк не настоящий, но модель выполнена в полноразмерном масштабе.

Окоп окружен экраном, картинку на него передают сразу несколько проекторов. Чтобы изображение не дробилось и воспринималось как единое целое, на программном уровне делается так называемая сшивка проекторов в единое полотно. Она выполняется с помощью специального программного обеспечения на сервере. Это позволяет создавать бесшовные изображения любых форм и размеров. Кстати, такую технологию можно использовать не только в музеях, но и, например, во время создания декораций для шоу.

Для маломобильных людей информация с большого экрана продублирована на 32-дюймовом экране на стенке окопа.

<p><i>По такому окопу идут посетители музея, по пути изучая карты и другие оцифрованные экспонаты</i></p>

По такому окопу идут посетители музея, по пути изучая карты и другие оцифрованные экспонаты

<p><i>Так выглядят проекторы, которые “отвечают” за картинку на большом экране</i></p>

Так выглядят проекторы, которые “отвечают” за картинку на большом экране

Приготовьте фото

«Бессмертный полк» — тема отдельного зала в музее. Чтобы на полукруглой стене появились имена героев, также используется сшивка изображения с трех проекторов. Дополнительно есть стенды с сенсорными дисплеями. Любой посетитель может указать свои данные, отсканировать фото родственника, который принимал участие в войне, и записать короткий рассказ о нем. Потом администрация музея просмотрит материалы и добавит их в общий видеоряд на стене. Так что, если соберетесь в музей, возьмите с собой фотоснимки.

<p><i>Это видеостена “Бессмертный полк”. Кстати, проекторы нельзя просто отключить, выдернув из розетки, — так они прослужат намного меньше. Поэтому оборудование в музеях имеет вывод на бесперебойники</i></p>

Это видеостена “Бессмертный полк”. Кстати, проекторы нельзя просто отключить, выдернув из розетки, — так они прослужат намного меньше. Поэтому оборудование в музеях имеет вывод на бесперебойники

Найди плеер

Еще в музее есть вот такой холл.

Как устроен цифровой музей: объясняем максимально просто

То, что вы видите слева, — тоже видеостена. Она состоит из девяти ЖК-панелей. Весь контент на стену поступает с одного плеера, он умело спрятан за стеной. Питание этому плееру, как и остальным в музее, обеспечивает коммутатор PoE (Power over Ethernet). Если коротко, то PoE позволяет передавать энергию удаленному устройству, подключенному к сети по канальному протоколу Ethernet.

Управление с одного компьютера

Все записи (фото, музыка, звуковые эффекты, видео и т.п.) хранятся на сервере музея, а управлять всеми системами можно с одного ноутбука. Также можно проверить статусы плееров, ЖК-панелей, посмотреть, идет ли сейчас какой-то сеанс. Если когда-то понадобится обновить видеоконтент — например, заменить один из роликов, — прерывать работу всех выставок не потребуется. Кроме того, аудио- и видеопотоки на экранах регулируются по отдельности. Это позволяет, например, во время записи телеинтервью уменьшать фоновый звук в музее, но не прерывать трансляцию видео.

Если остались вопросы, пишите, отвечу в комментариях. И напоследок — сделанное еще в мае фото здания музея. Будете в Рузе, заезжайте!

Как устроен цифровой музей: объясняем максимально просто
1717
3 комментария

По мультимедиа всё хорошо. Но воткнуть в историю про Зою 1941 года, самоходную артиллерийскую установку Ис-152, которая родилась гораздо позднее... Справедливо ли после этого называть это место музеем?

Конечно же СУ-152 

Концепция музея чуть шире, чем только рассказ о Зое, там еще и про брата ее, который на подобной машине воевал