Беспилотное такси, новая «Станция», дата-центры: о чём рассказал «Яндекс» на презентации YaC 2021

Коротко о главных анонсах и итогах года в направлениях нейросетей, беспилотников, «умных» устройств и электронной коммерции.

8 декабря «Яндекс» проводит свою ежегодную конференцию Yet Another Conference 2021 — фильм о компании, в котором рассказывает об итогах года и новых продуктах. Ведущей стала блогер и журналистка Ирина Шихман.

В начале встречи Шихман отметила, что «Яндекс» есть уже практически во всех сферах жизни людей. Но по словам управляющего директора Тиграна Худавердяна, компания годами задаётся вопросом, чего не стоит делать.

«Нам посчастливилось оказаться в среде, где в каждый момент возникали десятки и сотни возможностей, за которые хочется ухватиться». Например, так «Яндекс» решил отказаться от создания игр.

Беспилотное такси

  • Сейчас «Яндекс» готов предоставлять доступ к беспилотным технологиям как к сервису. Первой пилотной зоной стал район Ясенево в Москве.
  • Заказать беспилотное такси можно в приложении «Яндекс.Такси», выбрав «беспилотник». Пока услуга доступна только сотрудникам компании, а за рулём находится страхующий инженер. Когда пассажир будет готов, он должен нажать «Начать поездку» на планшете, и машина поедет.
Заказ такси в беспилотнике
Заказ такси в беспилотнике
  • В ближайшие два-три года роботизация вряд ли компенсирует нарастающий спрос, а таксисты не начнут терять работу. Беспилотные роботы и такси будут покрывать часть спроса: «Скорее всего, без беспилотников и роверов, роботизации и автоматизации индустрии доставки и такси просто захлебнутся».
  • Лидар — главный сенсор в беспилотных технологиях, и несколько лет назад одно устройство стоило под сотню тысяч долларов. «Яндекс» их делает теперь сам: чтобы они стали дешевле и точнее.
Лидарная лаборатория
Лидарная лаборатория

Роверы

  • Роботы-курьеры «Яндекса» уже доставляют еду в кампусе Университета штата Огайо и в Аризонском университете.
Калибровочный зал: в нём ровер сканирует квадраты под разными углами. После этого сопоставляет картинки с разных камер и пытается понять, под каким углом они друг к другу находятся
Калибровочный зал: в нём ровер сканирует квадраты под разными углами. После этого сопоставляет картинки с разных камер и пытается понять, под каким углом они друг к другу находятся

«Умные» устройства и «Алиса»

  • В 2021 году «Яндекс» выпустил три устройства: «Станцию Лайт», рассчитанную на детскую аудиторию, обновлённую «Станцию мини» с более качественным звуком и «Яндекс.Модуль» для ТВ. Компания продала более 2,5 млн устройств (все станции и ТВ с «Алисой»).
  • На презентации «Яндекс» анонсировал «Станцию» второго поколения с новым дизайном и улучшенным звуком. Она появится в первой половине 2022 года. В колонке установлены два динамика общей мощностью 30 Вт и акустическая решётка с апериодической структурой, которая меньше искажает звук.
Устройства «Яндекса»
Устройства «Яндекса»
  • «Яндекс» делает отдельное приложение с виджетами, которое позволит управлять устройствами «умного» дома.
Сергей Мельник, который создаёт «умные» устройства в «Яндексе»
Сергей Мельник, который создаёт «умные» устройства в «Яндексе»
  • «Яндекс» научил «Алису» отвечать на запрос шёпотом: для этого к голосовому помощнику нужно обратиться шёпотом.
  • Компания также научила помощника сочинять сказки при помощи языковой модели из семейства генеративных нейросетей YaLM. Модель обучена на суперкомпьютерах «Яндекса», содержит 3 млрд параметров и может учиться на больших датасетах. Сказки можно будет сочинять с 24 декабря.
  • В 2021 году компания добавила автоматический закадровый перевод любых англоязычных видео в YouTube и других сервисах в «Браузере».

«Яндекс.Такси»

  • Шихман отметила, что в 2021 году такси сильно подорожало. По словам Худавердяна, цены формирует робот, который постоянно пытается поддерживать баланс спроса и предложения.

Много людей хотят поехать на такси, и если сделать цену ниже, то утром машин не будет. Потому что до тебя проснулся твой сосед и уже уехал на этой машине. Если ты хочешь, чтобы на полке был товар, цена должна быть рыночной.

У людей сейчас потребность ездить на такси больше, чем до пандемии. Вырос спрос, и обратное произошло с предложением из-за того, что закрыты границы. Люди уезжали, например, к своим семьям и больше не могли вернуться. Это привело к тому, что спрос вырос, а десятков процентов водителей не достаёт по всей стране.

Тигран Худавердян
  • Ещё два фактора — эффективность платформы (когда у водителя «холостой пробег») и рост цен на запчасти и новые модели машин.
  • Время подачи машины раньше могло меняться, например, с двух-трёх минут до десяти, рассказал Александр Малайрев, который развивает платформу «Про». «Яндекс» научился при распределении заказов учитывать маршрут водителя и определять ситуации, когда водитель, например, находится на перекрёстке. Это позволило сократить время подачи.
Александр Малайрев
Александр Малайрев
  • «Яндекс» несёт ответственность за усталость и переработки водителей как платформа, сказал Худавердян. Компания пытается создавать инструменты, которые позволят водителю не терять доход, например, если он заболеет.

Использование данных и цензура в поиске

  • Есть два типа данных: персональные (имя, фамилия, дата рождения и другие), которые сторого охраняются, и данные для обучения сервисов. Последние не обладают критической важностью сами по себе, но история накопления этих данных имеет ценность: «Мы используем собранные данные только для того, чтобы улучшать сервисы “Яндекса”».
  • Шихман спросила, цензура ли это, когда поисковик начинает удалять запросы о поддельных справках о вакцинации против коронавируса. «Есть чувствительные тематики. И мы приняли сложное решение, что в случаях, когда речь идёт в некотором смысле о вопросе жизни и смерти, то есть о непоправимых последствиях, мы имеем право вмешиваться», — ответил Худавердян.

Дата-центры

  • В 2021 году «Яндекс», «Ланит», Gigabyte и ВТБ объявили о создании совместного производства серверов в России. Завод построят под Рязанью. «Яндекс» планирует их продавать.
  • У «Яндекса» энергоэффективные дата-центры, которые принято описывать показателем PUE. У дата-центров компании PUE равен 1,1, в мире стандарт — 1,6-1,8. Это вопрос не только экологии, но и экономики.
  • Половина стоимости вычислений — электричество, основное электричество компании теряют на охлаждении. Например, дата-центр во Владимире потребляет электричества примерно как три тысячи квартир. У «Яндекса» нет внешнего охлаждения, только вентиляция окружающим воздухом.
Дата-центр «Яндекса» во Владимире
Дата-центр «Яндекса» во Владимире

«Яндекс.Лавка»

  • Сервис экспресс-доставки «Лавка» работает в качестве эксперимента в Израиле (с 2020 года) и во Франции (с 2021-го). Там у сервиса несколько десятков складов и три склада соответственно. Первым выбрали Израиль, потому что там уже был «фундамент»: такси под брендом Yango, офис, сотрудники и прочее.

О чём ещё рассказали

  • У подписки «Яндекс.Плюс» сейчас больше 10 млн подписчиков.
  • В 2021 году «Яндекс.Музыка» запустила «Мою волну» — бесконечный персональный поток треков «с учётом более тысячи факторов».
  • «Яндекс» — российская компания, несмотря на юрлицо в другой стране: более 90% сотрудников работают в России, а налогов платится больше, чем в Нидерландах. Такое юрлицо позволяет находиться на бирже Nasdaq, иметь высокий спрос со стороны инвесторов и привлекать деньги со всего мира.
  • Компания уже адаптировала «Яндекс.Такси» для незрячих людей и в ближайшее время планирует сделать то же самое для других основных сервисов.
  • Бизнес по продаже «Станций» пока убыточен, рассказал на звонке с журналистами Тигран Худавердян. Первую версию устройства снимут с производства из-за кризиса комплектующих.
  • Беспилотники — уже бизнес, а не только исследовательский проект, он приносит прибыль за счёт роверов. Ускорить развитие беспилотников поможет сотрудничество с автопроизводителями: «Мы в эту сторону смотрим».

Материал подготовлен при участии Лианы Липановой.

4949
59 комментариев

Жуй меня кто переплюнет да, Яндекс?

24
Ответить

И всё это красным социалистическим шрифтом под фотографией Владимира Ильича!

15
Ответить

Что по яндекс.дзену? Есть интересные прорывы?

17
Ответить

ссылку

4
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Так таксисты могут пойти в Get, Ситимобил или какой-нибудь Maxim, если им что-то не нравится в Яндексе, в нём их никто не держит и силой не привязывает, благо у нас капитализм и рыночная экономика, есть воля выбирать работу.

14
Ответить

не ной, я всё равно не буду тебе больше платить
просто бросай работу таксиста если способен на что-то ещё. А если неспособен то радуйся хоть этому

3
Ответить