VR/AR в России: возможные сценарии развития

О том, почему виртуальную и дополненную реальности пора прекратить ассоциировать только с миром компьютерных игр

Привет, меня зовут Роман Ницык, в 2021 году я основал компанию Interactive, мы разрабатываем решения для бизнеса на основе VR/AR-технологий. Рынок VR|AR в России нельзя назвать высококонкурентным – игроков не так много, а крупные проекты сразу попадают в наше поле зрения. И эти проекты практически ничем друг от друга не отличаются – виртуальные пространства для музеев, истории развития компаний в виртуальном формате, квесты и подобные разработки. Узкий спектр применения VR в России складывается из двух вещей:

1. Заказчики не представляют, как технологии виртуальной и дополненной реальности могут решить задачи бизнеса, и ограничиваются развлекательным контентом, который показывают на выставках и в шоу-румах; а разработчики не всегда могут убедить заказчиков в уникальности и необходимости нового инструмента для развития бизнеса. Для большинства людей виртуальная и дополненная реальности крепко ассоциируется с миром компьютерных игр.

2. Стоимость оборудования – VR-шлемы, контроллеры, платформы – не самая низкая, особенно для рядового пользователя. В среднем цена шлемов с контроллерами составляет около 35 000 рублей.

VR/AR в России: возможные сценарии развития

Прогнозы и цифры

Вот основные проблемы, которые мешают иммерсивным технологиям интегрироваться в бизнес стремительными темпами, как это происходит на Западе, но это не означает, что российский сценарий развития будет кардинально отличаться. К сожалению, внятных исследований по российскому рынку VR|AR технологий пока нет, но западные исследования говорят о скором взлете мировой индустрии. Например, Statista к 2024 году прогнозирует глобальный рост мирового рынка VR|AR – его объемы составят почти 300 млрд долларов США. Для сравнения - в 2021 году объем мирового рынка составил 30,7 млрд долларов США. Также ожидается, что к 2024 году совокупная установленная база VR-гарнитур превысит отметку в 34 миллиона единиц. Для сравнения - в 2021 году объем продаж гарнитур виртуальной реальности во всем мире составил 6,1 млн.единиц.

VR/AR в России: возможные сценарии развития

А что российские производители VR-оборудования

Экспансия виртуального пространства, особенно бизнесом, начнется с перехода оборудования в доступный ценовой сегмент. Процесс интеграции новых технологий в повседневную жизнь могли бы ускорить отечественные медиакомпании. Тот же “Триколор ТВ”, который производит свое оборудование на заводах в Гусеве, мог бы собирать VR-шлемы, привлекая тем самым новых абонентов и пользователей. Снижение стоимости VR-шлемов гарантированно повысит потребительский спрос на оборудование и значительно увеличит производство иммерсивного контента.

К слову, у отечественных производителей были попытки создания VR-шлемов, например, российский стартап Deus в 2017 году анонсировал выход двух моделей шлемов. На сайте разработчика указано, что проект осуществляется при грантовой поддержке Фонда “Сколково”. В массовые продажи шлемы так и не поступили, а последние новости разработчика датируются 2020 годом.

Не будем забывать, что кроме производства шлемов, необходимо написать программное обеспечение, а также предоставить в открытый доступ SDK software development kit — «комплект для разработки программного обеспечения”, совместимый с форматами производства VR-контента. Возможно, у отечественных производителей возникли проблемы именно с ПО девайсов.

Таким образом, российский рынок производства VR-оборудования по-прежнему не занят.

Не играми едиными

Область применения VR/AR технологий и контента действительно обширна. Условно принцип построения контента в VR можно разделить на несколько направлений:

- Воссоздание объектов, пространства. Например, компании могут значительно снизить свои затраты на дорогостоящих демонстрационных объектах, перенести шоу-румы в виртуальную реальность. С помощью VR|AR технологий можно проводить экскурсии на предприятия, закрытые территории. Прототипы продукции, перед массовым запуском, можно создать в виртуальной реальности и даже начать продажи. Для музеев VR/AR - настоящая находка: это увеличение посещаемости, сокращение бюджета и времени на реставрационные работы, доступ к редким или навсегда утраченным экспозициям, экскурсии в недоступных локациях. VR|AR имеет огромный потенциал в сфере образования: в вузах и школах проходит обучение без привлечения больших средств на демонстрационное пособие, не говоря уже о высокой вовлеченности в образовательный процесс.

- Моделирование ситуаций, проверка гипотез. Уже сегодня при помощи новых технологий обучают специалистов в разных областях - в медицине, авиации, инженерии, строительстве. Например, в фармакологии моделируется действие лекарства на пациента. Также в медицине пациенты проходят реабилитацию при помощи VR-платформ и симуляторов

- «Ты тута и я тута». Метавселенные, которые скоро станут актуальны в виде виртуальных офисов, деловых мероприятий. Некоторые западные компании уже внедрили опыт проведения мероприятий и формирования офисов в VR. Новое поколение виртуальных мессенджеров – VR чатов – тоже будет формироваться в едином виртуальном пространстве.

- Рынок рекламы получит новый виток развития. Интеграция рекламы в программные продукты компаний просто неизбежна. Реклама пойдет за своей целевой аудиторией и трансформируется под новый формат потребления VR|AR контента

7
7 комментариев

Я как разраб сделал AR-приложение для дизайн-студии производящей мебель, все довольны

2
Ответить

Это очень интересно, расскажите подробней, пожалуйста. если не секрет, конечно)

Ответить

Пока не появятся небольшие носимые AR девайсы, всё это баловство.

2
Ответить

Тема заявлена, но не раскрыта. Как бизнес сможет использовать AR/VR?!

1
Ответить

посмотреть как выглядит к примеру стол, который ты продаешь, в интерьере, может привести и к тому, что смысла приходить в шоурум не будет.

2
Ответить

Спасибо, наконец-то хоть кто-то нормлаьно объяснил что и как

1
Ответить