Где начинается метавселенная?

Всё уже было у Пелевина

Автор: Денис Каменков, Technical Expertise Lead, Goose Gaming

Дисклеймер

Автор никоим образом не претендует на истину в последней инстанции. Эта статья — попытка разобраться в новом модном слове для того, чтобы понять, как с ним взаимодействовать. В комментариях я с нетерпением жду людей, которые доступно объяснят, почему моё представление о мифах неверное.

Вступление

Вместе с осенней листвой из каждого утюга посыпалось слово «метавселенная». Метавселенная здесь, метавселенная там. Facebook, Ubisoft, Square Enix, S.T.A.L.K.E.R. и некоторое количество NFT-пирамид в виде корейских MMORPG. И пара клиентов уже хотят вскочить на подножку этого поезда: «А у вас есть программисты, которые умеют делать метавселенные?». И, конечно, каждый желает услышать, что вы Демиург с семилетним стажем и до обеда успеваете сделать пару метамультивселенных. Если у разработчика сегодня меньше шести уроков, конечно.

Где начинается метавселенная?

При попытке погуглить, что это за новые прекрасные миры, утыкаешься во всякие слова-заклинания: NFT, blockchain, DAO, AR/VR/XR. Но в сумме они дают странную неаппетитную смесь. Прямо мошеннический доширак вместо настоящей кухни будущего.

О дивный новый мир

Для того, чтобы поговорить о метавселенных всерьёз, нам с вами нужно кое-что принять. И это не то, что просто можно купить за крипту. Это определённый взгляд на мир.

Мы с вами живём в постиндустриальную эпоху. Приставка «пост-» означает, что никто на деле не понимает, что это за эпоха такая. Но она новая, по сравнению с индустриальной. Мы не работаем на заводах, не меряемся объёмами выплавки чугуна, по сравнению с 1913 годом. И основа экономики — не зерно и даже не нефть, а высокие технологии. Да, всё это мы говорим с высокой долей допущений, но это необходимо для дальнейших рассуждений. И вот, в этой замечательной постиндустриальной эпохе у нас новые не только материальные ценности, но и культурные. Назовём их ценностями постмодернистскими. Просто потому, что я автор и могу навязать вам своё видение терминов.

Главные особенности такой «постмодернистской» культуры в двух аспектах:

  1. Сильное влияние контекста на восприятие произведения.
  2. Свобода зрителя в выборе формы взаимодействия с объектом культуры. Если в лежащем в туалете томике Пелевина не хватает страниц, вы тоже потребляете искусство. И автор гарантирует, что любой выбранный вами способ верный.
Где начинается метавселенная?

Помимо экономики и культуры, у современного общества есть ещё одна важная особенность — социальная. Мы стоим на пороге того, что важной социальной силой становятся DAO. Цифровые децентрализованные анонимные сообщества (по-русски тоже ДАО) — это такой способ коллективного владения имуществом. И справедливость принятых решений в таких сообществах обеспечена сложной математикой. И, как и любому миру долгой стабильности, ему срочно нужны вызовы и социальные лифты. И вот они появляются в мирах виртуальных.

Идеальная метавселенная

Представим, что есть некоторые границы, за которыми начинается нечто, что мы можем назвать истинной метавселенной. Не попытки сделать крипто-МММ или заменить проработанность активностей их разнообразием. Или создать глубокие, но всё-таки ограниченные виртуальные миры. Главное, что мы все помним, но в большинстве своём не понимаем о вселенной — она бесконечна. Так как же описать бесконечность того, чего даже не существует?

Я/МЫ рассказчик

Почти любая игра — это история, рассказанная тем или иным способом. Есть мнение, что рассказчик отличается от любого другого, кто взаимодействует с историей, тем, что знает концовку. Именно эта особенность превращает некий условный текст в рассказ, историю. Конечно, вы всё ещё вольны читать её хоть задом наперёд, а рассказчик мог приготовить сразу несколько разных концовок. Но он всё ещё знает, куда вы придёте, и чем закончится история.

Есть другой приём, когда истории, нарратива в игре нет совсем. Но, во-первых, такую метавселенную мы не будем считать истинной, а во-вторых, о геймплее мы поговорим ниже. Так что же делать с тем, чтобы наша история продолжала существовать, но стала бесконечной? Давайте попробуем убрать из неё рассказчика. Отнимем его единственное преимущество — знание будущего. Самый простой приём — посадить много людей описывать так много историй, что в них сами собой появятся нестыковки, двойные смыслы. Именно из такого текста сможет появиться миф. Я бы описал такой миф как совокупность контекстов, нигде не записанных вместе. Вокруг таких мифов вырастают сообщества, целые конспирологические организации. Их трудами в пересказе своего опыта взаимодействия с мифом, в поиске тайных смыслов, в бесконечных обсуждениях в сообществах родится сверхмиф. Смесь исходного текста, личного опыта, чужих рассказов и домыслов.

Чьих будете?

Важная часть современных игр — позиционирование себя. Рейтинги, ачивки, шкурки. И «взрослые» люди частенько крутят у виска — «да кому всё это нужно?». Однако эти мудрецы охотно выстраивают свои профили в социальных сетях, выбирают классные ракурсы для Instagram и пишут социально приемлемые посты в Facebook. Видели бы зумеры, что из себя представляли профили мудрецов в ЖЖ… Скорее всего, мудрецов бы закенцелили.

Проблема современной репрезентации в играх заключается в том, что её понимают только свои. Ну, вот ты орк в адамантовом доспехе. Что говорит о тебе то, что ты орк? А адамантиновый доспех — что это? Результат изнурительного ночного гринда или показатель того, что ты можешь позволить себе закинуть несколько тысяч в игру? Для того, чтобы понять это, вам нужно провести в игре несколько десятков часов, узнать культуру сообщества этой игры и только тогда вы поймёте.

Где начинается метавселенная?

Но даже после сотни часов вы не сможете понять, насколько этот орк бережно относится к окружающей среде, любит он Nike или Adidas, голосовал ли он за Байдена. И это происходит не просто так. Игры изначально придумывали для того, чтобы уравнять людей. Сделать важным только их навык. Никакого социального деления. Теперь это должно измениться. Уровень вашей игры — просто ещё один социальный атрибут. На вашем орке будут красоваться латные ботинки Nike, а плащ с эмблемой Железного человека вы получите вместе с билетом в кино. И, конечно, выкупите NFT-руну для своего топора на благотворительном аукционе.

Правила Шрёденгера

Когда мы говорим об играх, важно помнить, что за каждой из них стоят правила. Лаконичные, как в шахматах. Или гигантские тома правил, как в D&D. В компьютерных играх тоже есть правила. Они описаны в геймдизайн-документах, а за их выполнением следит сложный программный код.
Но насколько бы сложными ни были правила игры — они конечны. Именно эта конечность и создаёт ощущение игры. Ряд специалистов говорит о том, что истинная метавселенная не должна быть игрой. Я бы сказал, что метавселенная не должна ощущаться игрой. Этого можно добиться бесконечным геймплеем. Тут можно выделить два подхода. Первый связан с зубодробительной математикой и отсутствием прямой связи между функционированием разных блоков «правил» игры. Тогда пользователи будут по-разному взаимодействовать с миром, открывая новые «законы» его взаимодействия. Второй подход связан с социальными взаимодействиями внутри. Люди достаточно непредсказуемы и дают массу вариаций в развитии событий.

Следует предположить, что на современном уровне развития человечества вряд ли кто-то сможет предложить действительно бесконечный геймплей. Но он может быть настолько велик, что всему игровому сообществу хватит на пару столетий. А вкупе с социальным взаимодействием и контентом, который будут создавать сами пользователи, игрокам будет всё ещё интересно ближайшие лет 20.

Одно, чтоб в единую цепь сковать

Деньги есть цепи, связывающие мир. Как бы мы ни хотели стремиться к звёздам, но именно деньги дают твёрдую почву под ногами. Каравелла, скоростной интернет, микропроцессоры. Так и с метавселенными. По-настоящему они смогут заинтересовать людей, когда в них можно будет стабильно получать доход. Ваше пребывание в метавселенной будет иметь обратную положительную связь к вашему материальному положению.
И не так, как это делается в играх p(l)ay to earn, в которых есть какая-то экономика, больше похожая на экономику имени Мавроди. Дело в том, что владение ценностями должно быть закреплено не только в блокчейне. Вы должны быть уверены, что завтра сервер, на котором ваши записи в блокчейне были ценностями, никто не выключит.

Где начинается метавселенная?

Это можно реализовать как методами закона, так и при помощи тех самых DAO, о которых мы говорили в начале. Если сами участники процесса будут совладельцами виртуального мира, а в обход них невозможно принять решение о выключении серверов, то такие инвестиции можно будет назвать более или менее безопасными.

Конечно, нам здесь кажется, что закон надёжнее, но посмотрите, с какой радостью Запад открывает для себя учение Маркса. DAO точно будут иметь огромное влияние на экономику метавселенных.

Вывод

Что присуще метавселенным:

  1. Сверхмиф. Совокупность текстов в самом мире и слухов вокруг него, влияющая на стоимость вещей так же, как имя автора влияет на стоимость картины.
  2. Репрезентация. Возможность пользователя показать свою принадлежность к той или иной социальной группе.
  3. Бесконечность геймплея. Непредсказуемость мира, которая не даёт появиться ощущению «ненастоящести» происходящего.
  4. Обратная положительная экономическая связь для пользователей.

К чему следует готовиться людям? К тому, что они смогут зарабатывать и тратить деньги в новом и абсолютно неизвестном мире. Рай для цифровых художников, нарративных дизайнеров, 3D-моделистов и программистов.

К чему готовиться брендам и крупным компаниям? Им доступны все четыре столпа метавселенных. Они могут вписываться в сверхмиф, давать пользователям новые инструменты для игры или заработка. Главное — предоставлять пользователям инструменты для самоидентификации. В истинной метавселенной нас ждут новые битвы брендов. Сейчас только продукция Apple является способом самоидентификации. Остальные технологические гиганты невидимы. Но с помощью метавселенной люди смогут позиционировать себя как пользователи Google или «Яндекса», «Сбера» или «Тинькофф». А значит, этим брендам предстоит очертить свои ценности, как это уже делали Nike, Coca-Cola или BMW.

20
2 комментария

С пикчи в голос ахаха

4
Ответить

Метавселенная в России уже началась: весь импорт на картинках.

Ответить