Деньги и технологии: от экосистем до метавселенной

Как Google подвел 400 000 пользователей, для кого предназначена метавселенная Цукерберга, зачем финтехи покупают медиа, почему аналитики Ротшильда не верят в BNPL и кто привлек $900 млн инвестиций — в финтех-дайджесте от Apibank.

Прошлый месяц был богат на важные события и большие изменения. Пока одни изучали топ-250 финтехов от CB Insights, другие — старались понять, как можно заработать в метавселенной, третьи — скупали все, что может снизить CAC и повысить LTV, команда Apibank запустила платформу «Мои самозанятые». О своем новом продукте мы рассказывали раньше, а сейчас поделимся наблюдениями о происходящем в мире 👀

Корпорации меняют траектории

В прошлом месяце бигтехи здорово удивили финтех-сообщество. Сначала все обсуждали Google, который передумал открывать кобрендинговые счета Plex. Год назад мы писали, что Plex должен был стать, по сути, одновременно необанком и платформой: тогда Google заключил соглашение о сотрудничестве сразу с 8 банками. Но в итоге корпорация решила отказаться от b2c-проекта, несмотря на то, что в листе ожидания было около 400 000 пользователей.

Google сосредоточится на предоставлении услуг банкам, а не на конкуренции с ними.

Кстати, Microsoft тоже решил продавать услуги финансовым организациям: корпорация объявила о запуске специального сервиса Microsoft Cloud for Financial Services. Первым подключился Virgin Money UK, на очереди — Accenture, Avtex, Capgemini, EY, KPMG, Finastra и другие партнеры.

Еще одной интригующей новостью стало объявление о том, что PayPal хочет купить Pinterest. Возможно, кто-то из руководства платежной платформы прочитал статью CB Insight, которая вышла неделей раньше. В ней говорится о том, что Stripe, HubSpot и JP Morgan скупают медиакомпании не просто так, а чтобы снизить стоимость привлечения клиентов и повысить прибыль от каждого из них. Но биржи отреагировали на планы PayPal негативно: акции компании упали на 3%. А вот после заявления, что пока никто Pinterest покупать не собирается, котировки поднялись на 4%.

Ну и конечно, не можем не сказать про Facebook. В прошлом месяце корпорация переименовалась в Meta, рассказала, как будет строить свою метавселенную с фокусом на поколении Z, и наконец запустила кошелек Novi, правда, без криптовалюты Diem и только для платежей между пользователями США и Гватемалы.

Платежей больше, маржи меньше

В прошлом месяце вышло сразу несколько исследований, посвященных платежам.

  • Аналитики McKinsey посчитали, что в 2020 году доходы от платежей снизились впервые за 11 лет — c $2 трлн до $1,9 трлн. Но все вернется на круги своя: благодаря восстановлению мировой экономики доходы от платежей уже начали увеличиваться и к 2025 достигнут $2,6 трлн. Также эксперты обратили внимание на рост моментальных платежей: в 2020 году количество таких транзакций выросло на 41%. Системы моментальных платежей есть уже в 56 странах.

  • BCG вновь рассказали о «русском чуде»: по прогнозу компании, карточные платежи в России в ближайшие десять лет будут расти самыми быстрыми темпами, а выручка от них удвоится.

  • Capgemini прогнозируют, что к концу этого года число безналичных операций по всему миру вырастет на 17,5% и достигнет 922,6 млрд, в 2022 году — превысит 1 трлн операций, а к концу 2025 года может достигнуть 1,8 трлн. При этом особенно быстро будут развиваться новые виды платежей: Buy Now Pay Later, невидимые, биометрические и криптоплатежи. Так, количество пользователей BNPL вырастет в ближайшие два года в три раза — с 20% до 60%. Вот только с рассрочками все не так просто.

Экосистемы: от BNPL до гиг-экономики и A2A-платежей

Аналитики британского исследовательского дома Redburn (частично принадлежит Ротшильдам), пришли к выводу, что «BNPL как самостоятельный бизнес нежизнеспособен»: никто из тройки лидеров в этом сегменте — ни Affirm, ни Klarna, ни Afterpay — сегодня не получают прибыль.

Ключевая ценность BNPL-решений — привлечение клиентов. Поэтому чтобы рассрочки выжили несмотря на ужесточение регулирования, они должны стать частью кросс-продаж: либо внутри более крупного игрока (напомним, Afterpay уже перешел к платформе Square, принадлежащей основателю Twitter Джека Дорси), либо внутри собственной экосистемы.

Второй вариант выбрала Klarna, которая продолжает скупать стартапы и расширять сеть партнеров. Вот лишь несколько последних новостей от шведской компании:

  • Миллионы продавцов, сотрудничающих со Stripe, смогут предоставлять своим покупателям рассрочки от Klarna — два крупнейших финтеха объявили о партнерстве.
  • Klarna приобрела Inspirock — компанию, которая помогает планировать путешествия 25 млн людей ежегодно. Сделка расширит рекламные возможности для 250 тысяч продавцов-партнеров BNPL-сервиса.
  • А еще Klarna продолжает развивать собственный банк: шведская компания запустила сберегательные счета и депозиты на рынке Дании.

Впрочем, не только BNPL-сервисы активно строят и встраиваются. Shopify сделала шаг в сторону creators economy, запартнерившись со Spotify: теперь музыкантам будет проще зарабатывать на мерче и сувенирной продукции. А open banking платформа Plaid начала создавать собственную экосистему account-to-account платежей: ее технологии были интегрированы в процессинговые системы Square, Dwolla и Currencycloud.

Сделки и инвестиции

В третьем квартале 2021 года объем инвестиций в финтех составил $31,1 млрд. Это на 16% меньше, чем во втором квартале, но на 147% больше по сравнению с прошлым годом. На 94 мегараунда пришлось 64% инвестиций.

Деньги и технологии: от экосистем до метавселенной

А вот какие крупные сделки мы отметили в прошлом месяце:

  • Немецкий необанк N26 привлек $900 млн по оценке $9 млрд. Финтех собирается расширяться в Центральной и Восточной Европе, в то время как на родине регулятор ограничил число новых пользователей до 50-70 тысяч человек.

  • Универсальный чекаут-сервис Bolt закрыл раунд D на сумму $393 млн при оценке $6 млрд. Среди инвесторов — венчурный фонд Digital Horizon.

  • Британский платежный сервис SumUp приобрел американскую сеть Fivestars за $317 млн. Сделка позволит предоставлять малому бизнесу автоматизированные платежные и маркетинговые решения в США и по всему миру.

  • Global Processing Services (GPS) — платежный процессор, который работает с Revolut, Starling, Curve и другими финтехами, — привлек $300 млн от Advent International и Viking Global Investors.

  • Brex, выпускающий корпоративные кредитные карты, получил оценку $12,3 млрд после привлечения $300 млн.

  • Еще $300 млн привлек британский финтех Zopa. Раунд лидировал японский SoftBank. К концу 2022 года Zopa собирается выйти на IPO.

Посмотрим, что будет дальше 🙃

P.S. Если вам нужно классное решение для embedded finance или Bank-as-a-Service, мы в Apibank умеем такие строить. Виртуальные карты, мультибанкинг, выплаты, электронные кошельки, автоматизация процессов для снижения рисков при работе с самозанятыми — только часть возможностей, которые мы предоставляем клиентам 😎

1111
6 комментариев

Исправьте фамилию Цукерберга в заголовке статьи)

4
Ответить

Спасибо. Поправили

Ответить

Было интересно - про ограничения N26 со стороны домашнего регулятора - оказалось, что это связано с процедурами AML/KYC. Для повышения ежемесячного лимита на число новых клиентов N26 должен доказать, что полностью контролирует чистоту клиентов и их операций.

2
Ответить

С американскими компаниями работаете?

1
Ответить

Да, работаем, если выходите в СНГ

Ответить

В Казахстане работаете?

Ответить