Золото или лопаты

Перед любым, кто занимается технологическим бизнесом, сейчас стоит стратегический выбор, который можно обозначить так: золото или лопаты. От него напрямую зависит будущее этого бизнеса.

Вдумчивый взгляд актера смотрит прямо в душу:)
Вдумчивый взгляд актера смотрит прямо в душу:)

Я — CEO финтех-компании RBK.money (платежный сервис) и фаундер IT-компании Osnova (платежный процессинг на открытом коде). Хочу рассказать о дилемме «золото/ лопаты» на примере финтеха, но приземлить можно на разные сферы.

В финтехе сейчас действуют две стратегии:

1. Ставка на «добычу золота». Наша задача – как можно тщательнее изучить проблему клиента и решить ее лучше, чем кто-либо другой. То есть тут копаем сами.

Пример: обменник криптовалюты, сервис по ведению личного бюджета или по учету и ведению своих инвестиций, сервис типа collective2, дающий возможность следить за сделками других трейдеров.

2. Ставка на «лопаты для золота». Наша задача – круто решать какие-то непрофильные для других компаний и сервисов вопросы, чтобы им было проще решать проблемы своих клиентов. Здесь помогаем копать другим.

Пример: сервис моментальных выплат для таксопарков или зарплатный сервис, который решает проблему «дожить до следующей зп».

А теперь вопрос: если согласиться с тем, что в будущем каждая крупная компания станет финтех-компанией, то какую из двух стратегий вы предпочтете?

Возьмем, например, традиционный банк.

Какую стратегию он должен выбрать прямо сейчас? Конкурировать с необанками? Лоббировать против них? Обеспечивать инфраструктуру для других, торгуя банковской лицензией?

Если копать золото

Подойти ближе к проблеме (ставка на «добычу золота») – несложно. Но как выиграть в этой стратегии?

Когда я смотрю, как банки улучшают свой UX, то вижу, что они просто копируют новаторские фичи функцию за функцией, а не пытаются разобраться, какую проблему и как хочет решить их клиент. И даже в таком, слегка корявом инновационном процессе темп их внедрения все равно отстает от необанков + на банки ложится стоимость управления их устаревшей инфраструктурой, филиалами и процессами. Чтобы победить в этом пространстве, они должны найти способ работать как необанк, но это требует более гибкого финансирования, других операционных моделей.

Если обеспечивать копальщиков

Ставка «на лопаты» может быть более выигрышной стратегией. С появлением экосистем, глобальных е-коммерс платформ, активного развития электронной коммерции, банки, которые помогают другим игрокам встраивать финансовые инструменты в свою инфраструктуру, летят вперед как ракеты.

Но я считаю, что пока это больше удача, чем закономерность. Встроенные финансы сейчас очень локальны, каждый банк выделяется каким-то конкретным продуктом. Есть у нас банк-партнер с каким-то глобальным инфраструктурным продуктом для всех? Не знаю такого или подскажите.

К чему все это ведет?

Если посмотреть на банк, финансовый сервис или приложение как на бизнес, то они не исключение из общего правила. Их делает прибыльными масштаб. А эффективное масштабирование опирается на хорошо описанные, повторяемые процессы. Классические банки сопротивляются изменениям, потому что они сопряжены с риском. Чтобы измениться, они должны найти новый способ оказывать финансовые услуги вместо массового производства продуктов-подражателей.

Какой я вижу выход?

  • в направлении «Добыча золота»: выделить продуктовое направление (решение проблем клиента) в отдельный бизнес. Обязательна подпитка от основного бизнеса, не вынуждать их тут же зарабатывать себе на жизнь. Дать свободу в выборе сторонних поставщиков финансовых технологий и прочих партнеров. И посмотреть, что будет)
  • в направлении «Лопаты для золота»: фокус на развитии API, партнерских отношений и тестирование разных стратегий выхода на рынок. А это совсем другой подход к найму персонала и к требуемым навыкам. Меньше менеджеров по продажам и больше разработчиков и комьюнити-менеджеров.

Представьте себе банк, который успевает выпускать по 10 интересных потребительских предложений, которые работают на его инфраструктуре в год; некоторые из них могут неплохо масштабироваться. Это было бы круто. Но для этого требуется стратегия по добыче.

Представьте себе банк-партнер, обслуживающий финтех-компании по всему миру, с круто проработанными API и широким набором продуктов. Это было бы что-то. Но для этого потребуется отличная стратегия по лопатам.

А еще нужен банк, который рискнет в себе эти две стратегии совместить. Сложно?

Рассказал про банк, но, по факту, это все применимо к любому финтех-продукту и, подозреваю, что ко многим другим инфраструктурным областям, той же логистике, например.

Пишу об этом регулярно в своем фейсбуке, реже появляюсь здесь.

1414
18 комментариев

Комментарий недоступен

5

Это вы про какую стратегию - золото или лопаты? Или про обе сразу?)
Не спорю, много где именно так и происходит. Любой бизнес, даже самый крупный, пляшет от мышления своих владельцев, инвесторов и примеры идиотских решений, погони за сиюминутной прибылью, паранойи мы видим как в палатке с шаурмой, так и в федеральной сети. Ничего не поделаешь, человеческий фактор))

Но другие примеры тоже есть. Например, в области "лопат" мне нравится платформа APIBank, соединяющая банки и финтех-стартапы - для них это отличная база потестировать кооперацию через решение каких-то нишевых проблем. Вот у этих ребят широкая картинка, а не узкий набор KPI)

Комментарий недоступен

3

Вот, кстати, важный момент про пути отхода) Спасибо, ценный поинт.
Поэтому я для своей второй компании выбрал второй путь - лопаты. Делаем открытый платежный процессинг. Пока все идет хорошо и не вижу причин, чтобы было иначе, но даже в случае какого-то форс-мажора есть варианты, что делать с накопленным багажом разработки. В случае, если бы мы работали на конечного потребителя, можно было бы сразу фиксировать убытки.

Поэтому мне слегка удивительно, когда коллеги предпочитают первый путь, очевидно считая, что В2С - более массовый сегмент, а значит свою долю клиентов они так или иначе урвут)) И не думают, как к ним прорываться будут.

А я не соглашусь. Сейчас, с тенденцией на стартапы, все средства хороши, что ведет к росту клиентской базы. Даже если unit экономика не сходится, многие "бизнесы" надеются что в будущем, когда клиентов будет много, их экономика неожиданно начнет сходиться. И им даже инвесторы верят:) И деньги вкладывают. Правда, почему-то, только у единиц она начинает сходиться.

2

просто сейчас на рынке денег и инвесторов сильно больше, чем толковых стартапов. Три года назад стартапы дрались за возможность привлечь внимание инвестора и получить раунд. А сейчас инвесторы дерутся за возможность вложить деньги в толковый проект.
Если посмотреть базу Techcrunch по последним раундам финансирования, глаза вылезут на лоб от удивления. На что только инвесторы деньги не кидают широким жестом в попутке заработать: от миллионов на проект по отправке цифровых открыток себе в будущее до миллионов на спортзалы для собак.
поэтому сейчас можно пилить любой проект без особой оглядки на юнит-экономику)))

Я считаю, что важнее все "оформить" по платформенной бизнес-модели.
https://www.applicoinc.com/blog/what-is-a-platform-business-model/

Во всех сферах эта модель побеждает линейную (конвейерную). Почти любой проект можно рассмотреть через призму ролей пользователей, ключевого взаимодействия и сетевого эффекта. На рынке еще очень много места для новых платформ. Хорошая старая книжка для понимания: "Революция платформ"

1