{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Что означают эти числа? Топ-12 показателей эффективности бизнеса

Часто руководители и владельцы бизнеса не считают нужным смотреть дальше расчетных счетов. Якобы если на них есть кругленькая сумма, то компания работает эффективно. Но такое мышление — это путь в никуда, ведь если следить лишь за парой показателей, внезапно можно обнаружить себя на пороге закрытия. Недостаточно мониторить только доходы, расходы и сумму на счетах.

После такого заявления может появиться желание следить сразу за всеми показателями, какие есть. Но это тоже не спасет: для каждой сферы важны свои финансовые показатели. Поэтому стоит применять их с умом.

Например, если в себестоимости продукта или услуги высокая доля затрат на материалы, то основными показателями будут нормы расходов, стоимость материалов и их запасы.

Другой пример: компания оказывает услуги, и себестоимость в основном складывается из зарплаты сотрудников, то анализировать нужно именно выплаты команде и количество закрытых часов.

Кажется, что это все очевидно? Тогда проверьте свои знания: специально для этого мы подготовили тест, который поможет найти пробелы в вашей финансовой грамотности.

Для наглядности предлагаем смоделировать ситуацию. Вы очень любите книги. Не только читать, но и в целом цените классные издания, с качественным переплетом и тиснением на обложке. Это ваша страсть, поэтому вы решили открыть свое издательство.

Чтобы понимать, какие показатели важны для вашего бизнеса, необходимо знать, для чего используется каждый из них. Что ж, давайте разбираться.

Содержание:

Доходы

Начнем с простого. Доходы помогают определить, растет ли ваш бизнес. Просто смотрим на показатели в динамике и сравниваем периоды.

Но не стоит путать доходы с поступлением денежных средств. Если покупатель отправил предоплату за товар или услугу, это не делает деньги вашими. Их нельзя учитывать в выручке, пока не подписан акт выполненных работ или УПД. То есть засчитать платеж в доходы мы можем только по факту выполненных обязательств.

Например, средства с краудфандинга мы не можем считать доходом. Мы ведь еще не выполнили обязательства, макеты даже не передали в типографию. Хотя при этом можно посмотреть на свой расчетный счет и обрадоваться. Но делать этого не стоит: признать поступления от заказчика выручкой получится только после подписания документов о проделанной работе.

Расходы

Логично, что когда доходы больше расходов — это хорошо. Если это не так, то нужно принимать меры по спасению своего бизнеса.

Сейчас многие предприниматели работают в качестве ИП и поэтому имеют упрощенную систему налогообложения «Доходы». Так бизнесмену не нужно учитывать расходы для целей бухгалтерского и налогового учета. Но для оценки финансового состояния компании это делать необходимо.

Расходы бывают двух видов:

  • Операционные. То, что бизнес тратит на свою непосредственную деятельность. Например, расходы на бумагу для печати, заработная плата верстальщика, налоги, услуги типографии или аренда офиса.
  • Прочие. Сюда попадает все, что не получается включить в операционные. Например, штрафы, пени, расходы на обслуживание расчетно-кассового оборудования. Они не характеризуют себестоимость продукции, но учитывать их нужно.

Также некоторые предприниматели используют один счет для личных и производственных расходов. Из-за этого картина размывается и становится сложно определить, сколько тратит компания.

Количество дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность — сумма средств, которую должны компании юридические или физические лица. Например, оплата за книги, которые отгрузили в магазин, займы, переплаты по налогам.

Контролировать дебиторскую задолженность важно, ведь это избавит компанию от просроченных оплат за выполненные работы. Иначе есть риск появления кассового разрыва и безнадежных долгов.

Стоит определить максимальный уровень дебиторской задолженности расчетным путем. Он может быть абсолютным или рассчитываться в процентах от выручки. Как таковой универсальной формулы нет, для каждой компании расчет будет свой. Зависит это, например, от того, представляют ли вам отсрочку по платежам поставщики. В целом, усредненная формула будет такая:

Допустимая дебиторская задолженность = (плановый объем продаж / 365) x среднее количество дней отсрочек

Допустим, мы ожидаем, что объем продаж за год составит 10 млн ₽. Среднее количество дней отсрочки платежа — 90 календарных дней. Получаем:

Допустимая дебиторская задолженность = (10 000 000 / 365) x 90 = 2 460 000 ₽

Если мы выйдем за это значение, есть риск не выполнить текущие обязательства: зарплаты, налоги, оплаты поставщикам. Исходя из результата расчета будет проще составлять регламенты, которые помогут добиться нужного уровня задолженности. Для этого можно изменить условия оплаты, например, ввести полную предоплату за весь тираж. Или же мотивировать сотрудников с помощью премии за отсутствие просроченных оплат.

Прогноз денежного потока

Денежный поток показывает движение средств по всем счетам за выбранный временной период. Он состоит из:

  • поступлений, денег, которые организация получает от покупателей и заказчиков, процентам по кредитам или других источников;
  • расходов — выплат поставщикам, сотрудникам, налоговым органам, учредителям и т. д.

Прогноз денежного потока нужен, чтобы контролировать бюджет компании, планировать поступления, отслеживать расходы и не допустить кассового разрыва. В нем также важно не путать выручку и поступления.

Поступления — это весь приток денег на счета, а выручка — это выполненные обязательства. В денежном потоке используются именно поступления. Это важно учитывать.

Также часто бывает, что денежный поток путают с прибылью. Но из-за большой дебиторской задолженности может сложиться ситуация, когда прибыль есть, а наличных денег на счетах нет. Денежный поток, в свою очередь, покажет фактическое наличие средств.

Именно поэтому малый и средний бизнес редко пользуется показателями прибыли. Ведь отрицательный денежный поток может быть даже у прибыльной компании. Такой бизнес не сможет рассчитаться по обязательствам и обанкротиться.

Для нашего издательства прогноз денежного потока поможет спланировать график новых релизов и покупки лицензий.

Чистая прибыль

Чистая прибыль — это средства, которые остались у компании после уплаты всех налогов и вычета всех затрат: заработная плата, сырье и материалы, амортизация оборудования. Это наиболее прозрачный показатель, который понятен владельцу бизнеса. Дивиденды берутся именно из чистой прибыли.

Контролировать этот показатель необходимо, чтобы не оказаться в ситуации, когда денежный поток положителен, на счетах есть средства, но организация работает в убыток и не в состоянии выплатить дивиденды.

Себестоимость продукции

Себестоимость — это расходы компании, которые необходимы, чтобы создать единицу продукта. При расчете цены за одну книгу, мы берем в расчет:

  • стоимость материалов: бумаги, клея, краски и т.д.;
  • заработную плату переводчиков, авторов, верстальщиков;
  • затраты на электроэнергию для поддержания работы офиса;
  • услуги типографии;
  • аренду помещения;
  • стоимость доставки тиража;
  • и еще кучу других расходов.

Из всех этих значений и складывается себестоимость продукции. Она напрямую влияет на итоговую цену товара или услуги для покупателя. Если при расчете себестоимости что-то упустить и не учесть, то это повлияет и на конечную стоимость — она будет некорректна. При высокой цене никто не купит товар, а при слишком низкой компания начнет работать в убыток. Поэтому важно найти баланс.

Сезонность, конкуренция, ситуация на рынке, покупательская способность, УТП — все это также влияет на итоговую стоимость товара или услуги.

Посмотрим, как это выглядит на примере заказа в типографию:

Себестоимость печати тиража — 300 000 ₽. Мы планируем издать книгу к выходу фильма, снятого на ее основе. Переговоры с правообладателем затянулись, так что печатать тираж нужно как можно скорее. Плюс нам нужно необычное тиснение на обложке, чтобы книга выглядела премиально и выделялась на полке. С учетом этих требований типография ставит цену печати 500 000 ₽. Не будь все так срочно, печать обошлась бы нам дешевле. Но делать нечего — соглашаемся и вносим предоплату.

Рентабельность

Этот показатель помогает отследить эффективность использования какого-то ресурса. Его можно рассчитать для всей компании, одного подразделения или производства конкретной продукции. Рентабельность выражается в процентах:

Рентабельность = Прибыль / Результативный показатель x 100%

Само собой, важно, чтобы результат был положительным, и чем больше, тем лучше. Если у товара или актива отрицательная рентабельность, то он убыточен. Нужно что-то менять или избавляться от него.

Результативным показателем может выступать выручка, оборотные средства, капитал, себестоимость в зависимости от того, рентабельность чего мы рассчитываем. Эта формула абстрактна и не дает нам конкретики, поэтому рассмотрим частные случаи.

Маржинальная рентабельность

Этот показатель помогает понять, на производстве каких товаров или услуг лучше сосредоточиться. Бывают ситуации, когда компания ищет способы увеличить прибыль за счет изменения ассортимента. Маржинальная рентабельность покажет, какую продукцию выгоднее производить, а от какой лучше отказаться. Иногда этот показатель помогает скорректировать общую стратегию компании.

Сперва вычислим маржинальную прибыль. Для этого нужно знать выручку — сколько всего денег вы получаете за товар или услугу. Также потребуются переменные расходы — затраты на материалы, сырье, топливо, комплектующие, зарплата и т. д.

Маржинальная прибыль = Выручка - Переменные расходы

После этого можем вычислить маржинальную рентабельность:

Маржинальная рентабельность = Маржинальная прибыль / Выручка x 100%

Рассмотрим на примере:

Мы издаем самые разные книги. Две самых крупных категории наших товаров — это бизнес-литература и бульварные романы. Нам важно определиться, на каких книгах лучше сосредоточиться, на что покупать лицензии.

В нашем случае в переменные расходы также входит гонорар автору, поскольку он не фиксирован. Чтобы вычислить общую выручку и общие переменные затраты всего тиража, нужно умножить значения на количество проданных копий. Получается что:

Маржинальная прибыль от бизнес-литературы = 700 x 50 000 - 550 x 50 000 = 35 000 000 - 27 500 000 = 7 500 000 ₽

Маржинальная прибыль от бульварных романов = 500 x 30 000 - 300 x 30 000 = 15 000 000 — 9 000 000 = 6 000 000 ₽

Так, по маржинальной прибыли ведет бизнес-литература. Но это не говорит о том, что выгоднее производить. Для этого рассчитаем маржинальную рентабельность (Rм):

Rм бизнес-литературы = 7 500 000 / 35 000 000 x 100% = 21,42%

Rм бульварных романов = 6 000 000 / 15 000 000 = 40%

Получается, что производство бульварных романов рентабельнее почти в два раза. Теперь мы можем сосредоточиться на их производстве и сократить тиражи бизнес-литературы. Исходя из этого маркетинг может скорректировать портрет покупателя и продвигать наши книги на более релевантную аудиторию.

Операционная рентабельность

Этот показатель рассчитывается от операционной прибыли, то есть той, из которой вычли почти все расходы, кроме налогов.

Операционная прибыль = Маржинальная прибыль - Постоянные расходы

Иными словами, мы вычли из выручки сперва переменные расходы и получили маржинальную прибыль. И уже из нее вычли постоянные. К постоянным расходам относят аренду помещения, проценты по обязательствам, амортизационные отчисления, зарплаты сотрудников. Также операционную прибыль можно рассчитать по такой формуле:

Операционная прибыль = Выручка - Переменные расходы - Постоянные расходы

Формула расчета операционной рентабельности:

Операционная рентабельность = Операционная прибыль / Выручка x 100%

Вернемся к примеру с книгами. Мы выяснили, что бульварные романы выгоднее бизнес-литературы и уже готовы сделать на них ставку. Но на всякий случай посчитаем их операционную рентабельность. Для этого нам потребуется еще один показатель — постоянные расходы. Переменные мы уже учли в маржинальной прибыли.

Оказалось, что для выпуска бульварных романов нужно содержать полноценный офис, закупать оборудование для работы сотрудников, нанимать дополнительный персонал. Это может внести свои коррективы в наши планы, поэтому рассчитаем операционную рентабельность (Rо):

Ro бизнес-литературы = (7 500 000 - 400 000) / 35 000 000 x 100% = 20,29%

Ro бульварных романов = (6 000 000 - 2 000 000) / 15 000 000 x 100% = 26,67%

Теперь разница не такая очевидная, и решение фокусироваться на бульварных романах не выглядит так однозначно.

На деле, конечно, редко когда постоянные расходы у двух продуктов так сильно различаются. Но все же это нужно держать в уме. Маржинальная рентабельность отлично показывает, насколько эффективно продукт окупает вложения в материалы. Операционная же покажет более подробную картину.

Также важно помнить, что сам по себе показатель рентабельности дает мало информации, его важно отслеживать в динамике.

EBITDA

Сокращение расшифровывается как Earning Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization. Звучит очень сложно, но на деле это показатель прибыли без учета налоговых и кредитных выплат и амортизации. Рассчитать его можно так:

EBITDA = Чистая прибыль + Налоговые отчисления + Проценты по кредитам и займам к уплате + Амортизационные отчисления

Результат пригодится в двух случаях:

  • Когда нужно определить, эффективен ли ваш бизнес. Если показатель меньше нуля или равен ему, это сигнализирует о проблемах. Значит, в операционной деятельности компании нужно что-то менять. Иначе есть шанс оказаться в долгах.
  • Для сравнения компаний с конкурентами в той же сфере. Операционные расходы обычно не так сильно отличаются, а вот кредитные обязательства у всех свои. Полезно для инвесторов.

То есть если инвестор захочет вложиться в наше издательство, он сперва вычислит показатели EBITDA для нас и конкурентов, и сравнит их.

Точка безубыточности

Особенно актуален этот показатель для небольшого или начинающего бизнеса. Точка безубыточности — это тот момент, когда бизнес выходит в ноль: нет убытков, но нет и чистой прибыли. По сути, компания обслуживает сама себя.

Определить точку безубыточности можно:

  • в деньгах, тогда мы выясняем необходимую для работы в ноль выручку;
  • в единицах продукта, если определить, какое количество проданных товаров или услуг позволят не создавать убытков.

Чтобы найти точку безубыточности, нужно сперва вычислить маржинальность:

Маржинальность = (Выручка - Переменные расходы) / Выручка

Теперь можем посчитать показатель в деньгах:

Точка безубыточности в деньгах = Постоянные расходы / Маржинальность

Если нужно выяснить точку безубыточности в единицах продукции или услуги:

Точка безубыточности в единицах = ТБУ в деньгах / Стоимость продукта

Попробуем рассчитать ее для нашего издательства.

Маржинальность = (750 000 - 300 000) / 750 000 = 0,6

Точка безубыточности в деньгах = 800 000 / 0,6 = 1 333 333 ₽

Точка безубыточности в единицах = 1 333 333 / 450 = 2963

Получается, что нам нужно продавать около трех тысяч книг в месяц. Теперь есть ориентир.

Средний чек

Эффективность продаж вашего бизнеса можно отследить, если рассчитать среднюю стоимость заказа. Вычислить этот показатель несложно:

Средний чек = Выручка / Общее количество совершенных покупок

Но пригодится этот показатель далеко не везде. Если команда разработчиков берет в работу небольшие проекты, которые заканчивает за пару месяцев и крупные заказы на несколько лет, то средний чек ничего не покажет, а просто запутает. Но для книжного магазина это показатель эффективности работы продавцов и отдела маркетинга. Например, если предложить скидку на новый бестселлер и отследить средний чек до и во время акции.

Также важно помнить, что один этот показатель не даст вам полной информации о продажах. Всегда нужно учитывать общее количество покупателей. Например, средний чек увеличился, но клиентов стало заметно меньше. Да, в целом люди покупают более дорогие товары, но ваша выручка уменьшилась.

Низкий средний чек чаще всего сигнализирует о сокращении выручки. Хотя могут быть ситуации, когда у вас резко увеличилось количество клиентов, которые покупают недорогие товары. Из-за этого среднее значение падало, но выручка увеличилась.

Средний чек — это хороший индикатор, который помогает скорректировать ценовую политику. Допустим, что вы повысили цены. Закономерно часть покупателей выбирает вместо вас конкурентов. Но оставшиеся клиенты совершают покупки на бóльшую сумму, и выручка не уменьшается. Получается, вы ничего не потеряли и повышение цен прошло успешно.

Также показатель применяют, чтобы изменить ассортимент. В нашем случае это поможет определить, какую книгу стоит допечатать, а на какую сделать стимулирующую скидку. Товары добавляют, убирают и заменяют, при этом отслеживая средний чек и общее количество покупателей.

Объем продаж и качество продукции

Логично, что чем больше единиц продукта или услуги реализует компания, тем выше будут ее обороты и прибыль. Этот показатель полезно отслеживать, чтобы определить, с какой скоростью растет бизнес. И нет увеличения в объеме продаж, нужно выяснить, в чем проблема. Вполне возможно, что упало качество продукции или предоставляемых услуг.

В наше издательство обратился клиент с проблемой: переплет не держит блоки страниц, книга просто разваливается. Исполнительный директор Олег не понимает, как это возможно: ведь он поручил менеджеру заказать качественный клей. Но после просмотра документов стало ясно, что на самом деле материал далеко не самый лучший. Из-за этого полки действительно не соответствовали указанным требованиям.

Олегу пришлось отозвать весь тираж из магазинов, заказать новую партию в типографии с другим клеем и выслать замену клиенту. При этом компания понесла не только материальные убытки, но и репутационные. Теперь отдел маркетинга изо всех сил восстановить доброе имя издательства, а руководитель лично проверяет качество продукции.

Если снизить качество продукции или услуг, то вы получите только краткосрочную выгоду. В долгосрочной перспективе вы проиграете: потеряете лояльных клиентов и репутацию.

Проверь себя

Надеемся, что теперь финансы не выглядят для вас как дремучий лес с кучей цифр. И наше издательство сможет избежать кассовых разрывов и прийти к точке безубыточности как можно быстрее. Но для любых расчетов важны точные числа, иначе результаты окажутся неверными, и на их основе вы примете неправильные решения. Поэтому для бизнеса так важно видеть полную картину финансового состояния и исключить человеческий фактор из уравнения. С этим предпринимателям помогает система Аспро.Cloud.

Она автоматически собирает данные о деньгах компании, вносит поступления и распределяет их по видам деятельности. С ее помощью у вас всегда будут актуальные данные, которые Аспро.Cloud соберет в виде удобных и понятных отчетов.

Используйте достоверные значения из системы для расчета по формулам из этой статьи, чтобы отследить важные вашему бизнесу показатели и решить конкретные задачи.

В качестве итога предлагаем проверить свои знания из этой статьи с помощью короткого теста. Делитесь в комментариях результатами, посмотрим, кто тут из нас финансовый гений!

Чем мы занимаемся?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда