Тариф «Всё сам» или почему не стоит делать бизнес без юриста

Каждый, кто планирует открывать свой бизнес (или уже открыл), неизбежно сталкивается с рядом правовых вопросов: налоги, договоры с командой, подрядчиками и клиентами. О некоторых аспектах юридической защиты бизнеса многие начинающие предприниматели не задумываются или не знают вовсе: например, почему важно зарегистрировать товарный знак (и чем раньше, тем лучше), как и зачем маркировать рекламу и далее по списку…

Разумеется, многие стремятся направить большую часть средств на развитие и продвижение продукта, пренебрегая услугами юриста.

В этой статье разбираем топ-3 ошибок начинающих предпринимателей глазами юристов и объясняем, почему к юридическим услугам стоит относиться не как к лишним расходам, а как к способу экономии своих ресурсов (не только финансовых).

1. Не подумали о защите бренда и нарушили чужие права

Наталья Синицына
Управляющий партнер Magic legal, Патентный поверенный РФ №2419, юрист по интеллектуальной собственности 

У всех новых брендов есть идея, концепция и название. Невозможно запустить корабль в плавание без звучного имени, который будет запоминаться. Разрабатывая нейминг, многие предприниматели часто не думают о существовании чужих товарных знаков. Кажется, что нужно сначала опробовать гипотезы, понять, выгорит ли идея, начать расти и только потом думать о защите бренда. Но может оказаться, что название, которое вы придумали – уже кем-то занято. Еще интереснее, когда вы уже вложились в брендинг и продвижение, и осознали, что дальше пути развития вашего бренда заблокированы правообладателем товарного знака.

При запуске товаров / услуг на рынок важно не нарушить чужие права. Предлагая что-то к продаже, вы получаете доходы, а значит, считаетесь предпринимателем, несете риски своих действий, и можете «случайно» нарушить чужие права на товарный знак.

Даже если вы не уверены, что ваш бизнес выстрелит, и не понимаете, зачем вкладывать деньги в юридические услуги (что само по себе заблуждение, конечно), важно не просто помнить о защите своего лого, но и проверять его на «юридическую чистоту».

Тариф «Всё сам» или почему не стоит делать бизнес без юриста

Идеальный вариант – регистрация своего товарного знака. В этом вопросе никогда не бывает «рано», бывает только поздно.

Так зачем же вам товарный знак?

Товарный знак – не просто формальность. Это реальная возможность защитить свой бренд. Но затраты на разработку фирменного стиля часто нерациональны, если нельзя их защитить по закону.

Ключевое качество товарного знака – различительная способность. Это значит, что для регистрации в качестве товарного знака обозначение должно обладать характеристиками: позволять потребителю отличать товары или услуги одного производителя от аналогичных товаров и услуг других производителей.

Товарные знаки бывают разных видов, самые распространенные: словесные (без графики), изобразительные (только графика) и комбинированные (слово с графикой – логотип). Но в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы и другие варианты обозначений или их комбинации.

Немного понятных примеров:

Товарные знаки могут быть выполнены на любом языке, при анализе обозначений на иностранных языках учитывается как их прямой перевод, так и ассоциации, которые они могут вызывать у потребителей в России. Так, например, заявки на товарные знаки, выполненные на латинице, хоть и не имеющие прямого перевода, но вызывающие у потребителей в России неоднозначные ассоциации, вряд ли будут зарегистрированы.

Например, собственникам не удалось зарегистрировать название бара 18+:

Заявка на товарный знак №2022792545
Заявка на товарный знак №2022792545

Интересный факт: товарный знак на иностранном языке дает преимущества правообладателю с точки зрения закона о рекламе и закона о государственном языке РФ: использование иностранных слов в рекламе возможно только при условии, что смысл и содержание данных слов будут разборчивы (в том числе по техническому оформлению иметь одинаковые параметры – цвет, тип и размер шрифта), и идентичны информации на русском языке. Но это требование не относится к словам, зарегистрированным в качестве товарных знаков – их можно не переводить (ч. 3 ст. 3 Закона о государственном языке РФ).

Товарный знак действует 10 лет с даты подачи заявки, потом действие права нужно будет продлевать. Регистрацию товарного знака в РФ проводит Роспатент, охрана товарного знака – территориальная, то есть знак, зарегистрированный в Роспатенте, действует только на территории РФ, а для выхода на зарубежные рынки процедуру регистрации товарного знака нужно проходить в отношении каждой конкретной страны.

Правообладатель может использовать знак охраны

– "R" или "R" в окружности (®)

Интересный факт: за незаконное использование такой маркировки (если у вас нет товарного знака, но рядом с названием вашего бренда вы ставите значок) предусмотрена уголовная ответственность – штраф до ₽120 000 или до года исправительных работ. (ст. 180 УК РФ)

Самое распространенное заблуждение – нельзя зарегистрировать «общеупотребимое» слово. Но такого критерия в законе нет.

Поэтому, если вы называете свой магазин «СОЛНЫШКО» с искренним убеждением, что такое название никто не мог зарегистрировать как товарный знак и его можно спокойно свободно использовать – есть большая (прям огромная) вероятность нарушения чужих прав, потому что есть такой товарный знак. Почему у кого-то получилось зарегистрировать это «общеупотребимое» слово? Оно не описывает товары и услуги и в целом отвечает всем критериям для регистрации товарных знаков.

Ключевое условие регистрации товарных знаков: обозначение не должно быть описательным / характеризовать конкретные товары и услуги, для которых оно регистрируется. Если вам интересно подробнее узнать про возможности регистрации товарных знаков с красочными примерами, дайте знать в комментариях.

Немного понятных примеров:
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы не только слова, но и выражения и целые предложения. Так многие рожденные в быту или мемами фразы уже приобрели правовую охрану, и их нельзя использовать без согласия правообладателя.

Резюме: зачем вашему бизнесу товарный знак?
1. На рынке могут появиться конкуренты-подражатели, которые позаимствуют часть элементов бренда и сделают похожий. С товарным знаком можно запретить использовать похожее наименование, дизайн, контекстную рекламу и домен, и взыскать компенсации с нарушителей.

2. Финансовые потери от перехода потребителей или заказчиков к конкурентам-подражателям, предлагающим более дешевые аналоги. Бренд теряет уникальность на рынке, размывается среди похожих. Как следствие, утрата конкурентных преимуществ.

Чек-лист:

  1. Осознать, что ваш бренд не защищен товарным знаком.
  2. Проверить, не занято ли название: по базам уже зарегистрированных товарных знаков и заявок на регистрацию. Есть ли сходство? Оценить риски.
  3. Проверить брендинг конкурентов: могут ли потребители воспринять ваше название или дизайн как имитацию чужого товара? Оценить риски.
  4. Если название уже зарегистрировано другим лицом для нужных вам товаров или услуг – проанализировать ситуацию и решить, хотите ли вы побороться за ваш бренд.
  5. Если не хотите бороться – ребрендинг и регистрация нового обозначения в качестве товарного знака.
  6. Если хотите бороться – продумайте стратегию, не спешите писать правообладателю, он может пойти в атаку: пришлет вам претензию и будет требовать выплаты компенсации, ведь вы фактически уже нарушаете его права.

2. Налоговый режим не соответствует фактической бизнес-модели

Мария Кашникова 
налоговый юрист для IT-бизнеса и онлайн-образования kashnikova.ru

Перед запуском своего дела очень важно рассмотреть все доступные налоговые режимы, посчитать и сравнить налоговую нагрузку для каждого из них, заложить налоги и иные обязательные платежи в финансовую модель.

Выбор режима зависит от ряда факторов:
– вида деятельности,
– количества сотрудников,
– распределения долей между соучредителями (для юридических лиц),
– предполагаемых доходов,
– «рынков», на которые работает бизнес (российский / зарубежные),
– документальной обвязки с командой и клиентами,
и иных.

Помимо «стандартных» налоговых режимов существуют региональные и отраслевые налоговые льготы (например, для IT-компаний). Очень важно с самого начала оценить применимость таких льгот, разработать «дорожную карту» по их получению, и здесь не обойтись без квалифицированной юридической помощи.

В IT-сфере не редки ситуации, когда компании получают аккредитацию, начинают применять льготы. Позже выявляется несоответствие критериям, предусмотренным для сохранения статуса IT-компании, что приводит к потере льгот, доначислению налогов (а иногда еще к пени и штрафам).

Также можно привести пример в сфере онлайн-образования, где одним из самых распространенных режимов является патентная система налогообложения (ПСН). Применение этого режима допустимо только в отношении услуг в сфере дополнительного образования детей и взрослых. Но не всякая деятельность по продаже курсов является образовательной в понимании ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Применение ПСН в отношении иных услуг (например, информационно-консультационных) может также привести к нарушению налогового законодательства.

Немного понятных примеров:

Одним из громких событий на ранке онлайн-образования стало задержание Аяза Шабутдинова и обвинение его в мошенничестве. Разумеется, мы не обладаем доступом к материалам дела, однако исходя из комментариев экспертов и потерпевших мы предполагаем, что одна из линий аргументации сводится к тому, что услуги фактически не являются образовательными.

Установление этого факта в рамках уголовного процесса может повлиять и на налоговые последствия для бизнеса Like Центра, поскольку одна из компаний применяла налоговые льготы для образовательных организаций (ставка 0% по налогу на прибыль и освобождение от НДС). Подробнее о сути льгот можно посмотреть здесь. Поэтому крайне важно, чтобы налоговый режим полностью соответствовал фактическому содержанию и юридическому оформлению отношений.

Другой кейс – «дробление бизнеса» в целях искусственного соблюдения критериев, установленных для специальных налоговых режимов. В последнее время участились случаи выявления таких схем (кейсы Александры Митрошиной, Елены Блиновской, Лерчек). Подробнее о критериях и последствиях можно прочитать здесь.

Вопрос «кто следующий?»

– открыт, но вряд ли вам хочется оказаться в таком списке.

Тариф «Всё сам» или почему не стоит делать бизнес без юриста

Интересный факт: 29 февраля 2024 года Президент России, Владимир Путин, поручил в своем обращении к Федеральному Собранию проработать параметры амнистии для предпринимателей, которые «были вынуждены» использовать дробление бизнеса. Мы будем внимательно следить за развитием ситуации и за тем, как она скажется на текущих спорах (в т.ч. на не завершившемся споре налоговой службы и «королевы марафонов» Елены Блиновской).

Неправильное оформление отношений с командой также грозит претензиями со стороны налоговой. В целях экономии на НДФЛ и страховых взносах многие оформляют отношения со штатными сотрудниками как с самозанятыми / ИП. Если налоговый орган признает такие отношения трудовыми, то помимо сумм сэкономленных налогов ИП / юридическому лицу будут доначислены пени и штрафы.

Избежать этого можно*, грамотно выстроив и оформив отношения с подрядчиками:

– в договоре или приложениях к нему должен быть согласован конкретный объем услуг или результатов, на достижение которых направлена деятельность подрядчика;

– не рекомендуется устанавливать фиксированный размер вознаграждения, а также выплачивать его дважды в месяц и т.д.

И здесь едва ли поможет шаблон из Интернета, поэтому также рекомендуется проконсультироваться с юристом и разработать не только договоры, но и стратегию защиты («защитный файл») на случай, если у налогового органа возникнут соответствующие вопросы.

* Важно! Одних договоров будет недостаточно, т.к. налоговый орган будет изучать все доказательства в совокупности.

Отметим, что налоговые органы уполномочены проводить проверки за три календарных года, предшествующих году назначения такой проверки. С каждым годом ФНС внедряет всё больше механизмов, позволяющих автоматизировать налоговый контроль. Поэтому незаконная оптимизация налогов сейчас может обернуться значительными финансовыми и репутационными потерями через пару лет.

Чек-лист:

  1. Подберите правильный налоговый режим, рассчитайте нагрузку на доходы компании и сотрудников и заложите их в финансовую модель;
  2. Помните, что налоговые последствия определяются по фактическому содержанию сделки, а не по форме договора. Однако уделите должное внимание договорной обвязке своих отношений с клиентами, подрядчиками и сотрудниками: в случае проверки – это первое, на что посмотрит налоговая;
  3. Стремитесь использовать только законные методы оптимизации налогообложения и не пытайтесь обмануть налоговую - в конечном счете такая экономия с высокой вероятностью приведет к потере денег, нервов, времени и репутации.
Тариф «Всё сам» или почему не стоит делать бизнес без юриста

3. Реклама размещается без маркировки

Надежда Колотовкина
Ведущий юрист SETTERS Creative Capital, юрист в сфере интеллектуальной собственности и рекламы

После того как защитили свой товарный знак и уже не боитесь того, что его займет кто-то другой, надо наращивать медийность.

Самый простой и популярный способ повысить узнаваемость бренда – это запилить сайт и постить качественный контент в социальных сетях. Рассказываете о преимуществах своей компании? Отлично, но есть проблема: даже «безобидные» соцсети могут обернуться большим штрафом.

Причина одна: закон предъявляет много требований к рекламе.

Рекламой будет считаться почти любая информация, которая направлена на привлечение внимания.

Но определенная свобода в этом вопросе все же есть. Так, по мнению ФАС, сайт, как и страница в социальных сетях, создается «с целью размещения наиболее полной информации о деятельности компании». Размещенные там материалы носят информационный и справочный характер, и не подпадают под определение «реклама».

Или если кратко:

Тариф «Всё сам» или почему не стоит делать бизнес без юриста

Продвижения, посевы, выходы у блогеров, настройка и запуск рекламных кампаний (в т.ч. таргетированной рекламы) – все это «реклама». Их цель – привлечение внимания аудитории (своей – в случае, если публикация стилистически отличается от размещаемых обычно публикациях в своих социальных сетях, или новой аудитории – когда публикация размещается в виде промо или посева).

Помните про требования к маркировке рекламы, размещая рекламу в Интернете, придется передавать отчетность в государственные реестры.

На практике вам необходимо:
– передавать данные оператору рекламных данных (ОРД) до размещения публикации,
– размещать креатив только с соответствующей пометкой
– загружать данные по статистике после размещения рекламы.

Промаркированный пост выглядит вот так:

Что важно помнить?

  1. Ставьте пометку «реклама». Она должна легко читаться.
  2. Укажите сведения о конечном рекламодателе: наименование организации или сайт, на котором указана информация о ней, ИНН/ОГРН опционально.
  3. Токен в ссылке, на визуале, видеоматериале или в начале текстового блока, если ссылки нет.

А если «забить», чем грозит?

Размер штрафа может доходить до 500 000 рублей. Его можно получить, если:
– нет пометки «реклама» и указания на рекламодателя
– не подали ОРД информацию о рекламе;
– нарушили сроки подачи информации – 30 дней после размещения рекламы;
– представили неполную, недостоверную или неактуальную информацию;
– не получили и не указали в рекламе токен;
– неправильно разместили токен на рекламе.

Что это значит на практике?

При размещении любой рекламы в интернете надо заключать договор.

Да, даже если стоимость рекламы небольшая.

Да, даже если вам не очень хотелось бы.

Тариф «Всё сам» или почему не стоит делать бизнес без юриста

Подписанный документ поможет:
– распределить обязанности по маркировке и подаче отчетности.
– определить, кто и за что несет ответственность.
– зафиксировать необходимые для загрузки в ОРД данные.
– зафиксировать стоимость размещения и сделать данную оплату «белой».

Что еще важно?
Доступ в Единый реестр интернет-рекламы – ЕРИР (куда, собственно, и загружаются все данные по рекламе в Интернете) имеет также и Федеральная налоговая служба. Это значит, что оплата переводом на карту или размещение по бартеру будет привлекать внимание налоговых органов.

Чек лист как определить «реклама» или «информация»:

  1. Вы размещаете информацию только в своих социальных сетях/на своем сайте?
  2. Вы размещаете информацию только о вашей деятельности?
  3. Информация по оформлению и стилю совпадает с вашим обычным контентом?

Если на все вопросы ответ «да», перед вами информация, и можно грузить ее спокойной. Если спряталось хоть одно «нет», прикладываем road-map по маркировке и «счастливых вам Голодных игр и пусть удача, всегда будет с вами!»

Тариф «Всё сам» или почему не стоит делать бизнес без юриста

Остаемся на связи в комментариях и будем рады вопросам и мнениям.

Если статья была вам полезна, не забудьте поставить лайк и добавить ее в закладки.

Авторы статьи:

Наталья Синицына – управляющий партнер Magic legal, Патентный поверенный РФ №2419, юрист по интеллектуальной собственности

Мария Кашникова – налоговый юрист для IT-бизнеса и онлайн-образования kashnikova.ru, больше про налоги на vc.ru

Надежда Колотовкина – ведущий юрист SETTERS Creative Capital, юрист в сфере интеллектуальной собственности и рекламы, на связи по вопросам рекламного права в телеграм

99
4 комментария

Классная статья, прямо чек лист для стартапа)

2

спасибо, Дмитрий! хотим, чтобы бизнес имел хотя бы минимальный понятный план действий перед запуском :)

Да, действительно всё максимально подробно расписано. Правовая сторона вопроса очень важна в любом бизнесе. Нужно постараться всё максимально предусмотреть, минимизировать все риски. От этого как раз и зависит успешное дальнейшее развитие бизнеса.

1

Название и логотип многие забывают проверять ,а потом суды и потеря денег и репутации, к таким деталям нужно внимательнее относиться

1