Посягаем на святое! Что говорит закон про создание и использование мемов в личных и коммерческих целях

Артур Бабалов из Рунетлекса объясняет, что такое мем с точки зрения права и можно ли брать в мемы чужие картинки, фразы и фотографии.

Посягаем на святое! Что говорит закон про создание и использование мемов в личных и коммерческих целях
Артур Бабалов
юрист Рунетлекса

Что такое мем вообще и с точки зрения права

Начнём с определения, чтобы все понимали, о чём статья.

Термин «мем» ввёл биолог Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген». Он считает мем единицей культурной информации, способной размножаться, копируя себя.

Мемом может быть идея, символ, манера поведения и т.п. Они могут передаваться устно, письменно, через рисунки или цифровые медиа.

В контексте нашей статьи мем — это картинка, видео или текст юмористического характера.

Например, «Потрачено» (текст и картинка) из игры «GTA: San Andreas»:

Посягаем на святое! Что говорит закон про создание и использование мемов в личных и коммерческих целях

Или Понасенков, переигрывающий и уничтожающий:

Посягаем на святое! Что говорит закон про создание и использование мемов в личных и коммерческих целях

Правовая квалификация мемов в качестве произведения фольклора (пп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ) представляется нам ошибочной.

Большинство мемов должны считаться объектами авторских прав, потому что они созданы творческим трудом конкретного человека и выражены в объективной форме — картинки, видео и т.п. (ст. 1257 и 1259 ГК РФ).

Это значит, что их использование должно регулировать законодательство об интеллектуальной собственности. Об этом мы и поговорим.

Можно ли использовать чужую интеллектуальную собственность для создания мемов?

Источником для мема могут быть новости, знаменитости, отрывки из фильмов и сериалов и т.п. Некоторые из них могут охраняться авторским правом.

Если в меме используется чужая интеллектуальная собственность, он может быть квалифицирован как пародия или карикатура (п. 4 ст. 1274 ГК РФ). Закон не даёт чёткого определения пародии или карикатуры, но суды выделили два основных признака (дело №А56-123039/2019):

  1. основаны на оригинальном произведении;
  2. цель — создание комического эффекта.

Если мем подходит под оба критерия, для его создания не нужно получать согласие правообладателя произведения и выплачивать ему вознаграждение (п. 4 ст. 1274 ГК РФ).

Например, создание мема с плачущим Мэттью Макконахи из фильма Интерстеллар не должно считаться нарушением интеллектуальных прав. Правообладатель не может запрещать создавать пародии и карикатуры на его основе (п 99. ППВС от 23.04.2019 N 10).

Посягаем на святое! Что говорит закон про создание и использование мемов в личных и коммерческих целях

Такой подход встречается и в судебной практике. Российская компания приобрела право использования произведения изобразительного искусства «Ждун» на территории РФ, Белоруссии и Казахстана по исключительной лицензии. Когда во Вконтакте появились стикеры со Ждуном, компания посчитала это нарушением и обратилась в суд с требованием выплатить компенсацию за незаконное использование в размере 5 млн рублей.

Посягаем на святое! Что говорит закон про создание и использование мемов в личных и коммерческих целях

Дело дошло до Верховного суда, и все инстанции поддержали позицию Вконтакте, указав, что стикеры с мемом являются пародией и могут быть использованы без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения (дело № А56-123039/2019).

Можно ли использовать чужие мемы в некоммерческих целях?

Мемы многими воспринимаются как творчество, которое принадлежит народу. А если оно принадлежит народу, то и использовать их можно как угодно.

Это почти правда. Разберём две ситуации.

1. Вы используете мемы в мессенджерах и соцсетях без коммерческих целей

Так можно делать без согласия авторов мемов, потому что это копирование в личных целях или цитирование (ст. 1273 и пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Закон говорит, что при цитировании нужно указать автора и источник заимствования. Но в случае с мемами сделать это сложно, потому что, как правило, авторы мемов неизвестны.

Если вы предприняли должные усилия, чтобы найти автора мема и сослаться на него, но не нашли, то вы действовали добросовестно.

Кроме того, мемы воспринимаются большинством, даже их авторами, как достояние общественности, и нам неизвестны судебные споры из-за пересылки мемов в мессенджерах или соцсетях. Поэтому, даже если не соблюдены все критерии законного цитирования, риск получить иск минимален.

2. Вы используете мемы в своём некоммерческом блоге

Так можно делать без согласия авторов и выплаты им вознаграждения, потому что это цитирование (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Если вы знаете автора и источник, их нужно указать. Если вы пытались их найти, но не смогли, можно публиковать без ссылки, потому что вы действовали добросовестно.

Риск, что автор мема заявит о нарушении своих прав, минимален.

Коммерческое использование чужих мемов

Иногда мемы становятся настолько популярными, что их начинают использовать в коммерческой деятельности — делать принты или кафе с «мемным» названием.

Есть случаи, когда мемы регистрировали как товарные знаки. Например, «Военторг» зарегистрировал словосочетание «Вежливые люди» (товарный знак №520879). После регистрации «Военторг» начал искать тех, кто неправомерно использует это словосочетание — например, выпускает футболки и кружки — и подавал на них в суд с требованиями о прекращении нарушения и выплате компенсации (дело №А32-40495/2015)

Другой известный пример — регистрация Ждуна в качестве словесного товарного знака (товарный знак №690877). Компания, которая получила право использования Ждуна от его создательницы Маргрит ван Бреворт, до сих борется с нарушениями, подавая десятки исков. Поскольку у неё есть исключительная лицензия на произведение изобразительного искусства «Ждун» и словесный товарный знак, она требует выплаты компенсации сразу за два нарушения (например, дело №А41-6921/2021).

Есть случаи, когда мем не удаётся зарегистрировать. Один предприниматель хотел зарегистрировать мем «Как тебе такое, Илон» для классов МКТУ (Международная классификация товаров и услуг), относящихся к технологиям: промышленный дизайн, наушники и т.п.

Посягаем на святое! Что говорит закон про создание и использование мемов в личных и коммерческих целях

Роспатент отказал в регистрации, потому что:

  • Фраза получила широкую известность в качестве популярного мема ранее даты приоритета рассматриваемой заявки.
  • Мем стал известным «среди российских потребителей путем его использования неопределенным кругом лиц в отношении различных изобретений, конструкций, приспособлений и т.д., поэтому он не может в глазах потребителя индивидуализировать товары и услуги одного лица, относящиеся к сфере технического прогресса».

Сейчас предприниматель оспаривает отказ, но не слишком успешно. Суд по интеллектуальным правам поддержал решение Роспатента (дело № СИП-1109/2022).

Интересна ситуация с использованием чужих фраз, ставших мемами. Например, «Хотели как лучше, а получилось как всегда» или «Совпадение? Не думаю». Закон говорит, что фраза может охраняться авторским правом, только если является частью произведения и может быть признана самостоятельным результатом творческой деятельности отдельно от него.

Примеры выше таковыми не являются, а значит, не могут охраняться как объекты авторских прав. Другая ситуация, если эти фразы будут зарегистрированы в качестве товарного знака. О ней мы написали выше.

И ещё ситуация. Есть у нас вот такая обложка:

Посягаем на святое! Что говорит закон про создание и использование мемов в личных и коммерческих целях

Мем с Наташей и котами использовали все кому не лень, и тогда его автор Дарья Бородулина зарегистрировала товарный знак.

Возможно, я не обратила бы внимания, если это было единожды-дважды, но мем был использован такими крупными компаниями, как МТС, Альфа-банк, «Эксмо», Whiskas (они, кстати, единственные, кто обращался за официальным согласием на использование, без роялти, согласие я дала), и еще множеством небольших компаний.

Цитата отсюда

Нарушаем? Нет — ни авторские права, ни право на товарный знак, потому что:

  1. мы не используем чужой мем точь в точь, только его идею, а идея не охраняется авторским правом;
  2. наша обложка не совпадает с зарегистрированным товарным знаком и не сходна с ним до степени смешения.

Можно ли использовать образ или фотографию конкретного человека для создания мемов?

Закон говорит, что использовать изображение человека в меме можно, если есть согласие на это.

Согласие не требуется, если (ст. 152.1 ГК РФ):

  1. мы используем изображение в государственных, общественных или иных публичных интересах;
  2. изображение получено при съёмке в публичных местах, за исключением случаев, когда изображение является основным объектом использования;
  3. человек позировал за плату.

Если использовать изображение человека в нарушение этих требований, он может обратиться в суд и потребовать прекратить использование и возместить моральный вред.

Однако если изображение человека становится мемом, то вряд ли его можно удалить из Интернета.

Показательным является случай с Бейонсе. Певица направляла запросы в СМИ с требованием удалить её неудачное фото с концерта.

Реакцией на эти просьбы стало то, что фотография превратилась в мем, который только сильнее распространился. До сих пор некоторые порталы отмечают годовщину того, как фото Бейонсе было «удалено из Интернета».
Реакцией на эти просьбы стало то, что фотография превратилась в мем, который только сильнее распространился. До сих пор некоторые порталы отмечают годовщину того, как фото Бейонсе было «удалено из Интернета».

Использование образа человека в меме может порочить его деловую репутацию. Но удалить мем из Интернета невозможно, остаётся только взыскивать убытки или компенсацию морального вреда. Правда, не ясно, кто должен быть ответчиком — каждый, кто использует мем? Такой практики мы в России пока не встречали.

Несколько лет назад была странная история с Валерием Сюткиным из музыкальной группы «Браво» и мемом ББПЕ. Сюткину не понравился этот мем, но он не стал обращаться с иском о защите деловой репутации, а пожаловался в Роскомнадзор. Тот, в свою очередь, обратился в суд с требованием удалить мем с одно конкретного сайта — Луркоморье (к сожалению, уже не работает). Суд встал на сторону Роскомнадзора, и страница с мемом была удалена с сайта, но сам мем, конечно, никуда не делся.

Если уж человек стал героем мема, удалить его из Интернета он не сможет. И то, что у автора мема нет прав для использования его образа, мало что меняет.

Выводы

  1. Большинство мемов являются объектами авторских прав, потому что они созданы творческим трудом человека и выражены в объективной форме — картинки, текста, видео или их комбинации.
  2. Мемы можно создавать на основе чужой интеллектуальной собственности без согласия автора, потому что мем может быть квалифицирован как карикатура или пародия.
  3. Если хотите использовать чужие мемы в коммерческой деятельности, попробуйте найти их авторов и получить согласие, а также проверьте, не зарегистрированы ли они в качестве товарного знака. Согласие может быть выражено в любой форме — письмо на электронную почту, лицензионный договор и т.п. Главное, чтобы вы могли в случае спора доказать факт его получения. Проверить, не зарегистрирован ли мем в качестве товарного знака, можно на бесплатных сервисах или обратившись к патентному поверенному. Второе надёжнее, потому что у поверенных есть доступ к полным базам Роспатента, а бесплатные сервисы могут подвести или содержать не самые актуальные сведения.
  4. Если вы — автор популярного мема и хотите контролировать его коммерческое использование, зарегистрируйте его в качестве товарного знака. Можно регистрировать текст, картинки, сочетания текста и картинок, объёмные фигуры (например, форму упаковки товара).
  5. Если ваш подрядчик собирается использовать мемы в вашей рекламе или статье, добавьте в договор с ним следующие условия: а) запрет на нарушение чужих интеллектуальных прав; б) штраф за нарушение; в) обязанность за свой счет разрешать споры с третьими лицами.

Это наша шестая юридическая статья. Остальные — здесь.

Чтобы не пропускать свежие статьи, подпишитесь на:

Телеграм

ВК

6969
80 комментариев

Здравствуйте, мы представляем внешнюю PR-службу Бейонсе в России.

Срочно удолите вашу статью. Спасибо за понимание.

23
Ответить

Удоли мою пичаль

9
Ответить

предприниматель хотел зарегистрировать мем «Как тебе такое, Илон» для классов МКТУ (Международная классификация товаров и услуг), относящихся к технологиям: промышленный дизайн, наушники и т.п.

Погодите-ка...
Предприниматель... Илон... Наушники... Наглое и идиотское поведение...
Всё сходится. Я знаю, о ком речь!

9
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Тю

Ответить
7
Ответить