Запуск агрегатора и маркетплейса

Для многих запуск маркетплейса или агрегатора представляется чем-то очень сложным из-за юридической составляющей. Но на самом деле правовую основу работы маркетплейсов и агрегаторов можно реализовать без сверхусилий.

Нужно только иметь опыт) Здесь мы раскроем основные вопросы, которые возникают при запуске таких проектов.

Разберемся с понятиями

К сожалению (а на самом деле к счастью) нет единого федерального закона о маркетплейсах и агрегаторах.

Их деятельность вообще законодателем регулируется довольно фрагментарно. Законы или новые положения появляются скорее в отдельных сферах: для потребителей (B2C), такси, продаже отдельных видов товаров.

Раз нет закона – нет и единого понятия. Почти…

Несколько лет назад ввели поправки в ЗОЗПП, и там появился термин товарный агрегатор. Чтобы стать таковым нужно одновременно позволить потребителям:

- посмотреть на товар;

- заключить договор;

- оплатить товар

Нет одного из элементов – ты не агрегатор.

Для B2B такого понятия и признаков нет. Так что, называться маркетплейсом (агрегатором) или нет – дело проекта.

Самые частые вопросы

Остановимся на самых частых вопросах, которые задают предприниматели ступающие на этот путь.

1. Нужна ли специальная лицензия маркетплейсу? Нет. Ничего такого не нужно.

2. Если мы работаем в B2C и имеем все признаки агрегатора это проблема? Нет. Закон содержит дополнительные требования к таким проектам (и даже есть случаи, когда маркетплейс должен вернуть деньги покупателю). Но по большому счету не так страшно.

3. Если агрегатор принимает деньги себе на расчетный счет от покупателей это банковская деятельность? Нет, но нужно очень тщательно подойти к выбору договора и его содержанию.

Договорная модель: что это и как выстроить

С основным разобрались и теперь перейдем к самому важному: какие документы нужно разработать и разместить. Основное для агрегатора – договорная модель. По сути это 2 или 3 договора, которые определят:

- ответственность вашу перед покупателем;

- налоговые риски;

- налоговую нагрузку

Чтобы понять какие договоры вам нужно сделать, несколько шагов:

1. Определить кол-во сторон, которые задействованы в работе платформы. Например, если у нас классический маркетплейс, то стороны у нас:

- оператор платформы;

- продавец;

- покупатель.

2. Определить у кого с кем возникают отношения и сгруппировать их. Продолжая пример с классическим маркетплейсом, который хочет быть посредником и не хочет быть продавцом товара. Группы отношений у нас будут следующие:

- платформа - поставщик

- платформа - покупатель

- покупатель - поставщик

Вот под каждую из них нужен свой договор.

Мы уже писали про договоры – прочитайте

3. Выбрать какие же договоры нужно заключать. Это зависит от ряда факторов:

- вы хотите быть продавцом для покупателя?

- какой функционал и услуги даете каждому из участников

- как монетизируетесь (где и на ком зарабатываете)?

Прочитайте что следует учитывать при построении договорной модели

Расчеты

Базово агрегатор может:

- участвовать в расчетах, т.е проводить их через свой расчетный счет.

- организовывать расчеты, т.е использовать номинальный или транзитный счет.

Кстати, номинальный счет не имеет ничего общего с номинальным директором (что вызывает ужас у предпринимателей). Это совершенно законная и очень удобная конструкция.

Про это мы тоже писали)

Вывод

От выбора способа расчетов зависит:

- набор договоров, которые стоит заключать между платформой и поставщиком;

- налоговая нагрузка;

- налоговые риски

Как видите создать юридическую обертку маркетплейса и агрегатора не так сложно. Но очень важно выдерживать структуру, вовремя задать правильные вопросы.

Больше информации о кейсах и вопросах сопровождения IT проектах – у нас в ТГ канале.

Если вы запускаете маркетплейс или агрегатор и хотите разобраться в юридических вопросах – мы ждем Вас на нашем бизнес завтраке 4 июля.

Это уникальный офлайн формат, который позволит разобраться со сложными юридическими вопросами и уйти с понятной и исполнимой дорожной картой.

Начать дискуссию