На кого зарегистрировать товарный знак: физ. лицо, ИП или ООО?

С 29 июня этого года правообладателями брендов могут быть как юридические лица и индивидуальные предприниматели, так и рядовые граждане. На кого из них выгоднее зарегистрировать свой бренд?

Елена Лучинина
Исполнительный директор патентного бюро "Железно"

Закон вступил в силу почти полгода назад. Это небольшой срок, учитывая, что примерно столько в среднем и занимает регистрация товарного знака.

Ежедневно у наших заявителей возникает вопрос: на кого безопаснее и выгоднее регистрировать товарный знак: на ООО, ИП или физ. лицо?

Прецедент по этой теме пока не сложился. Всё, на что мы можем опираться - это официальные документы. Попробуем разобраться в вопросе с их помощью.

На кого зарегистрировать товарный знак: физ. лицо, ИП или ООО?

ООО или физическое лицо?

Итак, ООО - организация, осуществляющая коммерческую деятельность.

Физическое лицо в контексте ООО - это:

  • генеральный директор;
  • один из учредителей,
  • аффилированное лицо - лицо, способное оказывать влияние на работу организации. Им может оказаться супруг или близкий родственник учредителя.

Например, генеральный директор планирует регистрировать товарный знак на ООО или на себя.

Плюсы и минусы регистрации на ООО

Плюсы:

  • организация использует товарный знак напрямую, без оформления дополнительных документов и передачи прав;
  • нет риска аннулирования товарного знака за неиспользование;
  • товарный знак можно поставить на баланс и тем самым увеличить стоимость компании;
  • все расходы по регистрации знака можно сразу включить в расходы ООО;
  • при возможном обращении в суд у ООО будут готовые документы для подтверждения прав на обозначение и расчета компенсации.

Минусы:

  • если в ООО несколько учредителей, есть риск рейдерского захвата бизнеса;
  • можно безвозвратно потерять бренд при закрытии или банкротстве организации.

Не так давно я сама наблюдала за попыткой захвата бренда. К нам обратился заявитель из Подмосковья. Не стану раскрывать реальных имен - назовем его Михаил. Он хотел зарегистрировать товарный знак на физ. лицо. Никаких препятствий не нашлось, и заявку в Роспатент благополучно подали в тот же день.

Спустя три месяца, когда по знаку уже активно шли экспертизы, к нам обратилась Светлана - владелица молодой компании по производству пищевых добавок. Выяснилось, что это ее название. Его просто не успели зарегистрировать. Михаил же ранее работал в ее фирме, но был уволен и в отместку “унес” бренд вместе с собой. Причем, все его действия были полностью законны, хоть и не укладывались в нормы человеческой морали. Спор удалось урегулировать - Михаил передал Светлане права на заявку.

Плюсы и минусы регистрации на физическое лицо

Плюсы:

  • товарный знак можно подготовить заранее - еще до оформления ООО;
  • нет риска захвата бренда, так как права на него принадлежат одному человеку;
  • ООО может легально выплачивать физ. лицу вознаграждение за использование знака и так сокращать налоговую базу.

Минусы:

  • физ. лицо как правило не пользуется товарным знаком самостоятельно, а только в рамках работы организации;
  • есть угроза аннулирования за неиспользование бренда;
  • нет возможности расширить бизнес по франшизе - ее сторонами могут быть только компании и ИП (п.3 ст. 1027 ГК РФ).

Насколько велика угроза аннулирования товарного знака, если он зарегистрирован на физическое лицо, а пользуется им компания?

На самом деле риски минимальны. Отсутствие каких-либо документов у физлица не приведет к тому, что Роспатент сразу же аннулирует бренд.

Представьте, вы зарегистрировали товарный знак на себя, а потом собрались открыть ООО и активно использовать готовый бренд в его работе. Спустя три года ваши конкуренты решили отнять раскрученное наименование.

По закону они имеют такое право, но только если товарный знак лежит мертвым грузом и никак не используется в коммерческой деятельности. Вы же используете обозначение, просто не напрямую.

Чтобы сохранить бренд, нужно будет предоставить подтверждение, что он работал - производились и продавались товары, оказывались услуги. А вы, правообладатель, дали на это согласие и контролировали процесс использования вашего товарного знака (п.2 ст. 1486 ГК РФ).

Рекомендации:

Если при регистрации товарного знака стоит выбор между физическим лицом и ООО, я рекомендую остановиться на ООО. Это логичное и удобное решение, потому что именно компания будет вести реальную коммерческую деятельность. В спорных ситуациях не придется собирать дополнительные документы и доказывать, что ООО законно использует ваш бренд.

ИП или физическое лицо?

ИП - статус физического лица, который позволяет заниматься коммерческой деятельностью без регистрации юр. лица.

Если сравнить свидетельства на бренды ИП и физ. лица, мы не увидим в них разницы. Она только в том, что при регистрации на ИП в заявке указывают ОГРНИП, а на физическое лицо - СНИЛС.

Плюсы и минусы регистрации на ИП

Плюсы:

  • возможность сразу вести коммерческую деятельность;
  • можно расширить бизнес по франшизе и получать ежемесячную прибыль.

Минусы:

  • товарный знак переходит по наследству. Это минус только в особенных случаях. Например, если ИП являлось соучредителем ООО и предоставляло организации свой товарный знак. После смерти предпринимателя наследники смогут распоряжаться брендом по собственному усмотрению: продать, аннулировать, разорвать все договоры. Все это независимо от того, какие отношения ИП поддерживал с партнерами. В прочем, этот сценарий актуален и при регистрации на физическое лицо.

Такая ситуация сложилась с известными сырками “Б. Ю. Александров”. Компания-производитель была вынуждена сменить их название на “А. Ростагрокомплекс” из-за разногласий с наследницей основателя компании - Екатериной Александровой.

Плюсы и минусы регистрации на физ. лицо

Плюсы:

  • можно получить права на бренд без получения какого-либо статуса;
  • можно выступать арендодателем товарного знака и получать прибыль.

Минусы:

  • нельзя самостоятельно вести коммерческую деятельность без получения статуса ИП или самозанятого;
  • нельзя расширить бизнес по франшизе.

Рекомендации:

Товарный знак - это инструмент систематической коммерческой деятельности. То есть он нужен для того, на что физическое лицо не имеет права без получения особого статуса и постановки на учет в налоговом органе.

Поэтому, если у заявителя оформлено ИП, регистрировать товарный знак я рекомендую именно на него. Это даст возможность сразу внедрять бренд в бизнес. А если ИП потребуется закрыть, для сохранения знака достаточно будет внести изменения и добавить СНИЛС. Закрытие ИП не повлияет на существование товарного знака. А можно сразу подать заявку и с ОГРНИП, и со СНИЛС.

Но это всего лишь рекомендации. Регистрировать бренд на компанию, ИП или физическое лицо - решать только вам. Главное - трезво оценивать все нюансы бизнеса.

Если вы пока не зарегистрировали товарный знак, но планируете это сделать - рада буду помочь вам и рассказать, как все происходит.

6767
40 комментариев

полагаю, что ответ на 100% зависит от того что хочет собственник товарного знака. хочет сохранить за собой право даже после потери бизнеса - несомненно на себя. хочет передать кому-то вместе с бизнесом - на компанию. это два условно краевых случая, но почти всегда можно найти четкий водораздел интересов собственника.

4

если захочет то передаст потом.
а так вроде безопаснее именно на себя регать.
иначе гендир мошенник может попытаться угнать вместе с компанией.

2

Да, Сергей, именно так. Все на 100% зависит от интересов правообладателя и деталей конкретной ситуации.

2

Всё зависит от деталей, но в «общем случае» - не вижу варианта лучше, чем регистрировать на физ.лицо. Гибкость максимальная, минусы минимальные.

То, что приведено в статье в качестве «минусов» - выглядит весьма надуманно. Физ.лицо (в любом статусе) передает в ООО право на использование ТЗ по лиц.договору (или как вклад в уставной капитал/имущество), в котором описываются все варианты и условия использования. Рисков минимум. «Неиспользование» - недоказуемо, если ООО работает. Лишний документ - ровно один (ЛД)

2

К сожалению, наши клиенты постоянно сталкиваются с такими "надуманными минусами". Все зависит от конкретного случая. Кому-то важно зарегистрировать знак на себя, кто-то рассматривает регистрацию на компанию. По разным причинам.
Аннулирование за неиспользование, увы, случается - есть такие судебные дела. Нужно доказать, что товар или услуга доходили для потребителя. Это получается не у всех.
А еще знак могут не аннулировать полностью, а "откусить" часть видов деятельности, которые не используются в данный момент.

Наконец-то кто-то разъяснил в чем отличие!

2

Подскажите, на несовершеннолетнего можно переоформить товарный знак?