Аутсорсинг охраны труда: преимущества и недостатки

Практика передачи охраны труда на аутсорсинг уже давно применяется как крупными, так и малыми российскими компаниями, которые в целях оптимизации работы и минимизации издержек обращаются к услугам сторонних организаций. В статье разбираемся, что такое аутсорсинг в охране труда и что служит правовым основанием для передачи функций по ОТ сторонней организации, какие есть преимущества и недостатки такого подхода, а также какие услуги лучше не передавать на аутсорсинг.

Аутсорсинг охраны труда: преимущества и недостатки

Что такое аутсорсинг

Аутсорсинг — это передача отдельных функций работодателя сторонним организациям, то есть юридическому или физическому лицу, которые по договору гражданско-правового характера (ГПХ) оказывают конкретные услуги, размер, сроки исполнения и стоимость которых обусловлены заключенным договором.

Аутсорсинг представляет собой один из эффективных инструментов в области управления предприятием в современных реалиях.

Аутсорсинг охраны труда: преимущества и недостатки

Охрана труда на аутсорсинге

Согласно статье 223 ТК РФ, при отсутствии у работодателя с численностью работников до 50 человек службы охраны труда, специалиста по охране труда, их функции может исполнять работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Обращаем внимание, что привлечь подобного специалиста можно только в том случае, если имеется аккредитация на оказание услуг по охране труда в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.12.2021 №2334.

Аутсорсинг охраны труда: преимущества и недостатки

Зачем вообще привлекать сторонних специалистов

Привлекая специалиста по охране труда по договору аутсорсинга, работодатель может сконцентрироваться на решении других не менее важных задач, а охрану труда доверить специалистам и быть уверенным, что услуга будет оказана, даже если часть работников аутсорсинговой компании уйдет в отпуск или на больничный.

Идея передачи услуг на аутсорсинг пришла к нам в Запада. В основе модели лежит извлечение прибыли, то есть, например, для малого бизнеса аутсорсинг — простая экономия средств. Поскольку выстраивание эффективной и работающей модели управления охраной труда на предприятии — это сложный и энергозатратный процесс, с которым молодому специалисту или специалисту без опыта справиться будет непросто, аутсорсинг решает эти проблемы и позволяет взаимодействовать с опытными и практикующими специалистами, при этом экономя значимую часть внутренних ресурсов организации. Остановимся подробнее на преимуществах такого подхода.

Аутсорсинг охраны труда: преимущества и недостатки

Преимущества аутсорсинга по охране труда

Передача отдельных бизнес-процессов на аутсорсинг значительно упрощает функционирование предприятия, поскольку:

  1. не нужно организовывать постоянное рабочее место;
  2. чаще всего привлекаемый специалист будет иметь высокую квалификацию, так как получить аккредитацию можно только при наличии всех необходимых обучений, стажа работы более 10 лет и определенных навыков, которые отрабатываются на практике;
  3. большинство процессов по охране труда можно выстроить в кратчайшие сроки (по сравнению с приемом в компанию начинающего специалиста или специалиста без большого опыта и стажа), так как уже есть опыт и наработки, не тратится время на изучение нормативной базы, есть разработанные образцы документов в соответствии с действующим законодательством;
  4. минимизация расходов компании за счет более выгодной ценовой политики специалиста, нежели регулярная выплата заработной платы штатному работнику.

Недостатки аутсорсинга по охране труда

Конечно, привлечение специалиста значительно упрощает реализацию отдельных процедур системы управления охраной труда, однако на практике могут возникнуть и некоторые сложности:

  1. Зачастую привлеченный специалист работает дистанционно, то есть, удален от офиса и производственных участков, а значит, работодателю необходим тот, кто постоянно будет взаимодействовать со специалистом, распечатывать направленные документы, собирать подписи у работников, что не всегда удобно.
  2. Также удаленно достаточно сложно осуществлять одну из основных функций специалиста по охране труда — контрольную, когда необходимо выйти на объект (лично или комиссионно), обследовать рабочие места, условия и состояние охраны труда в целом.
  3. Ни для кого не секрет, что специалисты по аутсорсингу берут на обслуживание несколько организаций, в связи с чем качество оказываемых услуг может значительно снижаться, а сам специалист будет не всегда доступен в случае острой необходимости.
  4. Не будем забывать, что существует и риск столкнуться с недобросовестным исполнителем, когда в погоне за прибылью локальная нормативная документация скачивается из интернета, а не разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей и специфики предприятия заказчика.
  5. Последнее, но не менее важное — конфиденциальность. Для исполнения условий договора привлеченный специалист должен иметь доступ к большому количеству персональных данных работников заказчика, соответственно, риск разглашения этой информации тоже есть, поэтому будьте внимательны при заключении договора об оказании услуг и включите в него соответствующие пункты о неразглашении.

Какие вопросы может закрыть привлеченный специалист:

  • разрабатывать проекты локальных нормативных актов о СУОТ;
  • разрабатывать план мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • разрабатывать программы инструктажей и программы обучения работников;
  • организовывать обучение отдельных категорий работников в учебном центре;
  • проводить вводный инструктаж по охране труда и обучать персонал безопасным методам работы, участвовать в работе комиссии по проверке знания требований охраны труда;
  • организовывать и участвовать в работе комиссии по специальной оценке условий труда;
  • проводить проверки на соответствие требованиям охраны труда, контроль состояния оборудования, машин и механизмов на предприятии;
  • готовить отчетную документацию по охране труда;
  • выявлять, анализировать и оценивать профессиональные риски;
  • взаимодействовать с органами государственного надзора и контроля;
  • организовывать и участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, рассматривать причины и обстоятельства микроповреждений (микротравм);
  • консультировать сотрудников по вопросам охраны труда, оказывать методическую помощь непосредственным руководителям;
  • организовывать проведение медицинских осмотров (предварительных и периодических);
  • организовывать работу по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты.

Какие обязанности нельзя передать привлеченному извне специалисту?

Привлеченный специалист по охране труда (как и штатный) не сможет проводить инструктажи по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый), так как данное право имеет только непосредственный руководитель работника (п.22 Порядка обучения по охране труда и проверке знания требований охраны труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 №2464).

Также, несмотря на привлечение специалиста, руководителю самого предприятия в любом случае необходимо пройти обучение по охране труда и проверке знания требований охраны труда:

  1. Согласно п.44 Порядка, работодатель (руководитель организации), руководители филиалов организации, председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда, работники, проводящие инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда, специалисты по охране труда, проходят обучение требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
  2. Согласно п.53 Порядка, работодатель (руководитель организации) должен быть обучен по программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда продолжительностью не менее 16 часов.

Как выбрать аутсорсинговую компанию

Чтобы услуга была оказана в полном соответствии с потребностями заказчика, необходимо разобраться с несколькими вопросами:

  1. Определить объем работы.Необходимо четко понимать, какие функции вы хотите возложить на привлеченного специалиста.
  2. Запланировать бюджет.Квалифицированные специалисты не могут стоить дешево.
  3. Выяснить репутацию привлекаемой компании или специалиста. Можно запросить рекомендации у других работодателей, которые уже воспользовались услугами этой компании. Наличие положительных отзывов и рекомендаций свидетельствует о высоком качестве услуг и заинтересованности в продолжительном сотрудничестве.
  4. Уточнить опыт работы компании с работодателями, схожими по специфике деятельности с вашей. Хорошо, если у привлекаемого специалиста уже есть опыт работы с такими же компаниями.
  5. Запросить портфолио или кейсы по реализованным ранее проектам, познакомьтесь с компанией ближе.
  6. Предусмотреть в договоре условия о соблюдении конфиденциальности исполнителем при получении данных от заказчика.

В моей практике были случаи, когда после одной компании работодатель приходил, и мы переделывали всю документацию по охране труда в связи с ее неактуальностью действующему законодательству. В погоне за наживой у недобросовестных исполнителей качество услуг оставляет желать лучшего

Анна Мухачева, эксперт по охране труда.
Аутсорсинг охраны труда: преимущества и недостатки
22
Начать дискуссию