«Лекторий для котят»: как Dprofile помогает дизайнерам преодолеть страх выступлений

Многие крутые специалисты боятся выступать на конференциях и тормозят в развитии личного бренда. Мы в Dprofile придумали новый уникальный формат лекториев, где плавно и бережно помогаем начинающим спикерам преодолеть страх и получить первый опыт выступлений.

Иллюстрацию для обложки сделала <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fhyperactive_user&postId=1146218" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Мария Евдокимова</a>
Иллюстрацию для обложки сделала Мария Евдокимова
Константин Лобанов
Бренд-директор Dprofile

Всем привет, меня зовут Константин Лобанов, я бренд-директор площадки Dprofile. Недавно я провёл первый мастермайнд-лекторий для дизайнеров, которые хотят получить качественный опыт публичных выступлений в офлайне.

Собрал спикеров, провёл с ними эфир, где ответил на их вопросы и дал практические советы. А после мероприятия дал каждому индивидуальную обратную связь и подсветил точки роста для каждого.

Погружаемся в контекст: что такое Dprofile, зачем нам лектории и при чём здесь котята

Dprofile — это российский онлайн-сервис для дизайнеров, работодателей и представителей онлайн-образования. Как зарубежный «Беханс», только с функционалом пошире и без риска блокировок. На Dprofile каждый участник дизайн-рынка может решать свои задачи:

  • Дизайнеры и студии:
    Выгрузить проекты, сформировать портфолио, получить награду и вырасти в рейтинге по понятной балльной системе, найти проект или партнёров.
  • Работодатели и заказчики:
    Быстро найти подходящего исполнителя; изучить портфолио дизайнеров; выяснить, за что они получили рейтинг; как позиционируют себя в сообществе; есть ли у них награды. Скоро мы запустим полноценный раздел для работодателей, где они смогут публиковать вакансии и объявления на разовые проекты.
  • Представители онлайн-образования:
    Презентовать свои курсы и образовательные программы целевой аудитории, добавлять студентов в соавторы и публиковать выпускные проекты.

Релиз Dprofile прошёл 15 декабря 2022 года. Сейчас на площадке уже больше 28 000 активных пользователей, которые загрузили больше 50 000 проектов.

Лектории Dprofile мы начали проводить в феврале 2023 года. Это образовательные офлайн-мероприятия для дизайнеров, которые хотят развиваться, делиться знаниями и заводить полезные знакомства.

Цель лекториев — сплотить дизайн-сообщество и развивать его в России, а также продвигать площадку

Изначально мы проводили лектории на 30–40 человек в петербургском офисе компании. Формат оказался успешным. К нам стали обращаться дизайн-студии и специалисты из других городов, чтобы провести лекторий у них, так как подобные мероприятия проходят только в столицах.

Мы поняли, что это хорошая возможность сплотить дизайн-сообщество в регионах, а также рассказать о Dprofile новой аудитории.

Сейчас мы регулярно организуем лектории в разных регионах России — в прошлом году провели 35 мероприятий в 12 городах. А в этом году уже успели провести в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Черноголовке. В среднем лектории собирают по 50–100 участников в каждом городе.

Какие активности проводим на лекториях:

  • Лекции от экспертов;
  • «Открытый микрофон», где с докладом может выступить любой желающий;
  • Дизайн-ревью, где эксперты оценивают проекты дизайнеров и дают обратную связь;
  • Мастермайнды, где каждый может поделиться своей проблемой и получить советы от других участников и экспертов;
  • нетворкинг, где участники могут знакомиться и общаться с коллегами вживую.

«Лектории для котят» — гибрид обычного нашего лектория и мастермайнда. На мероприятии участники учатся выступать и сразу же получают обратную связь по своему докладу от меня и других участников.

Котятами я по-доброму называю ребят, которые ни разу не пробовали выступать и не делали докладов, но хотят попробовать — по аналогии с тем, что опытных спецов принято называть матёрыми волками.

Как проходят «Лектории для котят»

Такие лектории проходят в несколько этапов: регистрация и вводный созвон, подготовка докладов, сам лекторий и обратная связь.

Регистрация и вводный созвон. Сначала открывается регистрация для спикеров — тех, кто хочет попробовать выступить с докладом. Обычно набирается группа из шести–восьми человек. Потом я собираю всех участников в телеграм-канале.

Где-то за две недели до мероприятия я провожу с ребятами общий созвон, где рассказываю, что их ждёт и как будет проходить лекторий. А также даю развёрнутые рекомендации, как лучше составить презентации и подготовиться к выступлению.

Подготовка докладов. После созвона будущие спикеры готовят презентации и присылают мне на проверку. Каждому участнику я даю индивидуальную обратную связь и советы, что и как можно доработать и улучшить. Например, скорректировать количество слайдов под тайминг выступления, добавить в конце призыв подписаться на свой блог, не забыть вначале рассказать о себе и так далее. Потом ребята идут дорабатывать презентации.

Лекторий. Мероприятие делится на две части. Первая — моя лекция про публичные выступления на полтора часа. По сути, это полноценный мастер-класс, где я даю теорию, практические советы, рисую наглядные схемы и устраиваю интерактив со зрителями.

Во второй части со своими докладами выступают «котята». Благодаря подготовительному этапу все доклады получаются хорошего уровня — интересными и полезными для аудитории. Выступления не воспринимаются как тренировочные.

На лектории присутствуют зрители. Для них это возможность с пользой провести время: послушать полезные лекции и пообщаться с коллегами. А для «котят» это возможность выступить перед реальной аудиторией.

Обратная связь. После выступления продолжаю курировать участников. Через пару дней после лектория мы собираемся на ещё один групповой созвон. На нём я подробно разбираю каждое выступление, даю комментарии и рекомендации. Плюс ребята делятся впечатлениями и дают друг другу советы. Получается такая «ламповая» групповая рефлексия.

При этом у ребят остаётся чат, где они в любое время могут задать вопрос на тему докладов и выступлений. А я или другие участники обязательно поможем советом.

Зачем потребовалось придумывать новый формат

Чтобы у новичков появилась возможность получить первый опыт публичных выступлений.

Одна из моих задач как бренд-директора Dprofile — создать максимум форматов, чтобы у всех пользователей площадки была возможность реализовать свой потенциал и стать заметнее. И неважно, какой у них грейд, специализация и степень раскрепощённости.

Для Dprofile новички важны так же, как и «старички». Мы как дизайн-площадка несём ответственность за молодое поколение. Потому что прекрасно понимаем: будущее за новичками, которые только недавно окончили курсы и делают первые шаги в профессии. Уже через 3–5 лет они станут арт-директорами и ведущими дизайнерами, которые будут менять ландшафт рынка.

В дизайн-сообществе есть проблема. На условные «Дизайн-выходные» не возьмут выступать специалистов без опыта. А если возьмут, то, скорее всего, из-за стресса они облажаются и забросят идею выступать ещё. Поэтому нужны какие-то промежуточные этапы.

Лекторий Dprofile — это хорошо, но там тоже уже всё серьёзно: трансляция, гости, эксперты, программа. Нужна была первая безопасная ступенька, и вот теперь она появилась.

Чем полезны «Лектории для котят». Спикеры получают ценные советы и обратную связь от более опытных коллег. Это позволяет им избежать типичных ошибок, научиться правильно строить структуру доклада и уверенно держаться на сцене.

На «Лекториях для котят» мы создаём безопасную и комфортную атмосферу для первых выступлений. Также поддерживаем культуру конструктивной обратной связи. То есть спикеры не сталкиваются с негативом и непрошенной субъективной критикой. Это помогает им не бояться самого лектория. Плюс участники понимают, что все спикеры — новички, поэтому все будут выступать примерно одинаково.

Кроме того, участники знакомятся друг с другом, общаются, перенимают опыт и могут договориться о совместной работе над проектами или другими коллаборациями.

Истории участников первого «Лектория для котят»

После лектория мы собрали обратную связь по мероприятию со всех участников. Каждому спикеру задали одинаковые вопросы:

  • Как решились выступить?
  • Как и какую тему выбрали для доклада?
  • Что помогло выступить?
  • Какие советы можете дать спикерам-новичкам?
  • Планируете ещё выступать? Где?
Ангелина Самылова
Дизайнер в «ПРОСТО», автор телеграм-канала «psd.ец»

В планах на 2024 год я прописала пару выступлений. И как только увидела анонс «Лектория для котят», сразу побежала записываться, чтобы закрыть часть этой задачи.

Моя тема — «Разреши себе работать» — главный инсайт за последнее время. Мне хотелось рассказать о наболевшем, о том, что помогает мне не загоняться, а работать.

У меня был косяк с презентацией, но это мне совсем не помешало. Мне понравилось, что я была уверена в себе, когда всё пошло не по плану.

Выступить помог опыт работы экскурсоводом и котики-слушатели. А ещё советы Константина Лобанова.

Чтобы не волноваться, я бы посоветовала спикерам-новичкам представлять, что делишься информацией с друзьями или знакомыми. Поверьте: люди в зале не хотят вас съесть, они хотят получить пользу.

Я и дальше планирую выступать на лекториях Dprofile, а ещё я уже поговорила на своей работе в «Просто», чтобы меня звали на мероприятия спикером.

Дарья Польшина
Коммуникационный дизайнер, автор телеграм-канала «Дарья, дизайн-толк»

Решилась выступить, потому что уже несколько раз была на лекториях и мне было интересно попробовать себя в роли спикера. К тому же это ещё один способ рассказать о себе, прокачать личный бренд и поделиться чем-то интересным.

Тему «Как не стать NPC и показать свою индивидуальность» я придумала давно, и она мне самой откликается. Поэтому захотела поделиться этим в формате лекции, дополнив креативным визуалом.

Выступать было волнительно, но я видела, как все положительно реагировали на шутки, которые я добавляла в презентацию, чтобы разбавить повествование. Это мне помогало по ходу выступления. Да и в целом публика была очень дружелюбная. Если и начинать пробовать себя в роли спикера, то такой формат лектория отлично подходит. Выступить мне помогла поддержка друзей и коллег.

Спикерам-новичкам я бы посоветовала принять тот факт, что вы будете волноваться. Если удастся пообщаться с вашими зрителями перед выступлением, в формате нетворкинга, например, то волнения может стать поменьше. Мне хотелось бы ещё раз выступить на таком же пробном лектории, чтобы побольше развить навык живых выступлений.

Марина Чистякова
Коммуникационный дизайнер, автор телеграм-канала «Марина Чистякова печатает…»

В целом я стараюсь всегда вписываться в разные активности, которые помогут профессионально прокачаться. Поэтому, когда увидела анонс лектория, решила попробовать.

В докладе я рассказывала про художественные навыки в работе дизайнера. Выбрала такую тему, потому что я дизайнер, который умеет рисовать. Тем более что спор «должен ли дизайнер уметь рисовать или нет» так же вечен, как «лыжники или сноубордисты».

Я рассказала про реальные кейсы из своего опыта, уложилась в тайминг и даже смогла вызвать улыбки у аудитории — спасибо мемам за это.

Выступить мне помогла подготовка и комфортная аудитория. Ещё накануне мы с другими спикерами созвонились с Константином и обсудили многие моменты по выступлениям.

Спикерам-новичкам я бы посоветовала порепетировать, не перегружать презентацию текстом и не дрожать от страха. Тут все читающие дружно говорят мне «спасибо» за очевидность, но ожидание всегда волнительнее реальности. А ещё выступать важно: становится понятно, что получается хорошо, а какие моменты нужно доработать, и это можно узнать только эмпирически.

Буду ли я ещё выступать? Да! Пока нет конкретных планов по мероприятиям, но после выступления я записалась на мастер-класс по сценической речи и планирую прокачивать навык, чтобы продолжать.

Наталья Курдюмова
Графический дизайнер, автор телеграм-канала «Грю Хаус»

Никогда бы не подумала, что буду выступать где-то, но у нас на наставничестве было задание по докладам, и тут как раз лекторий организовался. Так и сошлись звёзды.

Я думала, о чём может быть интересно послушать другим. Додумалась до пяти тем. Потом закинула опрос в свой телеграм-канал, и люди проголосовали за самую интересную — «Я ошибся! Я могу один раз ошибиться? Как пережить то, что уже не изменить».

Мне понравилось, что во время выступления получилось рассказать почти всё, что я хотела, и даже не запинаясь. И мемы, конечно. Вся моя презентация была на них построена.

Выступить помогли знакомые лица в зале и советы от Константина перед выступлением. Это свело переживания к минимуму.

Спикерам-новичкам я бы посоветовала не бояться пробовать что-то новое. Может, это именно то, что вам нужно. Также нужно заранее прогонять материал не менее трёх раз, это очень важно. На слайдах должно быть минимум текста, всю основную информацию нужно рассказывать самим. И мемы, конечно. Но в меру.

Мне хотелось бы ещё выступать. Пока в планах ничего конкретного нет, буду решать по мере возможностей.

Анастасия Фомина
Художник графики компьютерных игр и анимации, автор телеграм-канала «ЖПГ»

Я часто слышала: «Начинай работать на свою реализацию сейчас, чтобы не пришлось приходить в себя три года после университета». Очень хотелось следовать этому совету, но не было понимания как. И вот я увидела анонс у Константина Лобанова, которого давно читаю, о «Лектории для котят». Поняла, что это шанс попробовать в безопасной обстановке заявить о себе.

В порыве понять, что есть хороший дизайн, я прочла книгу Дона Нормана «Дизайн привычных вещей». После неё стала замечать, как много сделанного человеком не учитывает особенности восприятия и в итоге не работает. Связала эти мысли со статьёй про скевоморфизм, которую писала пару лет назад, и приняла решение, что эта информация может помочь специалистам разобраться в специфике работы дизайнера. Так появилась тема моего доклада «Аффорданс и его применение в дизайне всего. И немного про скевоморфизм».

Ориентируясь на отзывы, я рада, что показала хорошие визуальные примеры и вышло наглядно: увидели — поняли. Переживала из-за сложности темы, но получилось неформально взаимодействовать со слушателями, привлечь их внимание шутками и не налить воды.

Выступить мне помогла в первую очередь подготовка, потому что, если спикер хорошо знает тему, ему всегда будет что сказать. Ещё пригодилось понимание, что все мы люди и никто не ждёт идеального роботизированного выступления. Более того, все пришли за эмоциями. И, конечно, колоссальная поддержка наставника, в частности, совет: «Если не знаешь, что делать, подумай, как бы поступил уверенный в себе человек, и делай так же».

Спикерам-новичкам я бы посоветовала в первую очередь не забывать, что даже самый крутой спикер когда-то стоял с дрожащими коленками перед публикой и ошибся много раз, прежде чем получилось хорошо. Подумайте о том, чтобы информация из вашего доклада была не только интересной, но и чтобы её можно было применить, в идеале в большой сфере. И помните, что это эмоции, а эмоции — это хорошо.

Что касается дальнейших планов, я планирую провести трансляцию или записать видео с этой же темой для тех, кто хотел послушать, но не смог присутствовать очно. Плюс жду ответа от alto.artclub.

Светлана Светликова

На протяжении прошлого года я наблюдала, как мои коллеги-друзья выступают на лекториях, восхищалась и завидовала. Поняла, что тоже хочу вносить свой вклад в комьюнити. У меня не было опыта публичных выступлений, поэтому я стеснялась выходить на сцену в одном ряду с матёрыми спикерами. И тут неожиданно Константин Лобанов выкладывает пост о новом формате лектория для спикеров-новичков. Звёзды сошлись, я поняла, что пора отбросить все страхи и попробовать себя в новом деле.

Чтобы выбрать тему, я задала себе два вопроса:

  • А что у меня сейчас на повестке дня?
  • Что из моего опыта будет полезно узнать другим дизайнерам?

Выбор пал на организацию работы и жизни специалиста на удалёнке. В течение нескольких лет я общалась с разными людьми из сферы и поняла, что у всех одинаковые проблемы. Перепробовала уйму решений этих проблем на себе — материала накопилось на несколько статей. Было сложно уложиться в формат выступления на 20 минут, на эту тему я могу спокойно выступать час.

В процессе подготовки и самого выступления было очень весело. Мне удалось придумать смешные мемы для презентации, а в момент доклада я непроизвольно начала шутить. Было очень приятно слышать смех из зала.

Выступить мне очень помогли советы от Константина Лобанова. В момент подготовки я совершила все ошибки начинающих спикеров: прописала текст выступления на 10 страниц, пыталась охватить тему целиком, занудничала, сильно выходила за тайминг, акцентировала второстепенные вещи. Костя посоветовал не прописывать текст, а проговаривать и запоминать, выкинуть из доклада всё занудство, отрепетировать голосом 5–10 раз. Этого и вправду хватило, чтобы уверенно выступить в первый раз.

Спикерам-новичкам я бы посоветовала понять, что в докладе самое важное, и подсветить это. Кроме того, рекомендую готовиться к выступлению не поэтапно, а параллельно. Подготовку можно разделить на шесть этапов:

  • Сформулировать тему.
  • Придумать структуру выступления.
  • Понять, о чём говорить — прописать тезисы, найти мемы.
  • Разместить всё это на слайдах.
  • Оформить в дизайн.
  • Отрепетировать пять раз.

Лучше их запараллелить по методу MVP, или «Прогрессивного джипега»: как можно быстрее набросать скелет всего этого и на него нанизывать идеи. Просто чтобы не застрять на одном из этапов или не переделывать.

Конечно, я буду ещё выступать. Хочу подготовить новую тему для лектория Dprofile. Рассматриваю для себя и другие площадки: студенческий лекторий для дизайнеров и программистов CMYK, комьюнити диджитал-специалистов «Прости, что голосом».

Мария Евдокимова
Коммуникационный дизайнер, автор телеграм-канала «Гиперактивный пользователь»

Мне было волнительно выступать перед людьми, но здесь решающую роль сыграл формат мероприятия, который предполагал выступления именно новичков. Это позволило особо не переживать, к тому же пришли хорошие понимающие ребята и создалась очень комфортная атмосфера.

Как я выбирала тему? У меня было несколько вариантов, и я спросила у подписчиков в своём телеграм-канале, какая тема кажется им наиболее интересной. Хотелось дать людям информацию, которая будет им полезна. В итоге остановилась на теме «Как прокрастинировать без ущерба карьере».

Мне понравилось взаимодействие с аудиторией, отвечать на вопросы людей и слышать, как они смеются с моих шуток! Внимательные и улыбающиеся зрители очень помогают чувствовать себя увереннее во время доклада.

Выступить мне помогло то, что я тысячу раз прорепетировала речь с таймером. Плюс перезнакомилась с пришедшими на мероприятие гостями, чтобы убедиться, что они все приятные люди и мне будет комфортно перед ними выступать.

Спикерам-новичкам я бы посоветовала отрепетировать всё хорошенько! Особенно помогают «выступления» перед близкими людьми, можно послушать их обратную связь. Скорее всего, вам скажут, что вы молодец, и вам станет легче. Ну и не пить кофе!

Обязательно хочу продолжать выступать. В первую очередь на мероприятиях Dprofile — сначала для новичков, потом, может быть, удастся выступить в основе на лектории. А дальше будет видно!

«Лекторий для котят» оказался востребованным и полезным форматом — будем делать ещё

Так как новый формат лекториев мы опробовали уже в нескольких городах и везде получили положительную обратную связь, будем проводить его ещё.

Помимо пробного «Лектория для котят» в Санкт-Петербурге, мы провели ещё один в Нижнем Новгороде в рамках четырёхдневного интенсива по личному бренду. Ребята из местного нижегородского сообщества также оценили новый формат.

Если вы тоже хотите принять участие в «Лектории для котят» — как спикер или как зритель, обязательно следите за нашими анонсами в телеграм-канале встреч Dprofile. Будем рады видеть вас на наших мероприятиях.

Обратная связь о лектории от Котят
Обратная связь о лектории от Котят

Кто хочет прокачать свой личный бренд и навыки публичных выступлений, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Лобаново наставничество». Там вы найдёте много полезного о том, как писать посты, выступать с докладами или нетворкать на мероприятиях.

А если вам нужна консультация по пиару, контенту или просто есть вопрос, связанный с моей работой, — смело пишите в личку в телеграме.

Успехов!

5050
57 комментариев

Крутой формат!)
Желаю всем Котятам стать настоящими волками!

3
Ответить

Обязательно станут. Но надо много стараться и не унывать раньше времени)

6
Ответить

Ну и зачем рынку толпа новичков, которые выступают? Может им сначала поработать стоит пару годиков?

2
Ответить

Новичок в сфере ≠ новичок спикер. Есть много ребят, которые уже достаточно долго работают, но никак себя не продвигат и не качают личный бренд.

А даже и совсем-совсем джун выступит, то ничего страшного, это будет отличный шаг к тому, чтобы постепенно качаться и как специлист, и как спикер.

7
Ответить

Затем, чтобы новички быстрее росли, повышали уровень конкуренции и уровень рынка в целом

1
Ответить

ну так не все же работники становятся сразу спикерами

Ответить

Первое выступление — это всегда дикий стресс. Думаю, такой формат бережёт нервы спикера и помогает более плавно и спокойно пережить первый опыт публичного выступления.

3
Ответить