«Лекторий для котят»: как Dprofile помогает дизайнерам преодолеть страх выступлений
Многие крутые специалисты боятся выступать на конференциях и тормозят в развитии личного бренда. Мы в Dprofile придумали новый уникальный формат лекториев, где плавно и бережно помогаем начинающим спикерам преодолеть страх и получить первый опыт выступлений.
Всем привет, меня зовут Константин Лобанов, я бренд-директор площадки Dprofile. Недавно я провёл первый мастермайнд-лекторий для дизайнеров, которые хотят получить качественный опыт публичных выступлений в офлайне.
Собрал спикеров, провёл с ними эфир, где ответил на их вопросы и дал практические советы. А после мероприятия дал каждому индивидуальную обратную связь и подсветил точки роста для каждого.
Погружаемся в контекст: что такое Dprofile, зачем нам лектории и при чём здесь котята
Dprofile — это российский онлайн-сервис для дизайнеров, работодателей и представителей онлайн-образования. Как зарубежный «Беханс», только с функционалом пошире и без риска блокировок. На Dprofile каждый участник дизайн-рынка может решать свои задачи:
- Дизайнеры и студии:
Выгрузить проекты, сформировать портфолио, получить награду и вырасти в рейтинге по понятной балльной системе, найти проект или партнёров. - Работодатели и заказчики:
Быстро найти подходящего исполнителя; изучить портфолио дизайнеров; выяснить, за что они получили рейтинг; как позиционируют себя в сообществе; есть ли у них награды. Скоро мы запустим полноценный раздел для работодателей, где они смогут публиковать вакансии и объявления на разовые проекты. - Представители онлайн-образования:
Презентовать свои курсы и образовательные программы целевой аудитории, добавлять студентов в соавторы и публиковать выпускные проекты.
Релиз Dprofile прошёл 15 декабря 2022 года. Сейчас на площадке уже больше 28 000 активных пользователей, которые загрузили больше 50 000 проектов.
Лектории Dprofile мы начали проводить в феврале 2023 года. Это образовательные офлайн-мероприятия для дизайнеров, которые хотят развиваться, делиться знаниями и заводить полезные знакомства.
Цель лекториев — сплотить дизайн-сообщество и развивать его в России, а также продвигать площадку
Изначально мы проводили лектории на 30–40 человек в петербургском офисе компании. Формат оказался успешным. К нам стали обращаться дизайн-студии и специалисты из других городов, чтобы провести лекторий у них, так как подобные мероприятия проходят только в столицах.
Мы поняли, что это хорошая возможность сплотить дизайн-сообщество в регионах, а также рассказать о Dprofile новой аудитории.
Сейчас мы регулярно организуем лектории в разных регионах России — в прошлом году провели 35 мероприятий в 12 городах. А в этом году уже успели провести в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Черноголовке. В среднем лектории собирают по 50–100 участников в каждом городе.
Какие активности проводим на лекториях:
- Лекции от экспертов;
- «Открытый микрофон», где с докладом может выступить любой желающий;
- Дизайн-ревью, где эксперты оценивают проекты дизайнеров и дают обратную связь;
- Мастермайнды, где каждый может поделиться своей проблемой и получить советы от других участников и экспертов;
- нетворкинг, где участники могут знакомиться и общаться с коллегами вживую.
«Лектории для котят» — гибрид обычного нашего лектория и мастермайнда. На мероприятии участники учатся выступать и сразу же получают обратную связь по своему докладу от меня и других участников.
Котятами я по-доброму называю ребят, которые ни разу не пробовали выступать и не делали докладов, но хотят попробовать — по аналогии с тем, что опытных спецов принято называть матёрыми волками.
Как проходят «Лектории для котят»
Такие лектории проходят в несколько этапов: регистрация и вводный созвон, подготовка докладов, сам лекторий и обратная связь.
Регистрация и вводный созвон. Сначала открывается регистрация для спикеров — тех, кто хочет попробовать выступить с докладом. Обычно набирается группа из шести–восьми человек. Потом я собираю всех участников в телеграм-канале.
Где-то за две недели до мероприятия я провожу с ребятами общий созвон, где рассказываю, что их ждёт и как будет проходить лекторий. А также даю развёрнутые рекомендации, как лучше составить презентации и подготовиться к выступлению.
Подготовка докладов. После созвона будущие спикеры готовят презентации и присылают мне на проверку. Каждому участнику я даю индивидуальную обратную связь и советы, что и как можно доработать и улучшить. Например, скорректировать количество слайдов под тайминг выступления, добавить в конце призыв подписаться на свой блог, не забыть вначале рассказать о себе и так далее. Потом ребята идут дорабатывать презентации.
Лекторий. Мероприятие делится на две части. Первая — моя лекция про публичные выступления на полтора часа. По сути, это полноценный мастер-класс, где я даю теорию, практические советы, рисую наглядные схемы и устраиваю интерактив со зрителями.
Во второй части со своими докладами выступают «котята». Благодаря подготовительному этапу все доклады получаются хорошего уровня — интересными и полезными для аудитории. Выступления не воспринимаются как тренировочные.
На лектории присутствуют зрители. Для них это возможность с пользой провести время: послушать полезные лекции и пообщаться с коллегами. А для «котят» это возможность выступить перед реальной аудиторией.
Обратная связь. После выступления продолжаю курировать участников. Через пару дней после лектория мы собираемся на ещё один групповой созвон. На нём я подробно разбираю каждое выступление, даю комментарии и рекомендации. Плюс ребята делятся впечатлениями и дают друг другу советы. Получается такая «ламповая» групповая рефлексия.
При этом у ребят остаётся чат, где они в любое время могут задать вопрос на тему докладов и выступлений. А я или другие участники обязательно поможем советом.
Зачем потребовалось придумывать новый формат
Чтобы у новичков появилась возможность получить первый опыт публичных выступлений.
Одна из моих задач как бренд-директора Dprofile — создать максимум форматов, чтобы у всех пользователей площадки была возможность реализовать свой потенциал и стать заметнее. И неважно, какой у них грейд, специализация и степень раскрепощённости.
Для Dprofile новички важны так же, как и «старички». Мы как дизайн-площадка несём ответственность за молодое поколение. Потому что прекрасно понимаем: будущее за новичками, которые только недавно окончили курсы и делают первые шаги в профессии. Уже через 3–5 лет они станут арт-директорами и ведущими дизайнерами, которые будут менять ландшафт рынка.
В дизайн-сообществе есть проблема. На условные «Дизайн-выходные» не возьмут выступать специалистов без опыта. А если возьмут, то, скорее всего, из-за стресса они облажаются и забросят идею выступать ещё. Поэтому нужны какие-то промежуточные этапы.
Лекторий Dprofile — это хорошо, но там тоже уже всё серьёзно: трансляция, гости, эксперты, программа. Нужна была первая безопасная ступенька, и вот теперь она появилась.
Чем полезны «Лектории для котят». Спикеры получают ценные советы и обратную связь от более опытных коллег. Это позволяет им избежать типичных ошибок, научиться правильно строить структуру доклада и уверенно держаться на сцене.
На «Лекториях для котят» мы создаём безопасную и комфортную атмосферу для первых выступлений. Также поддерживаем культуру конструктивной обратной связи. То есть спикеры не сталкиваются с негативом и непрошенной субъективной критикой. Это помогает им не бояться самого лектория. Плюс участники понимают, что все спикеры — новички, поэтому все будут выступать примерно одинаково.
Кроме того, участники знакомятся друг с другом, общаются, перенимают опыт и могут договориться о совместной работе над проектами или другими коллаборациями.
Истории участников первого «Лектория для котят»
После лектория мы собрали обратную связь по мероприятию со всех участников. Каждому спикеру задали одинаковые вопросы:
- Как решились выступить?
- Как и какую тему выбрали для доклада?
- Что помогло выступить?
- Какие советы можете дать спикерам-новичкам?
- Планируете ещё выступать? Где?
В планах на 2024 год я прописала пару выступлений. И как только увидела анонс «Лектория для котят», сразу побежала записываться, чтобы закрыть часть этой задачи.
Моя тема — «Разреши себе работать» — главный инсайт за последнее время. Мне хотелось рассказать о наболевшем, о том, что помогает мне не загоняться, а работать.
У меня был косяк с презентацией, но это мне совсем не помешало. Мне понравилось, что я была уверена в себе, когда всё пошло не по плану.
Выступить помог опыт работы экскурсоводом и котики-слушатели. А ещё советы Константина Лобанова.
Чтобы не волноваться, я бы посоветовала спикерам-новичкам представлять, что делишься информацией с друзьями или знакомыми. Поверьте: люди в зале не хотят вас съесть, они хотят получить пользу.
Я и дальше планирую выступать на лекториях Dprofile, а ещё я уже поговорила на своей работе в «Просто», чтобы меня звали на мероприятия спикером.
Решилась выступить, потому что уже несколько раз была на лекториях и мне было интересно попробовать себя в роли спикера. К тому же это ещё один способ рассказать о себе, прокачать личный бренд и поделиться чем-то интересным.
Тему «Как не стать NPC и показать свою индивидуальность» я придумала давно, и она мне самой откликается. Поэтому захотела поделиться этим в формате лекции, дополнив креативным визуалом.
Выступать было волнительно, но я видела, как все положительно реагировали на шутки, которые я добавляла в презентацию, чтобы разбавить повествование. Это мне помогало по ходу выступления. Да и в целом публика была очень дружелюбная. Если и начинать пробовать себя в роли спикера, то такой формат лектория отлично подходит. Выступить мне помогла поддержка друзей и коллег.
Спикерам-новичкам я бы посоветовала принять тот факт, что вы будете волноваться. Если удастся пообщаться с вашими зрителями перед выступлением, в формате нетворкинга, например, то волнения может стать поменьше. Мне хотелось бы ещё раз выступить на таком же пробном лектории, чтобы побольше развить навык живых выступлений.
В целом я стараюсь всегда вписываться в разные активности, которые помогут профессионально прокачаться. Поэтому, когда увидела анонс лектория, решила попробовать.
В докладе я рассказывала про художественные навыки в работе дизайнера. Выбрала такую тему, потому что я дизайнер, который умеет рисовать. Тем более что спор «должен ли дизайнер уметь рисовать или нет» так же вечен, как «лыжники или сноубордисты».
Я рассказала про реальные кейсы из своего опыта, уложилась в тайминг и даже смогла вызвать улыбки у аудитории — спасибо мемам за это.
Выступить мне помогла подготовка и комфортная аудитория. Ещё накануне мы с другими спикерами созвонились с Константином и обсудили многие моменты по выступлениям.
Спикерам-новичкам я бы посоветовала порепетировать, не перегружать презентацию текстом и не дрожать от страха. Тут все читающие дружно говорят мне «спасибо» за очевидность, но ожидание всегда волнительнее реальности. А ещё выступать важно: становится понятно, что получается хорошо, а какие моменты нужно доработать, и это можно узнать только эмпирически.
Буду ли я ещё выступать? Да! Пока нет конкретных планов по мероприятиям, но после выступления я записалась на мастер-класс по сценической речи и планирую прокачивать навык, чтобы продолжать.
Никогда бы не подумала, что буду выступать где-то, но у нас на наставничестве было задание по докладам, и тут как раз лекторий организовался. Так и сошлись звёзды.
Я думала, о чём может быть интересно послушать другим. Додумалась до пяти тем. Потом закинула опрос в свой телеграм-канал, и люди проголосовали за самую интересную — «Я ошибся! Я могу один раз ошибиться? Как пережить то, что уже не изменить».
Мне понравилось, что во время выступления получилось рассказать почти всё, что я хотела, и даже не запинаясь. И мемы, конечно. Вся моя презентация была на них построена.
Выступить помогли знакомые лица в зале и советы от Константина перед выступлением. Это свело переживания к минимуму.
Спикерам-новичкам я бы посоветовала не бояться пробовать что-то новое. Может, это именно то, что вам нужно. Также нужно заранее прогонять материал не менее трёх раз, это очень важно. На слайдах должно быть минимум текста, всю основную информацию нужно рассказывать самим. И мемы, конечно. Но в меру.
Мне хотелось бы ещё выступать. Пока в планах ничего конкретного нет, буду решать по мере возможностей.
Я часто слышала: «Начинай работать на свою реализацию сейчас, чтобы не пришлось приходить в себя три года после университета». Очень хотелось следовать этому совету, но не было понимания как. И вот я увидела анонс у Константина Лобанова, которого давно читаю, о «Лектории для котят». Поняла, что это шанс попробовать в безопасной обстановке заявить о себе.
В порыве понять, что есть хороший дизайн, я прочла книгу Дона Нормана «Дизайн привычных вещей». После неё стала замечать, как много сделанного человеком не учитывает особенности восприятия и в итоге не работает. Связала эти мысли со статьёй про скевоморфизм, которую писала пару лет назад, и приняла решение, что эта информация может помочь специалистам разобраться в специфике работы дизайнера. Так появилась тема моего доклада «Аффорданс и его применение в дизайне всего. И немного про скевоморфизм».
Ориентируясь на отзывы, я рада, что показала хорошие визуальные примеры и вышло наглядно: увидели — поняли. Переживала из-за сложности темы, но получилось неформально взаимодействовать со слушателями, привлечь их внимание шутками и не налить воды.
Выступить мне помогла в первую очередь подготовка, потому что, если спикер хорошо знает тему, ему всегда будет что сказать. Ещё пригодилось понимание, что все мы люди и никто не ждёт идеального роботизированного выступления. Более того, все пришли за эмоциями. И, конечно, колоссальная поддержка наставника, в частности, совет: «Если не знаешь, что делать, подумай, как бы поступил уверенный в себе человек, и делай так же».
Спикерам-новичкам я бы посоветовала в первую очередь не забывать, что даже самый крутой спикер когда-то стоял с дрожащими коленками перед публикой и ошибся много раз, прежде чем получилось хорошо. Подумайте о том, чтобы информация из вашего доклада была не только интересной, но и чтобы её можно было применить, в идеале в большой сфере. И помните, что это эмоции, а эмоции — это хорошо.
Что касается дальнейших планов, я планирую провести трансляцию или записать видео с этой же темой для тех, кто хотел послушать, но не смог присутствовать очно. Плюс жду ответа от alto.artclub.
На протяжении прошлого года я наблюдала, как мои коллеги-друзья выступают на лекториях, восхищалась и завидовала. Поняла, что тоже хочу вносить свой вклад в комьюнити. У меня не было опыта публичных выступлений, поэтому я стеснялась выходить на сцену в одном ряду с матёрыми спикерами. И тут неожиданно Константин Лобанов выкладывает пост о новом формате лектория для спикеров-новичков. Звёзды сошлись, я поняла, что пора отбросить все страхи и попробовать себя в новом деле.
Чтобы выбрать тему, я задала себе два вопроса:
- А что у меня сейчас на повестке дня?
- Что из моего опыта будет полезно узнать другим дизайнерам?
Выбор пал на организацию работы и жизни специалиста на удалёнке. В течение нескольких лет я общалась с разными людьми из сферы и поняла, что у всех одинаковые проблемы. Перепробовала уйму решений этих проблем на себе — материала накопилось на несколько статей. Было сложно уложиться в формат выступления на 20 минут, на эту тему я могу спокойно выступать час.
В процессе подготовки и самого выступления было очень весело. Мне удалось придумать смешные мемы для презентации, а в момент доклада я непроизвольно начала шутить. Было очень приятно слышать смех из зала.
Выступить мне очень помогли советы от Константина Лобанова. В момент подготовки я совершила все ошибки начинающих спикеров: прописала текст выступления на 10 страниц, пыталась охватить тему целиком, занудничала, сильно выходила за тайминг, акцентировала второстепенные вещи. Костя посоветовал не прописывать текст, а проговаривать и запоминать, выкинуть из доклада всё занудство, отрепетировать голосом 5–10 раз. Этого и вправду хватило, чтобы уверенно выступить в первый раз.
Спикерам-новичкам я бы посоветовала понять, что в докладе самое важное, и подсветить это. Кроме того, рекомендую готовиться к выступлению не поэтапно, а параллельно. Подготовку можно разделить на шесть этапов:
- Сформулировать тему.
- Придумать структуру выступления.
- Понять, о чём говорить — прописать тезисы, найти мемы.
- Разместить всё это на слайдах.
- Оформить в дизайн.
- Отрепетировать пять раз.
Лучше их запараллелить по методу MVP, или «Прогрессивного джипега»: как можно быстрее набросать скелет всего этого и на него нанизывать идеи. Просто чтобы не застрять на одном из этапов или не переделывать.
Конечно, я буду ещё выступать. Хочу подготовить новую тему для лектория Dprofile. Рассматриваю для себя и другие площадки: студенческий лекторий для дизайнеров и программистов CMYK, комьюнити диджитал-специалистов «Прости, что голосом».
Мне было волнительно выступать перед людьми, но здесь решающую роль сыграл формат мероприятия, который предполагал выступления именно новичков. Это позволило особо не переживать, к тому же пришли хорошие понимающие ребята и создалась очень комфортная атмосфера.
Как я выбирала тему? У меня было несколько вариантов, и я спросила у подписчиков в своём телеграм-канале, какая тема кажется им наиболее интересной. Хотелось дать людям информацию, которая будет им полезна. В итоге остановилась на теме «Как прокрастинировать без ущерба карьере».
Мне понравилось взаимодействие с аудиторией, отвечать на вопросы людей и слышать, как они смеются с моих шуток! Внимательные и улыбающиеся зрители очень помогают чувствовать себя увереннее во время доклада.
Выступить мне помогло то, что я тысячу раз прорепетировала речь с таймером. Плюс перезнакомилась с пришедшими на мероприятие гостями, чтобы убедиться, что они все приятные люди и мне будет комфортно перед ними выступать.
Спикерам-новичкам я бы посоветовала отрепетировать всё хорошенько! Особенно помогают «выступления» перед близкими людьми, можно послушать их обратную связь. Скорее всего, вам скажут, что вы молодец, и вам станет легче. Ну и не пить кофе!
Обязательно хочу продолжать выступать. В первую очередь на мероприятиях Dprofile — сначала для новичков, потом, может быть, удастся выступить в основе на лектории. А дальше будет видно!
«Лекторий для котят» оказался востребованным и полезным форматом — будем делать ещё
Так как новый формат лекториев мы опробовали уже в нескольких городах и везде получили положительную обратную связь, будем проводить его ещё.
Помимо пробного «Лектория для котят» в Санкт-Петербурге, мы провели ещё один в Нижнем Новгороде в рамках четырёхдневного интенсива по личному бренду. Ребята из местного нижегородского сообщества также оценили новый формат.
Если вы тоже хотите принять участие в «Лектории для котят» — как спикер или как зритель, обязательно следите за нашими анонсами в телеграм-канале встреч Dprofile. Будем рады видеть вас на наших мероприятиях.
Кто хочет прокачать свой личный бренд и навыки публичных выступлений, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Лобаново наставничество». Там вы найдёте много полезного о том, как писать посты, выступать с докладами или нетворкать на мероприятиях.
А если вам нужна консультация по пиару, контенту или просто есть вопрос, связанный с моей работой, — смело пишите в личку в телеграме.
Успехов!
Крутой формат!)
Желаю всем Котятам стать настоящими волками!
Обязательно станут. Но надо много стараться и не унывать раньше времени)
Ну и зачем рынку толпа новичков, которые выступают? Может им сначала поработать стоит пару годиков?
Новичок в сфере ≠ новичок спикер. Есть много ребят, которые уже достаточно долго работают, но никак себя не продвигат и не качают личный бренд.
А даже и совсем-совсем джун выступит, то ничего страшного, это будет отличный шаг к тому, чтобы постепенно качаться и как специлист, и как спикер.
Затем, чтобы новички быстрее росли, повышали уровень конкуренции и уровень рынка в целом
ну так не все же работники становятся сразу спикерами
Первое выступление — это всегда дикий стресс. Думаю, такой формат бережёт нервы спикера и помогает более плавно и спокойно пережить первый опыт публичного выступления.