Трудности перехода

Что можно понять о компании с распределенной командой на этапе онбординга? Чем плохой онбординг отличается от хорошего? Как компания может и должна помочь вам с адаптацией?

Трудности перехода

Поздравляю, вы устроились на новую работу. Вы в предвкушении, но при этом, скорее всего, немного нервничаете, ведь пока вам здесь все непривычно.

Теперь представьте, что у вас нет возможности прийти в офис и познакомиться с командой, потому что ее участники разбросаны по разным частям света. В этом случае уровень стресса неминуемо возрастает. А впереди у вас еще и непростой период адаптации, через который проходит каждый новенький. Кажется, без грамотной и бережной поддержки со стороны работодателя вам точно не обойтись.

Меня зовут Ника Шевцова, я Operations Manager в IntellectoKids. Мы разрабатываем образовательные приложения и онлайн-уроки для детей до 7 лет. У нас полностью распределенная команда: мы работаем из разных точек земного шара.

Сегодня поговорим, как ваш работодатель на удаленке может помочь вам безболезненно пережить процесс адаптации, как вы можете отличить хороший онбординг от плохого, а также расскажем, как онбординг устроен у нас.

Цели онбординга

Компании проводят онбординг, чтобы вдохновить вас, подготовить к работе, познакомить с командой, с вашими задачами и основными ценностями компании, адаптировать к новым условиям.

Онбординг важен, особенно в условиях удаленки, причем для обеих сторон. Некачественный онбординг чреват потерей интереса и работоспособности нового члена команды, вплоть до его скорого увольнения. Есть исследования, которые подтверждают тенденцию: многие ценные специалисты, уволившиеся в течение 45 дней после появления в компании, указывают в качестве причины отсутствие адаптации к команде. Для компании это чревато финансовыми потерями: в среднем работодатель теряет на ушедшем во время испытательного срока сотруднике 3-4 его оклада (сюда, например, входят время рекрутера, стоимость разных инструментов и джоб-бордов).

Обязательно спросите на этапе собеседования, есть ли в компании онбординг и как он устроен. Во время онбординга вы не только решаете, остаться на новом месте или нет, но и узнаете, насколько здесь развита корпоративная культура и грамотно ли выстроены процессы.

Признаки хорошего онбординга в удаленной команде

Как вы можете отличить хороший онбординг на удаленке от плохого? В силу специфики удаленного онбординга, самое главное для online-адаптации – поддерживать эмоциональный контакт с менеджером, членами команды и другими сотрудниками, а также давать и получать обратную связь. У новичка после онбординга не должно остаться впечатления о команде, как о no names. Должно быть полное понимание, что происходит внутри команды, каковы приоритеты команды и компании и каковы цели.

Новенький должен четко понимать, какие бенефиты или возможности предоставляет компания, как строятся внутренние процессы, какие у вас будут задачи и зоны роста. Если картинка сложилась — значит онбординг прошел хорошо, если нет — компании необходимо сделать “работу над ошибками“. Выяснить, что что-то пошло не так, можно только с помощью обратной связи, она — залог к успеху в будущем.

Особенности онбординга на удаленке

У удаленного онбординга есть ряд отличительных черт:

  • hr-менеджер должен сразу установить контакт и, насколько это возможно, «стереть» пространственные границы. Мы с первого разговора с новеньким даем ему понять, что, несмотря на расстояния между нами, готовы разобраться со всеми возникающими вопросами;
  • для адаптации нового члена команды в режиме online важен элемент персонализации. Мы, например, первый звонок (Onboarding Intro) обязательно проводим с включенной камерой, хотя в обычное время в нашей Компании не принято использовать видеосвязь;
  • поскольку в условиях удаленки нет возможности видеться с новеньким каждое утро в офисе за чашкой кофе, важно на регулярной основе запрашивать у него обратную связь. Это могут быть звонки или сообщения — подходит любой формат. Таким образом можно вовремя зафиксировать какие-либо блокеры или сомнения, возникающие у нового члена команды — и принять меры;
  • есть и технические моменты: необходимо учитывать разницу в часовых поясах, закладывать достаточно времени для предоставления новенькому рабочего оборудования (мы в IntellectoKids не можем допустить, чтобы человек не получил в первый рабочий день свой ноутбук);
  • отдельно в удаленных командах решается вопрос с документооборотом: в IntellectoKids, например, все документы подписываются в электронном виде. Так мы оптимизируем процессы и бонусом — сохраняем природу.

Как все устроено в IntellectoKids

Процесс адаптации у нас в компании состоит из 6 этапов:

  • пребординг;
  • день перед выходом на работу;
  • первый рабочий день;
  • первая неделя;
  • первый месяц;
  • окончание испытательного срока.

Пребординг

Все начинается с подписания оффера. Потом новенький заполняет специальную форму с различными категориями вопросов, например, в какой валюте он хочет получать зарплату и какое оборудование ему понадобится для работы. Также в этой форме есть анкета для ежемесячной новостной рассылки о новых членах команды. Кроме того, мы присылаем новенькому приглашение на первый звонок — Onboarding Intro.

После подписания договора мы, если в этом есть необходимость, отправляем оборудование. А также обязательно отправляем наш брендированный Starter pack. Это своеобразное приветствие, чтобы показать новенькому, что мы его ждали и рады ему.

День перед выходом на работу

На этом этапе мы отправляем новому члену команды письмо, в котором содержится расписание первого рабочего дня, информация о тимлиде и о доступах к рабочим инструментам (slack, почта, etc.).

День выхода

Первый рабочий день у новенького довольно насыщенный.

Сначала мы предоставляем все доступы. Потом представляем нового коллегу в общем чате.

После этого я созваниваюсь с новеньким по видеосвязи и рассказываю ему о компании, ее основателях, команде, продуктах, процессах, бенефитах (в частности, мы оплачиваем любое профильное обучение и обучение английскому языку, при необходимости предоставляем место в коворкинге). По окончанию звонка новый член команды получает презентацию, к которой всегда может обратиться, если плохо запомнил какие-либо детали.

Также новенький знакомится со своим тимлидом. На этом созвоне ставятся задачи и цели на ближайшие месяцы.

Что еще важно? Я отправляю новому члену команды first day impressions survey (мини-опрос о впечатлениях первого рабочего дня). О чем я спрашиваю:

  • насколько быстро и качественно мы отвечали на вопросы во время пребординга;

  • была ли исчерпывающей предоставленная информация о первом рабочем дне; если нет, то какой информации не хватило;

  • насколько понятны после разговора с тимлидом поставленные задачи;
  • есть ли что-то, что нам стоит доработать в онбординге на этом этапе.

Первая неделя

Тимлид ежедневно хотя бы на 15 минут созванивается с новеньким, обсуждая рабочие вопросы и «трекая» его психологическое состояние. В конце первой рабочей недели я спрашиваю у новенького, как проходит процесс его адаптации: как складываются отношения с командой, понятны ли ему рабочие задачи, есть ли что-то, чем он недоволен, комфортно ли ему в целом.

Первый месяц

В первые две недели происходит привыкание к новому месту. Если человек работает автономно от остальных ребят, мы добавляем его в смежные его отделу созвоны, чтобы он не терял связь с командой.

Ежемесячно мы делаем рассылку о новеньких (Newcomers Newsletter) в общем чате. Это как раз та анкета, которая заполняется еще на этапе пребординга. В анкете рассказывается о любимых книгах, мечтах и целях, об увлечениях интервьюируемого, перечисляются забавные факты из его жизни.

Окончание испытательного срока

Испытательный срок у нас, как правило, длится 3 месяца. По истечению этого периода мы обязательно организовываем звонок, на котором происходит двусторонний фидбэк: мы рассказываем члену команды, что хорошо в его работе, что можно улучшить, ставим новые цели. А он, в свою очередь, дает обратную связь нам о процессах в компании, о том, что его устраивает и не устраивает в работе. В общем чате мы поздравляем сотрудника с окончанием испытательного срока.

Еще мы проводим Onboarding Satisfaction survey — опрос по поводу удовлетворенности онбордингом в течение первых 3-х месяцев работы. Это помогает нам постоянно улучшать процесс адаптации, делая его более комфортным.

Также после испытательного срока мы предлагаем оформить ДМС и начать заниматься английским языком.

А что дальше?

Чтобы члены команды не чувствовали себя изолированными друг от друга, недостаточно просто ввести их в курс дела в первую неделю и потом периодически собирать обратную связь. Поэтому мы проводим различные мероприятия. Например, два раза в год организуем корпоративы, празднуем с подарками Дни рождения и рабочие годовщины. Периодически мы собираемся offline, устраивая local team events, а также проводим online мероприятия: игры, квизы. Два раза в месяц у нас выходят интервью с кем-нибудь из членов команды. Еще в IntellectoKids есть традиция random coffee: еженедельно ребята встречаются случайными парами, чтобы поболтать на разные темы.

Важно понимать, что онбординг на удаленке — это игра вдолгую, процесс адаптации на дистанте не заканчивается, по сути, никогда.

1616
10 комментариев

 Обязательно спросите, как проходит онбординг на удаленкеА если в ответ меня спросят что такое онбординг, что отвечать?

2
Ответить

ну тогда будет понятно, что его в компании нет) но можно уточнить — что это процесс погружения сотрудника в работу и процесс адаптации к новой команде

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Давайте мы пока исправим это здесь, а потом — в целом). IntellectoKids разрабатывает обучающие приложения и онлайн-уроки для детей до 7 лет. Приложения разрабатываем на Unity. Например, у нас есть приложение на основе технологий распознавания речи и синтеза речи. В основном мы ориентированы на рынки США и Европы. Наши продукты стабильно входят в топ-10 в AppStore в 40 странах мира, включая США в сегменте Kids 5 & Under. Скачиваний более 2,6 миллионов, постоянных пользователей 450 тысяч. 
У нас распределенная команда из 40+ человек. 
Работать у нас действительно здорово. Помимо качественных продуктов, разработанных по западным образовательным методологиям, у нас есть ДМС, возможность зафиксировать зарплату в долларах, бесплатное профильное обучение в любой школе, бесплатное обучение английскому, компенсация коворкинга, если это необходимо и, конечно же, мы предоставляем любое оборудование. 
Вот так).
Если вам интересно, вот здесь (надеюсь, не нарушаем правила площадки), все наши вакансии на сегодняшний день: https://hh.ru/search/vacancy?area=1&fromSearchLine=true&st=searchVacancy&text=intellectokids

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Спасибо!
Да, вы, безусловно, правы. Везде должны быть именно профессионалы. 

Ответить