Вышли на новую работу в эпоху Covid? Готовьтесь к неочевидным трудностям

Новенькому никто не пишет

Пандемия — это совершенно точно эпоха перемен. Для меня она выразилась в том, что я два раза сменил работу, увидев для себя хорошие перспективы. Первый раз немного мимо, во второй уже попал в цель. Так как моя деятельность связана с общением и поиском консенсусов (я работаю в роли project/product manager) мне нужно много взаимодействовать с самыми разными департаментами и коллегами, от этого зависит успех того, что делает команда.

Удаленная работа сильно отличается от офисной, это заметили все. Но те, кто вышел на новую работу в удаленном режиме, а ранее работал как все, заметили кое что еще. Это можно назвать по-разному, но я бы назвал это растерянностью коммуникаций. У неё есть много проявлений, от банальной дисциплины онлайн встреч и качества связи, до простой трудности взаимопонимания между участниками.

Но есть еще одно важное свойство, которое могут хорошо заметить новые сотрудники.

Существует пропасть в коммуникации между теми, кто ранее работал в офисе и перенес свои коммуникации онлайн и между теми, кто пришел на «чистую» удаленную работу и пытается эти коммуникации выстроить с нуля.

Все это очень субъективно и может быть легко поставлено под сомнение как очередной личный опыт, поэтому я решил провести исследование, основанное на данных.

Электронная почта и её секреты

Я всегда храню архив корпоративной почты не только на корпоративном устройстве, это перестраховка на случай поломки ноутбука или если что-то случится с почтовым сервером. Это не раз меня выручало, когда коллеги с прошлых работ звонили и просили помочь вспомнить о содержании какого-то письма. Я мог просто найти его в архиве и решить их задачу. Конечно, все это коммерческая тайна и используется она только как личный бэкап (да-да: «расскажи это инфобезопасности»).
А так как почта является главным окном корпоративной коммуникации (чаты не в счет, серьезные вещи до сих пор любят обсуждать в почте), значит почта должна отражать то, стало ли общаться сложнее и насколько.

Исследуем глубины почтовых переписок

Для начала решим, что мы можем исследовать. Есть 4 архива почты с разных мест работы, к счастью, во всех этих компаниях мои обязанности были очень похожими. Во-вторых, 2 рабочих места можно назвать среднего размера компаниями, в 2 других являются очень крупными. И те и другие пришлись на пандемию и до неё. Получается, у нас есть данные для сравнения.
Что сравниваем? Я решил взять только входящую почту (она не так сильно зависит от моего личного желания с кем-то общаться) и только первые 3 месяца работы в каждом месте. Это идеальный период, в котором новый сотрудник входит в корпоративную среду, сам никого не знает и общение в основном инициируется коллегами.
В анализе данных сильно помогло решение от Kutools для Outlook. Оказалось, вполне себе продвинутый анализатор почты. Рекомендую.

С помощью архивов Outlook и Kutools я проанализировал три показателя:
Количество контактов в неделю — сколько уникальных контактов отправили мне хотя бы одно письмо на неделе.
Количество писем в неделю — тут все понятно. Напоминаю, считаем только входящие.
Частотность писем от одного контакта — простое деление кол-ва писем на кол-во контактов.
Также из выборки были вычищены всякие автоматические рассылки Jira и служб поддержки, ведь контактами они по сути не являются.

Результаты погружения

Для лучшего понимания прикладываю полную статистику.

Статистика входящей электронной почты в первые 3 месяца работы
Статистика входящей электронной почты в первые 3 месяца работы

Краткие же выводы их неё таковы:

Вывод 1:
До пандемии количество писем, равно как и контактов не меняется кардинально в зависимости от размера компании и находится в пределах 100 писем и 50-70 контактов в неделю.
Вывод 2: Количество писем и контактов с переходом на удаленную работу падает драматически, примерно на 91%!
То есть если раньше я получал по сотне писем в день в первые недели работы, то теперь около 9.
Вывод 3: Частотность писем не изменилась. Я как получал, в среднем, по 2 письма от одного человека, так и продолжил получать после выхода на удаленную работу.
Получается, что мне не стали писать реже, мне просто стало писать значительно меньше людей.

Общий вывод

Пандемия очень повиляла на то, как происходит общение между сотрудниками, которые перешли на удаленную работу. Но еще больший эффект это может оказывать на новых сотрудников, которые проходят onboarding, расширяют свою сеть рабочих связей и просто участвуют в жизни компании.

За три месяца работы в пандемию, я даже близко не вышел на тот уровень корпоративной коммуникации, который был мне доступен в первый месяц работы в офисе. Здесь можно возразить, что место переписок заняли видеозвонки. Их действительно стало кардинально больше, но любой реально рабочий видеозвонок обычно заканчивается протоколом или фиксацией в почте. Помните негласное правило работы удаленных команд? — Если что-то не записано, то этого не существует. Да есть Miro и прочие сервисы, но они обычно живут внутри команды, а мы говорим о широком круге общения внутри компании (другие команды, отделы и т.д.)

Что это означает? Лично для меня только то, что какие-то вещи стало делать труднее и теперь понятнее почему. Оперируя сетью из 100+ контактов внутри компании можно сделать намного больше, чем с сетью из 10.

Почему так происходит? На это у меня ответа пока нет, я не могу сказать, что люди кардинально изменились и перестали идти на контакт. Судя по всему, первичное знакомство всегда происходило офлайн и только потом фиксировалось в переписке.
Пишите о вашем опыте, может быть мой далеко не уникален (хочется в это верить)

99
16 комментариев

Как в итоге на эффективности работы то отразилась удаленка?
А то в последнее время на vc шарятся бедные владельцы офисной недвижимости и, притворяясь наемными сотрудниками, рассказывают, как у них падает производительность, давление и чсс, когда хоть кто-то в их конторе на удаленку уходит.

8
Ответить

В первые три месяца зависит от окружения, если коллеги мягко игнорят и нет дисциплины онлайн встреч, то надо тратить время на её выстраивание. 
Я сам был свидетелем, когда несколько CEO-1 превращали предметный разговор в срач и мы очень долго боролись с неэффективностью наших созвонов.

Если дисциплина есть, то все вполне достижимо.

Узость сети контактов точно мешает решать нетривиальные задачи, когда тратится время на поиск нужных людей, часто через три руки.

3
Ответить

Все так. Пришла в компанию в разгар ковида и почти сразу ушла на удаленку. Как на необитаемом острове.

4
Ответить

Стерпится-свыкнется) потом ещё полюбишь :) все через это проходят. Тут просто ещё нюанс в том, что есть компании, которые никогда по удаленной модели не работали - у них возможно трудности в организации будут/были при переходе на удаленку. А те, кто уже воспринимал удалёнку, как полноценную работу и отладил механизмы планирования/коммуникаций - вообще проблем нет. Не за горами то время, когда и языковой барьер напрочь будет стёрт(я про системы автоматических переводов в лайф режиме). 

1
Ответить

Да, тоже через такое прошел. Устраивался на новую работу в первый локдаун.
Та еще боль. Первые пару месяцев толку от меня было чуть больше, чем никакого.

1
Ответить

Был один негативный опыт в одной известной российской компании ещё до ковидного периода(не буду называть какой) в которой мне пришлось начать работать удаленно(операция была и постельный режим) и эта проблема была очень-очень-очень мной замечена(с тех пор я работаю удаленно). Скажу так: я думаю в таком случае все это походит на "дедовщину" в классическом понимании. Ты дух - а там прожженные деды. Это очень плохо. Но вся эта "дедовщина" идёт от глупого менеджмента. Если вы когда-то столкнетесь с этим - бегите. Даже, если вам просто банально долго не отвечают - это тревожный сигнал.

Команда и менеджмент должен быть заинтересован в коммуникациях с вами. Если их нет - значит это большой пробел, но не ваш. И никогда не позволяйте сомневаться в себе. Поверьте, если в вас заинтересованы или компания адекватная - любой человек внутри коллектива будет рад помочь и ответить. Конечно, есть очень занятые коллеги у которых все расписано. Но банально перенести ответом встречу или назначить в календаре - это жест этикета "удаленщика".

2
Ответить

Интересно узнать, а какова эффективность общения с 60+ контактами?
Проблема больших компаний, когда за "что-то" отвечают дофига народу, в результате никто ни за что не отвечает.

Ответить