Привыкаем к хорошему: тренды кадрового ЭДО, которые останутся с нами надолго

Скоро мы все отвыкнем от бумажных приказов и приглашений «срочно подойти в отдел кадров»: в HR-сферу все больше проникает цифровизация. Можно ли уже сегодня подписывать документы со смартфона, и как сдать авансовый отчет, не появляясь в офисе? Узнаем прямо сейчас.

Устроиться на работу онлайн

Когда на собеседовании сказали, что трудовой договор можно подписать в цифре

Дистанционными собеседованиями уже никого не удивишь. Однако для подписания трудового договора все равно приходилось посещать офис лично или отправлять документы курьером. С ноября 2021 года ТК РФ разрешает вести кадровый электронный документооборот (КЭДО), в том числе заключать трудовой договор с соискателями при приеме на работу в цифровом виде.

Как это работает

Для удаленного приема компании нужна информационная система. Будущий сотрудник получает доступ в личный кабинет, куда загружает сканы или фото документов для трудоустройства. Там же он заполняет заявление на сертификат неквалифицированной электронной подписи (ЭП) – это занимает несколько минут, если в ИС предусмотрена аутентификация через ЕСИА (Госуслуги).

Полученной ЭП сотрудник подписывает согласие на КЭДО, а затем — трудовой договор и остальные документы, связанные с работой.

Какой эффект дает

  • Работодатель снижает затраты на трудоустройство, в том числе на печать, пересылку, хранение документов;

  • в компаниях с большой текучкой кадров можно пойти еще дальше и подключить искусственный интеллект к обработке документов новых сотрудников. В результате кадровые специалисты тратят меньше времени на рутину;

  • HR-процессы становятся прозрачнее для всех работников;
  • электронные документы не теряются и быстрее согласуются;
  • трудоустройство без единого бумажного документа играет на руку имиджу компании, особенно в условиях дефицита специалистов.

Оформить командировку без бумаг

Командировка в соседний город? Все равно приходится печатать километры бумаг

Несложно вспомнить (а кому-то – представить), сколько кругов бумажного ада нужно пройти для оформления всех документов для командировки. Современные проблемы требуют современных решений – больше не нужно писать от руки служебные записки и лично относить в бухгалтерию авансовые отчеты.

Как это работает

Законодательство разрешает переводить «в цифру» приказы, служебные задания на командировку, авансовые отчеты. Создавать, согласовывать и подписывать их можно в ИС работодателя.

Все процессы проходят для сотрудника «в фоновом режиме»: он создает заявку на командировку, заполняет нужные поля, отправляет на согласование. Система подскажет, если где-то не хватает информации или превышен лимит по расходам. Думать о том, кто должен подписать документ, тоже не надо: ИС сама отправляет его по установленному в компании регламенту.

Электронный авансовый отчет формируется автоматически на основе данных из приказа и реквизитов, полученных из билетов, чеков, счетов. Сотруднику остается подписать АО и передать оригиналы подтверждающих документов в бухгалтерию.

Какой эффект дает

  • специалисты тратят меньше времени на оформление командировок, авансовых отчетов и сопутствующих документов;
  • бизнес-процессы становятся прозрачнее на всех этапах;
  • компания экономит на печати бумажных документов.

Использовать «Госключ» и другие бесплатные сервисы

Получить электронную подпись, не вставая с дивана? Котик одобряет!

Государство активно поддерживает цифровизацию трудовых отношений: появились электронные трудовые книжки, больничные листы, наконец, 377-ФЗ закрепил право на создание, оформление и хранение кадровых документов в электронном виде.

Как это работает

С 1 сентября 2022 года появится возможность использовать Госуслуги для обмена электронными кадровыми документами. Например, сотрудник может попросить работодателя размещать на Госуслугах документы, связанные с работой, даже если в компании уже используется своя информационная система.

На развитие единой цифровой платформы «Работа в России» правительство планирует потратить более 1,15 млрд рублей. К 2024 году кроме единой базы вакансий, она должна стать системой электронного документооборота для организации стажировок и сервисом для независимой оценки квалификации соискателей.

Другая инициатива – технология мобильного подписания электронных документов «Госключ». Каждый гражданин РФ может скачать приложение на смартфон и бесплатно получить усиленную неквалифицированную электронную подпись (УНЭП) для удаленного оформления различных документов. Уже сейчас с помощью «Госключа» можно заключить договор на услуги сотовой связи или оформить куплю-продажу автомобиля через Госуслуги.

Чтобы подписывать электронные документы «Госключом», придется скачать приложение на телефон
Чтобы подписывать электронные документы «Госключом», придется скачать приложение на телефон

Подписывать «Госключом» кадровые документы пока можно только в рамках эксперимента Минцифры (Постановление Правительства РФ №1207), но постепенно такая возможность появится у всех работодателей и сотрудников.

Какой эффект дает

За подписи «Госключ» не платят работодатели, а именно они по закону должны обеспечить сотрудников сертификатами ключей ЭП при организации кадрового электронного документооборота. Используя «Госключ» при текущих ценах на сертификаты, работодатель сэкономит порядка 300 тыс. руб. в год на тысячу работников.

Есть одно «но»: использование государственных сервисов в КЭДО не означает, что можно полностью отказаться от информационных систем. Для согласования, хранения, массового ознакомления с кадровыми документами по-прежнему нужна ИС. Только при ее выборе обязательно учитывайте возможность интеграции с госсервисами.

Избавиться от бумажных архивов

Когда не знаешь, что кадровые документы можно хранить в электронном виде

HR-процессы не будут полностью цифровыми, пока остается последний «бумажный след» – архивное хранение. Законодательство требует, чтобы кадровые документы оставались юридически значимыми спустя десятки лет, а некоторые – бессрочно. Эти требования распространяются и на электронное делопроизводство.

Как это работает

В отличие от бумажных, в электронных документах информация отделена от носителя, а для её прочтения нужны специальные средства. Чтобы через пару лет кадровые документы в архиве не превратились в «цифровой мусор», необходимо выполнить ряд условий:

  • обеспечить юридическую значимость электронной подписи на протяжении всего хранения. Для этого используют технологию усовершенствования формата ЭП, которая собирает доказательства действительности сертификата ЭП и достоверности момента подписания, таких как проставление метки доверенного времени или механизм «перештамповки»;

  • позаботиться о том, чтобы документ можно было выгрузить из информационной системы даже спустя десятилетия, например, в формате PDF/A. Только в этом случае получится воспользоваться сторонними сервисами проверки подписи.

Какой эффект дает

Создать электронный долговременный архив – значит хранить документы централизованно, с быстрым и удобным поиском. Решается проблема устаревания цифровых кадровых документов. Ускоряется работа архивистов и делопроизводителей, снижаются затраты на формирование отчетов и другие процедуры.

Всматриваемся в цифровое кадровое будущее

Требования сотрудников к электронному взаимодействию с работодателем постепенно меняются. Квалифицированные специалисты хотят видеть HR-сервисы простыми, удобными, доступными 24/7 – как в случае с онлайн-трудоустройством.

Для компании переход на КЭДО – это в первую очередь история про эффективность и сокращение затрат. Снижаются расходы на бумагу и пересылку документов, исключаются лишние и рутинные задачи, упрощаются регламенты.

Конечно, экономия – дело добровольное. Но пока государство не сделало кадровый ЭДО обязательным для всех, у работодателей есть время, чтобы перестроить процессы и адаптировать ИТ-решения к цифровому «завтра».

Все гифки к статье - сайт giphy.com

33
Начать дискуссию