4 новейших формата в корпоративном обучении

Спойлер: мемы, reels, загадки и скринкасты, которые помогают создавать захватывающие курсы

Привет, я Юля Максина 🙋🏻‍♀. Много лет я была директором по развитию в издательстве МИФ, а потом создала True Education. Мы с командой помогаем запускать корпоративные курсы для VK, Ростелекома, Яндекс Маркета, МТС, М.Видео-Эльдорадо и других больших компаний. Причём не простые, а с тру-подходом.

Тру-подход — это лёгкое и эмоциональное обучение сотрудников, с креативным концептом и множеством разнообразных форматов, но увесистое по знаниям и навыкам.

Здесь я хочу делиться тем, как именно мы создаём курсы, которые интересно проходить сотрудникам. Начну с рассказа о самых лёгких форматах. Мы брали их из соцсетей, маркетинга и других сфер и адаптировали под нужды корпоративных обучалок.

1. Картинки, карточки с мемами и колоды смарт-карт

В какой-то момент корпоративное обучение стало настолько серьёзным, что у людей скисли щи. Закономерный вопрос: если работа — важная часть жизни, которую мы наполняем юмором, почему обучение делаем нарочито официозным?

Мы целенаправленно возвращаем юмор в обучение. Намерения у нас большие: положительные эмоции и юмор влияют на вовлечённость, а вовлечённость, в свою очередь, на успеваемость. Плюс эмоционально окрашенные вещи сами по себе легче запоминаются: любая сильная эмоция откладывает в памяти саму ситуацию, а через ситуацию уже закрепляются и воспоминания. Вот исследование, доказывающее, что эмоциональное состояние влияет на запоминание информации.

Например, в рамках обучения директоров М.Видео-Эльдорадо мы подготовили колоду карт про роли в команде по Белбину. Вот пара карточек для примера:

4 новейших формата в корпоративном обучении

Или вот ещё пример карточек:

4 новейших формата в корпоративном обучении

Любую сложную концепцию, которую вы бы объясняли текстом в три абзаца, можно ёмко упаковать в мем-картинку.

Любопытный эксперимент провёл преподаватель из Флориды: вместо стандартных заданий он предложил студентам-фармацевтам придумывать мемы по пройденным темам. Замысел ясен: упаковать в мем информацию может только тот, кто эту информацию осмыслил на все 100%. Если шутку понял — значит, тоже всё осмыслил. А ещё мемом захочется поделиться, значит, знания пошли дальше — вовлечённость и доходимость цветут.

А, нет, оказывается, можно
А, нет, оказывается, можно

Что могут карточки и картинки с мемами

  • Вовлекают и развлекают. Если обучение у вас в компании связано с положительными эмоциями, то нового выпуска обучающего контента люди будут ждать с нетерпением. И уже не вы (то есть отдел обучения) будете рассылать уведомления о старте курса, а вам будут писать сотрудники: я хочу в это обучение, когда новый поток?
  • Помогают запоминать алгоритмы, техники, приёмы — прикладная ценность обучения для бизнеса растёт.
  • Работают как шпаргалки: мы предусматриваем возможность скачать карточки на компьютер или сохранить в телефоне. Нажал — сохранил — пользуйся! Для двух проектов мы делали целые колоды карточек с инструментами по менеджменту, коммуникациям, наставничеству.

2. Тикток-видео, рилсы и ролики-крошки

Такие форматы работают по принципу микролёрнинга: обучающий материал «на один укус», как маленькое пирожное-птифур, будет проглочен немедленно, а длинный, как моток бечёвки, материал потребует времени. А где идёт борьба за время, там идёт борьба за внимание. С фокусировкой внимания на обучении у работающего человека и без того сложности:

Мне работать надо, а не этсамое!

Сотрудник

Тогда и вовлечение страдает. Микролёрнинг, встроенный в основной «длинный» формат — как узелки на бечёвке. Вот здесь можно походить по исследованиям об эффективности микроформатов в образовании.

Мы любим создавать ролики-крошки до полутора минут. Посмотрите, как в программе повышения эмпатии сотрудников компании «Ростелеком» мы доносим ценность роли саппорта.

На что способны ролики-крошки на минуту-полторы:

  • Вовлечь в обучение — ну куда ж без этого!
  • Могут работать как часть промо курсов. С их помощью можно объяснить сотрудникам, что и как именно он будет изучать на курсе, зачем ему это надо и даже доказать, что ему это очень-очень надо.
  • Наглядно демонстрируют важность какого-либо навыка.
  • Транслируют ценности, формируют общее эмоциональное поле у сотрудников, общее отношение к тем или иным темам, подходам, вопросам.

3. Загадки и головоломки

Наверняка вам не раз кидали какую-нибудь картиночку с предложением посчитать, сколько здесь уточек (и их обязательно не столько, сколько кажется на первый взгляд), найти логическую ошибку в какой-то детективной истории или ответить на простой вопрос (дать ответ на который почти невозможно).

Найдите кролика среди котиков
Найдите кролика среди котиков

Сложность формата для создателей контента в том, чтобы придумать головоломку, подходящую под тему обучения: не предложите же вы, действительно, посчитать уточек в курсе, обучающем эмпатии или охране труда?

Головоломки предполагают два касания. Первое — когда сотрудник читает загадку и начинает выполнять задачу/искать решение. Второе — когда вы публикуете «разгадку», включая в неё важные для обучения материалы. Далеко не всегда головоломка имеет правильное решение. Прелесть как раз в другом: ни одно решение не является правильным или неправильным.

Такие головоломки мы предлагали на курсе ЛидерOn для региональных лидеров в МТС:

4 новейших формата в корпоративном обучении

Как работают головоломки:

  • «Вирусят» обучение внутри компании, за этот счёт с их помощью можно вовлекать тех, кто тормозит на старте и ещё не включился в курс (таких, по нашему опыту, бывает около 30%).
  • На протяжении курса поддерживают вовлечённость, создают выдох между порциями теоретического материала. Такой формат и не воспринимается как обучающий: мы испытываем азарт и интерес, когда нам дают поломать над чем-то голову. Кубик Рубика, только-только попав в руки, сразу вызывает желание крутить его, поворачивать разными гранями и думать. Хорошее обучение для взрослых (да и детей) должно сопровождаться аналогичным эффектом.
  • Помогают проанализировать отношение к конкретному вопросу, например, к роли лидера в управлении людьми, и разграничить некоторые понятия, например, понятия вины и ответственности. Или увидеть привычки мышления, которые мешают делегировать задачи подчинённым, например.

4. Скринкасты

Это маленький ролик на 3-5 минут или мини-сериал из нескольких частей, в которых действие целиком происходит на экране мобильного телефона или компьютера. Наступил момент, когда проще показать, чем рассказать? Сразу же делаем скринкаст.

Так мы показывали на деле основные принципы эффективной обратной связи в курсе «Давай поговорим» для сотрудников МТС. Посмотрите ролик на 3,5 минуты:

Что умеют скринкасты:

  • Наглядно показывают, как надо и как не надо.
  • Если сотрудники работают удалённо и учатся онлайн, показать им реальные примеры и кейсы может быть проблемой. Описывать текстом —скучно. Делать вебинар с экспертом — трудозатратно. Скринкасты эту проблему решают.
  • Эту часть контента можно вывести в промо курса на начальном этапе.
  • Примеры, данные в скринкастах, лучше запоминаются.

Подводя итог: зачем нам вся эта мультиформатность

Мультимодальный подход — когда в обучении используются разные форматы — эффективнее, чем линейное обучение в одном формате, например, видеокурс или лонгрид-курс. Такой подход помогает сотрудникам до конца сохранять внимание на длинной дистанции (больше полугода, например). А ещё помогает лучше усваивать знания и запоминать их.

Мы в Тру используем многообразие форматов, чтобы помогать HR и специалистам по обучению персонала достигать своей главной цели — давать бизнесу конкурентное преимущество в виде высококвалифицированных сотрудников. Мы умеем работать над контентом и упаковывать его в креативный, мультиформатный концепт, чтобы ваши сотрудники проходили обучение с искрой интереса и азарта.

Если вам интересна эта тема, приходите в мой телеграм-канал «А что, так можно было?».

1515
11 комментариев

Комментарий недоступен

3

Меня тоже покорила в свое время главная.

"Давай поговорим" - профессионально.

1

Улыбаемся и шаркаем ножкой ) Спасибо!

1