Внедрение маркировки на производство воды за 60 000 рублей. Подробный гайд с перечнем оборудования
Чем больше углубляешься в тему маркировки — тем больше вопросов появляется. Разные нюансы для производителей и дистрибьюторов, огромный разбег цен на оборудование, штрафы, множество систем и интеграторов.
Рассказываем вместе с генеральным директором компании «Чистая вода», Сергеем Федотовым, как встроить маркировку в свои процессы и не потратить при этом кучу денег. В статье перечисляем оборудование, которое используют в компании. Но для начала, давайте разберемся с понятиями.
В чем отличие между «ГС1 РУС», «ГИС МТ», «ЦРПТ», «ЧЗ» и «Национальным каталогом»?
В 2018 году в Правительстве утвердили концепцию размещения электронных меток на товарах.
Согласно этой концепции, каждая единица должна быть помечена специальным цифровым кодом, содержащим в себе всю информацию о жизненном цикле товара. А все данные должны храниться в государственной информационной системе мониторинга товаров (ГИС МТ), которой управляет оператор маркировки.
ЦРПТ — центр развития перспективных технологий — был назначен оператором маркировки. А ГИС МТ «Честный ЗНАК» — это и есть та самая государственная информационная система, созданная оператором, в которой хранятся все данные о маркированных товарах.
Здесь разобрались, идем дальше.
Data Matrix код (маркировочный код) состоит из КИ (Код товара GTIN + индивидуальный серийный номер единицы товара) и КХ (Ключ проверки + код проверки).
Чтобы внести свой товар в «Честный ЗНАК», производители и импортеры в обязательном порядке должны сначала получить GTIN код продукции. Доступ к его оформлению дает членство в Ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН/ГС1 РУС (GS1 Rus или ГС1 РУС). Никакие другие организации, кроме ассоциации ГС1 РУС, не имеют права присваивать GTIN товару.
После вступления нужно внести описание товаров в «Национальный каталог» (он же КМТ). Это единое хранилище данных о товарах и часть экосистемы маркировки, созданной ЦРПТ. И уже после этого можно запрашивать Data Matrix коды на свою продукцию.
Какую воду маркировать?
Пока обязательная маркировка коснется только упакованной воды, но в будущем будут маркироваться и скважины. Для этого разрабатывается отдельная специальная система, над которой сейчас трудятся Минпромторг, Роснедра и ЦРПТ.
Что нужно, чтобы работать с маркировкой?
Для работы с маркировкой понадобится:
- Подключить ЭДО, чтобы передавать сведения об отгрузке и приемке товаров
- Получить УКЭП (электронную цифровую подпись) для регистрации в ГИС МТ и работы с маркировкой
- Подготовить свою учетную систему или работать через «Честный ЗНАК»
- Настроить онлайн-кассу и заключить договор с ОФД на передачу данных о реализации
- Настроить оборудование для нанесения, считывания и агрегации
Разберем подробнее каждый этап: что требуется, к какому сроку и для кого.
Этап 1. Регистрация в системе «Честный ЗНАК»
Установленный срок: 01.09.2021
Что требуется: УКЭП и ЭДО
Кому нужно: производителям, импортерам, дистрибьюторам
Зачем: чтобы стать участником оборота упакованной воды. Иначе вы не сможете ни производить, ни продавать продукцию, которая подлежит обязательной маркировке.
Зарегистрироваться в системе можно только с помощью УКЭП. После обработки заявки вам на почту придет ответ от оператора.
После регистрации нужно получить GTIN-коды на свою продукцию.
Этап 2. Вступление в ассоциацию ГС1 РУС
Что требуется: оплата вступительного взноса
Кому нужно: производителям, импортерам
Зачем: сотрудничество с этой ассоциацией — единственный официальный способ получения GTIN кодов. Без вступления вы не сможете создать карточки своей продукции в справочнике.
GTIN — Global Trade Item Number — это уникальный номер товара в единой базе данных мира. В нем закодирован номер компании и конкретный товар этой компании. Для зарегистрированных участников оборота взнос снижен до 3000 рублей вместо 25 тысяч.
После оплаты взноса вам на почту придет сертификат о вступлении в ассоциацию, а также все данные, необходимые для работы в системе ГС1 РУС. Далее нужно каждому товару создать отдельную карточку и подписать её с помощью УКЭП.
Комментарий Сергея: производители и импортеры работают со штрих-кодами, поэтому по идее, они уже должны быть зарегистрированы в качестве участников ассоциации ГС1 РУС. Дистрибьюторы и розница этот этап пропускают.
Этап 3. Создание карточек товара
Что требуется: УКЭП, личный кабинет ГИС МТ или «Национальный каталог» или ГС1 РУС
Кому нужно: производителям и импортерам
Зачем: «Национальный каталог» — это большой справочник всех российских товаров. У каждого наименования появится уникальный паспорт, который будет содержать детальное описание и сопроводительную документацию.
Описывать товары можно в личном кабинете ГИС МТ. Чем подробнее опишите, тем лучше, GTIN код сформируется автоматически.
Если у вас уже есть заполненные карточки товаров в ГС1 РУС — вы можете загрузить их в КМТ самостоятельно. После модерации нужно подписать карточку и приступать к работе с кодами.
Комментарий Сергея: при загрузке карточек из ГС1 в «Честный ЗНАК» обязательно проверьте их на соответствие этикетке и декларации. Не все они подгружаются корректно, мы уже исправляли несколько ошибок.
Еще момент, у минеральной воды иногда меняется состав, а карточку нам дали поменять только 2 раза. Недоработка со стороны системы есть и как ее решить пока непонятно.
Этап 4. Выпуск и нанесение кодов на продукцию
Установленный срок: 1 марта 2022
Что требуется: «Честный ЗНАК», УКЭП, принтер этикеток, аппликатор, сканер штрих-кода, смотчик
Кому нужно: производителям, импортерам
Стоимость 1 кода — 50 копеек без НДС. Пополните счет в личном кабинете ГИС МТ заранее — с него будут списываться средства в зависимости от количества запрошенных кодов.
Коды можно запрашивать:
- В системе «Честный ЗНАК». Для этого перейдите на «Станцию управления заказами» (СУЗ) и закажите необходимое количество кодов маркировки
- В вашей учетной системе, сделав интеграцию с ГИС МТ
- В готовом решении от интеграторов
Комментарий Сергея: мы работаем в учетной системе «Вод@воз» и коды заказываем там же. Коды для мелкотарки (0,5л, 1л, 5л и 10л) мы отправляем в типографию и нам их печатают прямо на этикетке, а для работы с маркировкой большой воды мы используем принтер.
Оборудование для маркировки мы выбирали тщательно, разбег цен очень большой — от 5 000 ₽ до 7 млн ₽. Почему так?
Количество наименований и сложность оборудования зависит от объемов производства. Если оно большое и автоматизированное — придется потратиться, если нет — зачем отдавать полмиллиона на принтер, который никто не сможет обслуживать?
Как выбрать оборудование для производства?
Комментарий Сергея: мы запрашивали множество коммерческих предложений, везде подробно описывали техническое задание. Далее изучали детали и цены, обсуждали с нашими инженерами, IT-партнерами и выбрали следующие наименования.
Это оборудование мы сможем легко заменить и поддерживать. Все процессы настроили быстро: технику всего за 2 часа, на обучение сотрудников понадобилось тоже несколько часов.
Как мы работаем с большой водой:
- Сначала подготовили и настроили шаблон этикетки
- На принтере в офисе печатаем этикетки с кодами, смотчиком делаем бобины.
За них отвечает бухгалтер — она ведет учет каждой товарной группы и передает бобины на производство: коды для минеральной воды, артезианской, воду с йодом и т.д. Если считать человеко-часы, то бухгалтер тратит на все около 4-5 дней в месяц.
- На производстве ручным аппликатором наносим коды на пробку. На упаковку бутылей нужно запрашивать отдельный код, также с паллетами.
- Проверяем коды с помощью сканера (2 сканера: 1 для производства, 1 для офиса)
- Вводим бутыли в оборот
- Отправляем на склад для доставки и передачи дистрибьюторам
Такой перечень подойдет для скорости до 900 бутылей в час. Весь процесс мы запустили еще в ноябре, т.к. работаем с минеральной водой. Есть свои нюансы, которые выявляем в процессе, но к 1 марта мы уже готовы.
Этап 5. Ввод товаров в оборот
Установленный срок: 1 марта 2022
Кому нужно: производителям, импортерам, дистрибьюторам
Что требуется: «Честный ЗНАК» или учетная система, УКЭП
Зачем: так вы сообщаете системе, что товар отвечает всем условиям маркировки и его можно реализовать
В ГИС МТ для этого есть вкладка «Станция управления заказами» — там вы сможете ввести бутыли с кодами в оборот и отправить их на реализацию конечным потребителям либо дистрибьюторам.
Дистрибьюторам нужно принять коды от производителя с помощью ЭДО и загрузить их в свою учетную систему.
Этап 6. Реализация товара
Кому нужно: дистрибьюторам, импортерам
Что требуется: приложение для водителей
Зачем: так вы сообщаете системе, что товары реализованы и их больше нет в обороте
Когда нужно:
С 1 марта 2022 — обязательная маркировка упакованной воды на производстве
С 1 сентября 2022 — продавцы должны передавать в ГИС МТ информацию о розничной продаже
С 1 ноября 2022 - 29 февраля 2025 года — все участники начинают вести объемно-сортовой учет. За каждый код отчитываться не нужно, достаточно прописывать коды транспортных и групповых упаковок
С 1 марта 2025 — обязательный поэкземплярный учет, код каждой товарной единицы должен передаваться в систему и контрагентам.
Комментарий Сергея: с лета этого года мы начнем работу с приложением для водителей. Проблема реализации бутылей с кодами конечному потребителю в том, что мы не знаем, какую конкретно бутылку он передаст клиенту. Особенно это касается онлайн-оплаты.
А в чеке должен быть указан конкретный код. Поэтому мы решили сканировать этикетки во время доставки.
Как реализовать передачу товара с помощью приложения:
- После того как клиент оплатил свой заказ онлайн в приложении — он получает первый чек, на 100% предоплату без КИ товара.
- Во время доставки курьер сканирует Data Matrix код в приложении и меняет статус заказа на «Доставлено». Теперь клиент получает чек полной оплаты с маркировочным кодом товара.
- Информация о реализации автоматически отправляется в «Честный Знак» и ОФД.
Полностью отладить процесс с кодами в чеках планируем к осени-зиме.
Вместо заключения
- Хорошо, что маркировка проходит постепенно, в несколько этапов — есть время подготовиться к каждому из них.
- Для внедрения новых процессов в производство не всегда требуется огромный список дорогого оборудования.
- Запрашивайте КП, задавайте много вопросов интеграторам и делитесь опытом с другими компаниями — так шаг за шагом вы заполните пробелы и легче войдете в процесс.
- Если вы хотите отдать внедрение маркировки на аутсорс — напишите нам или оставьте заявку на нашем сайте https://aqua-delivery.com/marking.
Надеемся, статья оказалась для вас полезной:) Спасибо за внимание!
Комментарий недоступен
Ну такмэто и есть смысл. Заработают все кроме производителя и все платит потребитель. Это ж гениально со всех драть кучу денег за ничто. Кому нафиг нужна знать где и кто сколько воды купил продал отгрузили.
Для государства - повышение собираемости налогов через обеление бизнеса. Маркированный товар проще контролировать.
Затраты на человека часы не учитываются?
До маркировки бухгалтер неделю в месяце ничего не делала или на нее теперь свалилась дополнительная нагрузка в виде недели сверхурочных?
У вас в штате появился дополнительный человек, который с аппликатором стоит и целый день клеит эти наклейки или тоже спихнули какого-нибудь погрузчику, что без дела стоит пока паллета не заполнилась.
Добрый день:) На производстве на бутыль итак наносится наклейка с датой производства и сроком годности. В этом случае почти ничего не изменилось.
Нагрузка на бухгалтера распределяется в соответствии с законодательством РФ. Если потребуется больше времени — возьмем в штат дополнительных сотрудников, которые будут заниматься процессами маркировки. Сейчас справляемся своими силами.