21 совет для запуска стартапа: интервью профессора бизнес-школы для Forbes

«Увольняйте без сожалений и угождайте инвесторам без угрызений совести». Лучшие советы начинающим и не очень стартаперам, чтобы создать единорога.

21 совет для запуска стартапа: интервью профессора бизнес-школы для Forbes

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Мы часто делимся историями запуска разных стартапов: от финтеха до обучения с помощью ИИ. Давайте узнаем, как повторить их успех и избежать ошибок.

Стив Эндриол, профессор университета Вилланова, поделился своими советами для начинающих стартаперов в статье Forbes. Предупреждаем: автор не старался «сглаживать углы», так что некоторые мысли могут показаться слишком смелыми или категоричными.

<p> Стив Эндриол (Steve Andriole) — американский специалист в области ИТ и профессор Университета Вилланова</p>

Стив Эндриол (Steve Andriole) — американский специалист в области ИТ и профессор Университета Вилланова

1. Думайте о том, как стать богатым

Неприлично богатым. На самом деле, стартапы начинаются не с разработки и даже не с анализа ниши и болевых точек. Помогать людям и приносить пользу — хорошо, но начинается все не с этого. Бизнес начинается с желания накопить такое состояние, которое потом не стыдно будет передать своим правнукам. Многие стартапы закрываются, но это не так важно. Нужно верить в свое дело и его прибыльность. Может, ничего и не выйдет. Зато у вас останется мечта о доме в Тоскане и личном самолете — а это повод попробовать еще раз, а затем еще раз, пока не получится.

2. Думайте, кому вы сможете продать свой стартап или акции на IPO

Это логичный этап развития стартапа, о котором нужно позаботиться с самого начала, а не в конце. Сценарии бывают разные — может, потребуется больше инвестиций, или вы захотите выйти из игры. Неидеальный план всегда лучше, чем его полное отсутствие.

3. Защитите себя интеллектуальной собственностью

Разработайте сами или купите ее. Без зарегистрированной интеллектуальной собственности сильные конкуренты обойдут вас, как только смогут скопировать ваши наработки.

4. Научитесь говорить на языке инвесторов

Они обдумывают, стоит ли вкладывать деньги в ваш проект и принесет ли он прибыль. Помогите им принять это решение — озвучивайте цифры, заостряйте внимание на выгоде и перспективах.

5. Работайте над продуктами и сервисами, которые востребованы на больших рынках

Да, можно зарабатывать и на обновлении легаси-систем, но искусственный интеллект принесет больше. Самый выгодный вариант — современные программы для компаний, а еще лучше — для обычных людей. Нет ничего лучше, чем разработать приложение, от которого пользователи не могут отказаться.

Например, создателям Stripe удалось запустить платежную систему, которой пользуются компании по всему миру. Среди их клиентов такие крупные игроки как как X (бывший Twitter), Slack, Kickstarter, Lyft. Так обычный финтех-стартап смог вырасти до компании на $100 миллиардов.

21 совет для запуска стартапа: интервью профессора бизнес-школы для Forbes

6. Постройте команду из умных и жадных профессионалов

Пробуйте снова и снова — пока не получится. Придется прощаться с теми, кто вам не подходит. Бизнес не про сентиментальность, а про твердость и правильные решения.

7. С уважением относитесь к «невидимым», но значимым сотрудникам вашего стартапа

Знакомьтесь, это: удача, время, личные отношения и случайности. Они обязательно внесут свой вклад в ваши планы. Будьте готовы к непредсказуемым поворотам и неожиданным вызовам судьбы, на которые надо быстро реагировать. Линейному сотруднику нужна стабильность и порядок, настоящий предприниматель властвует над хаосом.

8. Не тратьте время на сотрудников, которые тормозят ваш стартап

А еще — не помогают достигать целей или никак не могут влиться в коллектив. Спокойно увольняйте некомпетентных сотрудников — это касается и хард, и софт скиллов. Не держитесь за тех, кто нарушает чужие личные границы, и тех, кто говорит больше, чем делает. Рано или поздно ваши пути все равно разойдутся.

9. Будьте в курсе того, что происходит в жизни ваших сотрудников

А у них всегда что-нибудь происходит. Они разводятся, женятся, болеют, встревают в неприятности — и все это влияет на успех (или провал) вашего стартапа. Разбирайтесь с любыми обстоятельствами быстро, но помните: вы не психолог, не спасатель и не мамочка. Вы руководитель и основатель стартапа.

10. Высокие красавчики с хорошим нетворкингом помогут вам преуспеть

Даже если они кажутся недостаточно умными для руководящей должности. А еще — выпускники топовых вузов, хоть диплом и оценки не гарантируют их продуктивную работу. Ценность таких сотрудников в том, что они могут произвести хорошее впечатление на инвесторов и повысить вес компании в их глазах.

11. Помните, что генеральные партнеры венчурных фондов и бизнес-ангелы не разбираются в технологиях

Говорите на их языке, но не ведите себя высокомерно. Обращайтесь с ними как с исключительно умными людьми, даже если они не отличают приложение on-premise от облачного сервиса. Главное, что они должны понять: вы до мельчайших деталей разбирается в своем деле. Покажите свою экспертность и убедите инвесторов в том, что у стартапа есть все шансы на успех с вашей командой профессионалов.

12. Питчинг — большая часть вашей рабочей рутины

Если вы не научитесь максимально убедительно доносить свои идеи и привлекать инвестиции, стартап просто не выживет. Каким бы гениальным он ни был. Вам придется общаться с «акулами» бизнеса, так что научитесь отстаивать свою точку зрения профессионально.

Вот, как проходил питчинг идеи графического редактора Canva:

Я думала, Биллу не очень понравилась моя идея. Во время питчинга он все время говорил по телефону. Казалось, он не слишком заинтересован в том, что я пытаюсь донести.

Но когда я пришла домой, то поняла, что все это время он рассказывал обо мне другим инвесторам.

Мелани Перкинс, CEO Canva

<p>Мелани Перкинс, CEO Canva</p>

Мелани Перкинс, CEO Canva

13. Помните, что бизнес-модель выбирается не один раз и на всю жизнь

Это всегда временная стратегия, которая меняется в соответствии с условиями. Любой прогноз прибыли — это только гипотеза, которая может не подтвердиться. Не пытайтесь довести свою бизнес-модель до идеала, это пустая трата времени. Все равно к моменту выхода на рынок она уже устареет и понадобится новая. Тратить время на совершенствование бизнес-модели стоит только для того, чтобы угодить инвесторам.

Так было и со стартапом Casetext, который разработал виртуального AI-юриста для работы с большими объемами документов. Изначально они ориентировались на большие компании, но немногие из них готовы были купить продукт. Тогда стартап переориентировался на другую ЦА — маленькие юридические фирмы. Сработало: компания стала получать сотни клиентов в день.

14. Важно не только «гореть» своей идеей, но еще и показывать это вашим инвесторам

Для них это не столько признак успешности вашего будущего бизнеса, сколько показатель серьезности ваших планов. Покажите, насколько вы замотивированы работать над своим стартапом — даже если уже вечер пятницы, и мысли заняты совсем не работой. Потому что утром в понедельник инвестиционный комитет будет обсуждать, насколько ваш стартап достоин финансирования.

15. Не берите деньги на стартап у друзей и родственников

Если только не планируете с ними серьезно поссориться. А такая вероятность очень высока, потому что далеко не стартапы становятся успешными.

16. Никогда не делегируйте юридические и финансовые вопросы полностью

Особенно директорам, с которыми работаете не так уж давно. Стартаперам нужно разбираться в этих аспектах бизнеса. Хотя бы для того, чтобы понять, когда их начнут обманывать. Заметьте: не «если» — а «когда».

17. Не верьте словам «да он хороший парень, я за него ручаюсь»

Не берите в свою команду людей, о которых не знаете ничего кроме абстрактных оценок от знакомого. Получать и даже спрашивать рекомендации — это нормально, но ответственность за их проверку лежит на вас. У «хороших парней» тоже бывают проблемы с хардами и софтами, так что лучше узнать об этом заранее, а не в процессе работы.

18. Общайтесь со своими инвесторами и директорами открыто

Не пытайтесь контролировать их тем, что владеете большей информацией, чем они. Это только создаст сложности. Предоставляйте им любые запрашиваемые материалы — особенно, финансовые отчеты.

19. Передайте продажи на аутсорс

Это никак не повредит вашей компании. Продажи в стартапах почти всегда идут не очень хорошо, так что будьте готовы искать лазейки и часто менять стратегию. Не раздавайте акции своим маркетологам только потому, что ваш стартап может себе это позволить. Пусть они честно заработают свою долю. Профессионалов это замотивирует, а остальным с вами не по пути. Особенно тем, кто хочет получить максимум акций, еще до первой полученной задачи.

20. Смиритесь с тем, что распределять акции нелегко

Нужно мотивировать ими ключевых сотрудников, защищать себя и соучредителей, привлекать инвесторов. И все это независимо от того, насколько вы уверены, что растущая стоимость компании оправдает увеличение капитализации. Ищите баланс между здоровой жадностью и разумным управлением акциями.

21. Задавайте себе вопросы

У меня есть предпринимательская хватка? Я могу принимать сильные решения? А если нужно будет уволить друга? Готов ли на ложь во благо — и свое в том числе? Готов ли я не спать ночами? Неделями? Могу ли я отодвинуть семью на второй план? Сорваться на работу по одному звонку? Задавайте себе вопросы и отвечайте честно.

Какой из советов кажется вам самым полезным? Пишите в комментариях — обсудим🤔

Попробуйте быстрый корпоративный мессенджер Compass и управляйте командой с любого устройства. Приложение доступно on-premise. Для команды до 10 человек Compass бесплатный. Если пользователей больше 10, у вас будет пробный бесплатный период на 30 дней.

Что еще почитать?

Прочитайте другие наши статьи, чтобы узнать больше о стартапах:

6464
48 комментариев

"Не пытайтесь контролировать их тем, что владеете большей информацией, чем они."

Лица инвесторов в момент когда начал им затирать какую-то дичь

8
Ответить

Не каждый сможет уволить сотрудников которые тянут вниз, особенно если они еще и работают долго, но с такими и правда нужно прощаться сколько бы человек не сделал полезного

3
Ответить

Увольнять - важный скил, ровно как и найм. Надо развивать

3
Ответить

А особенно, если ребята были в компании со дня ее основания. Тогда прощаться еще тяжелее

2
Ответить

У нас сейчас все системы так и построенные. Говорят о кадровом голодании при этом не пускают молодых сотрудников, почему? Потому что именно такие вот "тянущие вниз" сотрудники радуются жизни и думают, что они стержень своей компании!

1
Ответить

Увольняя без сожаления команду из умных не построишь. Умные пойдут туда, где есть стабильный денежный поток, ясно, что делать и на тебя не повесят чужие грехи. Про то, что надо предлагать сотрудникам, которых пока не уволили без сожаления какую то долю в проекте ни одного слова.

2
Ответить

Мотивировать сотрудниками долей в компании можно и нужно, вы правы 👍

Ответить