Мы работали удаленно до того, как это стало мейнстримом

Мировая пандемия коронавируса дала бизнесу новый вызов — удаленная работа. Пока все судорожно налаживали процессы, мы радовались, что работаем удаленно с самого основания — уже 1,5 года.

Сейчас в нашей команде 20 человек, и пока мы не планируем переезжать в офис. Удаленка — частое решение в контексте фрилансерской работы или аутсорса разработки. По-моему, полная продуктовая команда может работать удаленно, если ее правильно организовать.

Пару слов про то, что мы делаем, и какая у нас команда. Destra — автоматизированный юридический сервис для потребителей. Наш сервис дает возможность, например, вернуть некачественный товар без юриста и не выходя из дома. У нас своя разработка, семь юристов, дизайнер, маркетолог, SEO-специалист, авторы контента для блога и социальных сетей. Изначально нам пришлось выстраивать процессы удаленно, потому что не было бюджета. Сейчас мы даже не знаем, зачем нам нужен офис. В этой статье я попробую объяснить, в чем преимущества удаленной работы, и как мы организовали работу команды.

Чем удаленная работа лучше

Все обычно думают об экономии времени на дорогу и снижении административных расходов, но есть и менее очевидные причины.

Сотрудник в офисе может ничего не делать, при этом имитировать бурную деятельность, создавая иллюзию занятости. Два часа за компом смотрел мемы — работа, просидел полдня в переговорке — тоже работа. А если еще и ушел позже других, так вообще — настоящий стахановец. Работодателю кажется, что в офисе он больше контролирует сотрудника, потому что видит его деятельность. На деле все наоборот: на удаленке ваше общение сводится к регулярным созвонам, на которых вы ставите задачи и по факту обсуждаете результат. Я не говорю, что офисе все специально халявят, но проблемы с дисциплиной могут быть незаметны месяцами, если сотрудник способен каждый день оказываться на пороге офиса вовремя. На самом деле дисциплина проявляется, когда ты каждую неделю выполняешь те задачи, которые запланировал.

В офисе дыры в процессах можно залатать коммуникацией: вы все время пересекаетесь и видите деятельность друг друга. Вот только процессы от этого не поправятся. На удаленке любые дыры очень быстро становятся очевидными: если вы не будете регулярно планировать и контролировать результат, не будет сделано ничего.

Не все могут работать из дома

На самом деле это вопрос дисциплины. Сотрудник с нормальной организацией сможет продуктивно работать из дома, а бездельнику и офис не поможет. А на удаленке, как говорил выше, проблемы с самодисциплиной становятся видны намного быстрее. С какой-то стороны, удаленная работа — это фильтр для сотрудников, у которых проблема с организацией.

Есть случаи, когда у человека дома нет комфортных условий для работы, например, дети не оставляют в покое. Мы решаем эту проблему довольно просто: для тех, кто просит, мы снимаем место в коворкинге, который поближе к ним. Так, у каждого есть хорошее и недорогое рабочее место, и по-прежнему не надо тратить 2 часа в день на дорогу.

Как же организовать работу команды удаленно?

Да так же, как офисе, по большому счету. Все те же самые методологии, скрам да канбан, все те же регулярные планирования, дейли и ретроспективы. Не буду уходить в детали, но отдельно хотел бы выделить несколько пунктов, без которых работать удаленно невозможно:

  • Регулярное планирование

Мы это делаем раз в неделю по каждому направлению. Юристы, разработчики, маркетинг, авторы контента — каждая рабочая группа один раз в неделю созванивается и добавляет задачи из бэклога, оценивает их и берет в работу. С руководителями каждого из направлений мы проводим отдельное верхнеуровневое планирование.

Fun fact: у нас даже команда юристов работает по скраму. Могу рассказать про это подробнее.

Про что еще рассказать?
Подробнее про то, как в нашей команде выстроены процессы
Как мы тестируем новые гипотезы
Как юристы работают по скраму
  • Регулярные созвоны

Не обязательно созваниваться со всеми каждый день, но регулярные собрания должны быть. У нас это дейли с основными командами — разработка и юристы — и созвоны раз в два дня с остальными. Так быстро становится понятно, кто не справляется со своими задачами. Созвоны должны носить обязательных характер, быть регулярными и фиксированными по времени.

  • Часы, когда вся команда одновременно онлайн

Одно из преимуществ удаленной работы — свободный график, который можно подстроить под себя. Но если свободы слишком много, одни будут сидеть по ночам, а другие, наоборот, начинать рабочий день в 6 утра. После первых месяцев работы мы поняли, что необходимо выбрать таймфрейм, когда все железно должны быть онлайн. У нас это с 12 до 18. Остальные рабочие часы каждый может подстраивать под себя. В результате, у всех комфортное расписание, и нет проблем с коммуникацией.

  • Каждый оценивает свои задачи сам

Как оценить, дисциплинирован ли сотрудник? Все просто. Каждый сам должен оценивать свои задачи. Если человек вписался в свой же дедлайн, тогда все хорошо — сотрудник дисциплинирован. Если он систематически не вписывается в сроки, которые сам же себе ставит, значит не может собраться и тратит время не на работу. Надо либо исправлять это, либо расставаться. Я еще ни разу не видел, чтобы кто-то мог халявить запланировано и специально переоценивать задачи с этой целью.

Для некоторых собраться с мыслями дома — реально очень большая проблема. Дети, домашние заботы — все отвлекает от работы. Одна наша сотрудница поделилась с нами лайфхаком, как они — муж, она и двое маленьких детей — сейчас в период хоум офисов дома организуют работу. Дети ни на секунду не дают о себе забыть, поэтому они делят время на детей и работу между собой: час или два работает один, второй занят детьми и домашними делами. Потом они меняются. Только эти два рабочих часа каждый из них реально работает: без посиделок в интернете и переписок в мессенджерах. Даже деловых. Конечно, при таком «графике» рабочий день в 18:00 не заканчивается. Зато повышается продуктивность.

В общем, проблему решают мотивация и самоконтроль. И это качества, которые не воспитываются офисом.

4
3 комментария

про иллюзию контроля да, верно - это много где описано было.
если руководитель думает что типа сотрудник в офисе под присмотром и он его контролирует чисто поэтому - это конечно заблуждение.

сотрудника по задачам должен контролировать его непосредственный руководитель, т.к. у руководителя более верхнего уровня нету времени чтобы вникнуть, а без вникания контроль это  - привет, код пишешь? молодец пиши, пока. ну пишет какой то код, значит норм.

1
Ответить

Интересная статья! Все эти текущие изменения и необходимость работать на удаленке привела меня также к мысли: «а нафига мне впринципе офис, если и так все хорошо»? Реально, оценивать эффективностью мере выполнения задач, и все. Плюсов гораздо больше.

Ответить

Согласен, сейчас должно сильно поменяться отношение к удаленной работе

Ответить