Как провести эффективный брейншторм: руководство по генерации лучших креативных идей

Многие из вас наверняка слышали о том, что такое брейншторм (он же мозговой штурм) и использовали такой способ генерации идей хотя бы один раз, однако не все знают, как сделать так, чтобы он был действительно эффективным.

В статье, подготовленной командой коммуникационного агентства MIGEL AGENCY, вы узнаете, чем брейншторм полезен, и на что стоит обратить внимание при его проведении.

Как провести эффективный брейншторм: руководство по генерации лучших креативных идей

Историческая справка

Считается, что метод мозгового штурма зародился в США еще в 30-х годах прошлого столетия благодаря Алексу Осборну — копирайтеру и одному из основателей BBDO, который подробно описал данный метод в своей книге “Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблем”. Книга была выпущена в 1953 году, поэтому с течением времени подходы и техники “классического” мозгового штурма видоизменялись и дополнялись.

Как провести эффективный брейншторм: руководство по генерации лучших креативных идей

Основная суть брейншторма заключается в генерации идей в неформальной обстановке и в расслабленном творческом подходе к ситуации. Такой метод решения проблемы, можно сказать, стирает границы сознания участников штурма, что побуждает их мыслить более свободно. Зачастую, на начальной стадии отбора идей, многие из них могут показаться глупыми и несуразными. Но это нормально, брейншторм как раз нужен для того, чтобы давать его участникам возможность поделиться любыми своими идеями и предположениями, даже если они поначалу кажутся странными. Нередко бывает так, что самые сумасшедшие идеи в конечном итоге оказываются самыми лучшими. Давайте теперь рассмотрим основные правила эффективного брейншторма.

Правило № 1.

Что? Где? Когда?

Как провести эффективный брейншторм: руководство по генерации лучших креативных идей

Кому-то это правило, возможно, покажется формальностью, но его нельзя не упомянуть. Уважайте не только свое время, но и время других. Сообщите команде заранее, что вы собираетесь обсудить, в какой форме, выберите комфортное для всех место и обозначьте временные рамки. Это правда важно. Так же важно, как и правило №2.

Правило №2.

Подготовка: цель и задачи

Как провести эффективный брейншторм: руководство по генерации лучших креативных идей

Самая большая и распространенная ошибка — приходить на мозговой штурм неподготовленным. Крайне важно перед штурмом ознакомиться с поставленной задачей или брифом клиента (в зависимости от того, с чем ваша команда имеет дело), иначе есть риск потратить уйму времени, отведенного непосредственно на брейншторм, на изучение всех подробностей задания.

Если вы не знаете, с какой целью вы собрались организовывать брейншторм, в таком случае задумайтесь: нужен ли он вообще? Несмотря на неформальность коммуникации, его конечная эффективность зависит прежде всего от соответствия идей цели и задачам, поставленным в начале, поэтому каждый должен понимать, какую проблему надо решить, какую цель преследует решение проблемы и как она ограничена во времени.

Плохой пример цели: “Давайте придумывать, как мы будем продвигать новые палетки бренда N”.

Хороший пример цели: “В следующем месяце мы хотим запустить масштабную рекламную кампанию в Instagram для бренда косметики N. Кампания рассчитана на продажи новой лимитированной серии. Уникальность продукта в том, что она приурочена к Хэллоуину и отлично подойдет для мрачного тематического макияжа. Наша конечная цель — придумать креативы для стримов блогеров и конкурсные механики. Клиент видит промокодовую историю, но открыт к другим предложениям. Приветствуются любые идеи. Если у вас нет вопросов — welcome!”

Мозговой штурм не ограничивается преимуществами только для проекта или решения проблемы. Брейншторм — это отличная возможность раскрыть команду, “выбить” ее из стандартного образа мышления. Поэтому

Правило № 3.

Никакой критики и поощрений во время мозгового штурма

Как провести эффективный брейншторм: руководство по генерации лучших креативных идей

Мозговой штурм предоставляет открытую и свободную от предрассудков среду, в которой не место излишне глубоким размышлениям, анализу и оценочным суждениям, которые только тормозят процесс генерации идей. Свои идеи и идеи команды лучше всего оценивать в самом конце, когда вы “возвращаетесь к реальности” и готовы объективно оценивать ситуацию, учитывая то, что может стать релевантным решением.

Люди — существа социальные и склонны поддаваться общественному мнению, поэтому будет лучше, если брейншторм будет выстроен таким образом, чтобы у каждого было время записать СВОИ идеи:

Правило №4.

Дайте время участникам брейншторма записать идеи

Обычно во время брейншторма участники проговаривают свои идеи, и в большинстве случаев лишь небольшое количество людей оглашает 60-75% всего сказанного во время встречи. Письменная генерация идей в индивидуальном порядке дает возможность полноценно выразить мысль каждому. Профессор Школы менеджмента Ли Томпсон обнаружила, что группы, которые записывают свои идеи во время брейншторма, генерируют на 20% больше идей и на 42% больше оригинальных идей по сравнению с группами, которые проводили “традиционный” устный брейншторм.

Есть мнение, что лучше назначить одного человека для записи идей каждого из участников, однако мы бы посоветовали все-таки отвести несколько минут на то, чтобы каждый мог записать свои мысли, поскольку хаотичное оглашение идей ведет к тому, что некоторые люди могут быть подвержены влиянию мнения других. К тому же, такой метод будет особенно полезен для ваших участников-интровертов. Когда ваша команда генерирует идеи вдали от отвлекающих факторов и общественного мнения, вы собираете такие концепции, которые могут не проявляться естественным образом в более широком контексте. Такой индивидуальный формат дает больше уникальных идей.

Когда пройдет отведенное на записи идей время, дайте каждому участнику высказаться. На данном этапе уже будет лучше определить человека, который будет записывать идеи всех участников в общий лист. После того, как все выскажутся, помните правило №5.

Правило №5.

Идеи порождают идеи

Как провести эффективный брейншторм: руководство по генерации лучших креативных идей

Это правило предполагает переход к активному обсуждению. И это означает, что здесь вы можете в полной мере использовать опыт и творческий потенциал каждого члена команды. Когда один “застревает” в идее, мысли другого могут вывести идею на новый уровень. Перед участниками открывается возможность связывать одни идеи с другими, улучшая и дополняя их. Только не забывайте записывать :)

Лайфхак: во время обсуждения тезисов участников брейншторма рекомендуем вместо “но” говорить “и”, поскольку “но” обычно используется для обозначения возражения, в то время как “и”, напротив, выражает вашу открытость. Такая методика позволяет развивать идеи, выводить их на новый уровень и дает основания участникам брейншторма думать, что их предложения ценятся.

После окончания процесса обсуждения, отведите время “на подумать” каждому участнику, потому что настал момент презентации идей.

Правило №6.

Формирование отчета

Как провести эффективный брейншторм: руководство по генерации лучших креативных идей

Пусть каждый член команды выберет для себя из всех предложенных идей такую, которая покажется ему самой лучшей, а затем составит для себя небольшой план ее защиты перед командой. В плане должно учитываться соответствие идеи цели и задачам, объявленным в начале брейншторма, а также должно быть четкое обоснование, почему именно она сможет решить проблему.

Дружеская рекомендация от команды MIGEL AGENCY: в зависимости от внутрикорпоративной культуры и вовлеченности сотрудников вашей компании попробуйте подобрать музыку для мозгового штурма. Вот несколько советов на этот счет:

  • Лучше всего будет подобрать инструментальную (фоновую) музыку — помогает сконцентрироваться;
  • Учитывайте настрой музыки. Музыка в мажорной тональности помогает оставаться позитивным;
  • Убедитесь, что музыка не играет слишком громко и не отвлекает никого из участников.

И еще одна дружеская рекомендация от нашей команды:

Есть одна книга, которая называется “Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно” автора Майкла Микалко. Эта книга содержит в себе подходы и техники к нестандартному образу мышления и уходу от рационального. Помогает как в житейских ситуациях, так и в бизнесе. Также есть одноименная игра в виде карточек. Каждая карточка — это тренажер для генерации нестандартных подходов к проблеме, который задает направление креативным мыслям. Поэтому, если вам не хватает чего-то более наглядного, смело можете принять это во внимание :)

99
3 комментария

Да, записывать идеи и результаты мозгового штурма очень важно, иначе все забудется через час:)

1
Ответить

Очень крутая статья!
Мне она очень помогла

1
Ответить

Очень рады, что статья была вам полезна!)

Ответить