Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Несколько месяцев назад я уже проводила эксперимент, в рамках которого оценивала разные сервисы экспресс-доставки продуктов. Судя по количеству просмотров и комментариев, эта тема показалась интересной аудитории vc.ru. Поэтому я решила продолжить экспериментировать — и в этот раз сравнить конкретно качество собственной продукции таких сервисов.

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Так как с тех пор многое изменилось — в частности, «Перекрёсток» предложил мне стать диджитал-амбассадором своего сервиса экспресс-доставки — мне придется несколько изменить систему оценки. Рейтинг я в этот раз делать не буду — боюсь, что я не смогу оставаться достаточно объективной для этого. Поэтому оценивать продукцию разных категорий от разных брендов буду только по принципу «да/нет» — рекомендую я к покупке или не рекомендую. Поехали!

Почему собственная продукция?

Вы могли заметить, что в сервисах по доставке еды стало появляться все больше и больше продуктов от собственных марок. Если поначалу те же «Самокат» и «Яндекс.Лавка» предлагали некую «выборку» обычного магазинного ассортимента, состоящую в основном из популярных продуктов топовых брендов, то сейчас стратегия поменялась. Сервисы создают целые продовольственные корзины, выпуская их под собственной маркой — и предлагают закупаться именно у них и именно теми товарами, которые есть только у них.

Это удобно для пользователя. Открываешь приложение сервиса, которому доверяешь, выбираешь все необходимое в ассортименте единого бренда, заказываешь. За счет этого стал популярен «Вкусвилл»: они сразу, еще в офлайне, сняли с покупателя необходимость выбирать из разных марок. Теперь эту практику перенимают и онлайн-сервисы.

Но дело не только в удобстве для покупателя — хоть это и важно как магазинам, так и самим пользователям. Главная фишка собственных марок — это цена. Сервисы экспресс-доставок заказывают производство своей продукции, возможно, у тех же подрядчиков, что и популярные бренды — при этом им не нужно дополнительно тратиться на маркетинг и рекламу. За счет этого товары собственной марки могут оказаться существенно дешевле.

И это бьет сразу по нескольким мишеням. Покупатели, видя более низкую цену и доверяя выбранному сервису по доставке, предпочтут продукцию его собственной марки. Если товар правда окажется хорошим, повысится лояльность пользователей, они будут чаще покупать именно там. Для магазина это также возможность заработать не только на перепродаже и доставке чужих товаров, но и на производстве своих.

В общем, я думаю, что собственной продукции — особенно в сервисах экспресс-доставки, которым жизненно необходимо быть конкурентными и поддерживать свою маржинальность — будет становиться все больше и больше. А раз так, то я решила попробовать товары популярных категорий — и рассказать вам, какие из них стоит заказывать. В каком сервисе можно собрать максимально полную корзину за одну и ту же сумму?

Дизайн эксперимента

Бюджет на каждую покупку я установила в размере 1000 рублей.

Сервисы, которые я выбрала для эксперимента — «Самокат», «Яндекс.Лавка», «Перекрёсток», «Вкусвилл» и «Азбука вкуса». Критерии были такие: популярный магазин, много собственной продукции, средний ценовой сегмент — дискаунтеры и гипермаркеты я не брала, — и быстрая доставка. Почти все заказы я разместила днем в среду, 1 сентября, где-то в 16-17 часов. Один заказ пришлось перенести на вечер 2 сентября, но об этом чуть позже.

Для эксперимента я выбрала 9 категорий товаров, которые я регулярно ем (и пью):

  • молоко
  • сыр
  • йогурты
  • каша
  • выпечка
  • мороженое
  • кофе
  • б/а напитки
  • полуфабрикаты

И вот что получилось.

UX и сервисы

Хотя я в прошлый раз уже оценивала свой user experience от процесса заказа продуктов в сервисах доставки, я решила вкратце повторить этот этап. Во-первых, потому что в этот раз мы ориентируемся только на собственную продукцию, и UX может отличаться. Во-вторых, у нас среди конкурсантов появился новичок.

Оценки по UX я ставить буду тоже в формате удобно/неудобно.

1. «Вкусвилл»

В прошлый раз мне не понравился мой user experience при заказе в приложении «Вкусвилл» — особенно то, что заказ везли часа три. В комментариях к той статьей добрые люди подсказали мне лайфхак: заказывать «Вкусвилл» через «Сбермаркет». Что самое забавное, в предыдущем же эксперименте я должна была тестировать «Сбермаркет», но не смогла этого сделать — потому что тогда в этом агрегаторе было представлено мало магазинов (в моем районе), и у них были слишком высокие минимальные суммы заказов.

Но недавно там появился «Вкусвилл», и я стала по совету читательницы заказывать товары оттуда через «Сбермаркет». Так я сделала и в рамках этого эксперимента. Мне понравилось: удобно, быстро, да еще и сборщик звонил уточнить, подходят ли мне сроки годности продуктов.

С выбором собственного бренда, понятное дело, проблем не было, так как это относится ко всем товарам «Вкусвилла».

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Доставили все за 40 минут.

Оценка UX: удобно, но только через «Сбермаркет»

2. Экспресс-доставка «Перекрёстка»

Найти собственную продукцию магазина было совершенно несложно — она вынесена в отдельный блок в каталоге, который поставлен первым:

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Дальше начались некоторые трудности. Оказалось, что у «Перекрёстка» очень много собственных марок — видимо, я не обращала на это внимания, когда покупала у них онлайн или в магазине.

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки
Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Всмотревшись в эти названия, я вспомнила марки, продукцию которых я точно уже покупала — это «Маркет Перекрёсток», «Шеф Перекрёсток», Home Story и «Просто». Home Story — непродовольственные товары, «Шеф Перекрёсток» — марка готовых блюд, поэтому они нас в этот раз не интересовали. Поэтому я обратилась к оставшимся двум брендам, потому что они были мне знакомы. Но потом прошлась по другим — и чего только не нашла: морепродуктов до детского питания и выпечки.

Подробнее о найденной продукции я расскажу в следующем разделе, а здесь отмечу только особенности UX. Я смогла найти все, что мне было нужно, достаточно быстро, но навигацию можно было бы еще улучшить. Нужно кликать на каждый бренд, чтобы узнать, какие категории скрываются за его названием. Внутри каждой марки уже можно фильтровать товары — но мне было бы удобнее, если бы вся собственная продукция сначала делилась в каталоге по категориям, а уже внутри можно было бы выбирать нужный бренд и его подкаталог.

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Я, кстати, не знала, что «Зелёная линия» — это тоже бренд «Перекрёстка», а оказывается, у них очень приятные йогурты, один из которых я заказала.

Доставили мне все за 45 минут, в рамках обещанного таймслота.

Оценка UX: удобно, но есть что улучшить

3. «Яндекс.Лавка»

Сервис буквально зазывает купить их собственную продукцию. Придумано «Яндекс.Лавкой»! Такое есть только у нас! Кнопка находится на первом же экране, и ничего искать не пришлось.

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Выбирать было легко и удобно — так же, как у «Самоката», у «Лавки» есть сортировка по тегам.

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Правда, мне пришлось потратить на сбор корзины значительное время — ведь в «Лавке» дороговато. Я долго перемещалась между категориями, пытаясь вписаться в бюджет, но так и не смогла охватить все 9 категорий с бюджетом 1000 рублей (с учетом доставки). Некоторые продукты пришлось убрать из корзины. Но подробнее об этом расскажу чуть позже.

Доставили, естественно, очень быстро — за 24 минуты. Стоит напомнить, что у «Яндекс.Лавки» есть неоспоримое преимущество перед остальными брендами — они доставляют еду круглосуточно. Но дорого. Но круглосуточно!

Оценка UX: удобно

4. «Самокат»

У «Самоката» все просто — одна марка «Самокат», которая располагается в каталоге под неожиданным названием «Самокат». Эта кнопка не первая на экране, не так очевидна, как в «Перекрёстке», но все же найти ее оказалось не слишком трудно.

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки
Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Дальше все элементарно — выбрала все, что мне было нужно, в каталоге бренда, заказала. Благодаря готовым тегам было легко перемещаться между категориями, и я быстро собрала свою корзину.

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки
Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Привезли за 19 минут — тут «Самокат» не подкачал.

Оценка UX: удобно

5. «Азбука вкуса»

Вот с этим магазином у меня начались проблемы.

Я надеялась, что «Азбуку» можно тоже заказать через «Сбермаркет» — почему-то мне казалось, что этот магазин тоже есть в агрегаторе, — но оказалось, что это не так. У меня осталось два варианта — заказ через «Яндекс.Еду» или собственное приложение «Азбуки вкуса», которым я никогда не пользовалась.

С «Яндекс.Едой» не получилось — там минимальная сумма заказа 1000 рублей и стоимость доставки 250 рублей, что никак не вписывается в условия эксперимента.

В приложении «Азбуки» можно заказать на любую сумму, но доставка еще дороже — 350 рублей! Ну ладно, что поделаешь, решила я — наберу, чего смогу, на оставшиеся 650 рублей. Но приложение заглючило, и я просто не смогла выбрать и подтвердить свой адрес.

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

На следующий день я решила попробовать еще раз, и у меня все-таки получилось. Но UX был так себе. Собственные марки я с трудом нашла в самом низу каталога, причем внутри товары никак не отсортированы по категориям, фильтров нет. А потом я мучительно думала, на что мне потратить мои 650 рублей — ведь цены в «Азбуке» даже на собственную продукцию достаточно высокие.

В итоге я заказала два (!) продукта, про них я расскажу позже. Еще и везли заказ долго, хоть и в рамках заявленных 120 минут — 1 час 50 минут.

Оценка UX: неудобно

Продукты от сервисов доставки: да или нет?

Ну а теперь — к самой главной части эксперимента. Все продукты заказаны и приехали, я их осмотрела, проверила сроки годности, многие успела попробовать. Что же я думаю о собственных марках сервисов экспресс-доставки?

1. «Вкусвилл»

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

«Вкусвиллу» даже немного нечестно соревноваться с другими брендами в этом эксперименте, так как у него весь богатый ассортимент представлен своей продукцией. И все же я решила включить его в тест, так как это сейчас очень популярный магазин.

Естественно, я смогла выбрать товары во всех 9 категориях. Круассан и на следующее утро остался свежим на вкус, из полуфабрикатов я выбрала необычные котлеты из кальмара с ламинарией, а на десерт взяла из раздела с новинками мороженое «Черника-банан-корица».

Вы можете заметить, что я заменила кофе на какао, но это не потому, что его в моей ценовой категории не было. Был, и вполне адекватного качества, но предназначенный для варки эспрессо, который мне не нравится. Хорошие варианты зернового кофе для френч-пресса, которые я беру обычно, в этот раз не влезли в бюджет.

Претензии у меня есть, пожалуй, только к молоку. У него слишком короткий срок хранения — 5 суток, и я боюсь не успеть его использовать. Для меня это вполне себе причина выбрать другой сервис. Да, вот так вот — слишком натуральное молоко, которое быстро портится, это теперь минус!

Итого по «Вкусвиллу»:

молоко: нет

сыр: да

йогурты: да

каша: да

выпечка: да

мороженое: да

кофе: да

б/а напитки: да

полуфабрикаты: да

2. «Перекрёсток»

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Отсюда я получила полный набор из всех 9 категорий, и еще и осталось 150 рублей на сдачу. Залог столь удачного шоппинга — огромный ассортимент даже в рамках собственных брендов. Одно молоко представлено аж в трех. Я выбрала «Сарафаново», так как оно с длительным сроком хранения, а я употребляю молоко достаточно медленно. По совету подруги взяла йогурт из ассортимента продуктов среднего ценового сегмента «Зелёная линия», где я нашла хороший выбор разных вкусов и добавок. Сыр того же бренда оказался вполне хорошего качества. Кашу взяла самую обычную овсяную быстрого приготовления, с яблоком, в индивидуальном пакетике — удобно будет взять в дорогу.

В полуфабрикатах был достаточно большой выбор — и разные овощные смеси, и картошка фри, и всякие пельмени-пицца-блинчики. Выпечка — разное печенье, я взяла свое любимое морковное марки Baking Street (кстати, брала его часто раньше и не знала, что это собственный бренд «Перекрёстка»). Мороженое, судя по форме и содержанию, делает тот же производитель, что и для «Вкусвилла» и «Яндекс.Лавки», только тут оно дешевле — а еще есть другие вкусы.

Не понравился мне только ассортимент напитков и кофе. Достаточный выбор я нашла среди товаров эконом-сегмента под маркой «Просто» — это хорошо для тех, кто стремится оптимизировать свой бюджет на покупки за счет собственных брендов магазина. А вот продукции среднего ценового сегмента именно в категориях напитков и кофе мне не хватило.

В итоге я взяла молотый кофе бренда «Просто» — на него были на удивление хорошие отзывы, многие люди писали, что берут только его. Мне, к сожалению, он совсем не понравился — но это довольно объяснимо, я гурман в этом отношении. Думаю, для многих людей это станет недорогой альтернативой другим маркам. А для эстетов вроде меня у «Перекрёстка» есть прекрасный кобренд с «Шоколадницей» — сортовой зерновой кофе. Он доступен к заказу в экспресс-доставке, но в моём районе его не было.

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Соки я не пью, но иногда балуюсь газировкой (в основном колой) и всякими хипстерскими напитками вроде комбучи. Эту самую комбучу, то есть чайный гриб, я даже дома делаю, но иногда могу и купить — например, чтобы попробовать новый интересный вкус. Комбучи в ассортименте собственных брендов «Перекрёстка» не было, поэтому я решила попробовать колу марки «Просто». Она, кстати, оказалась ничего — конечно, вкус менее насыщенный, чем у Coca-Cola, и послевкусие не такое яркое. Но для 25 рублей за огромную бутылку в 2 л просто супер — подойдет для дня рождения в офисе или вечеринки с коктейлями.

Итого по «Перекрёстку»:

молоко: да

сыр: да

йогурты: да

каша: да

выпечка: да

мороженое: да

кофе: нет, если кобренд с «Шоколадницей», то да

б/а напитки: да, если нужно закупиться на праздник

полуфабрикаты: да

3. «Яндекс.Лавка»

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Вот все, что я смогла выбрать в рамках своего бюджета в «Лавке».

Выбор йогуртов небольшой, а кофе — кроме готового, который и прячется в этом прекрасном бумажном пакете — я не нашла вовсе. Зато мороженое, конечно, на любой вкус! Я взяла «Бельгийский шоколад». В категории выпечки лидирует интеграция с «Буше» — их вензели восхитительны и действительно доступны в экспресс-доставке только через «Яндекс.Лавку».

Из безалкогольных напитков были только соки, морсы и квас, которые я, как уже говорила, не пью. В целом ассортимент напитков в «Лавке» маленький. Из каш оказалась только дорогая гранола. Из полуфабрикатами представлено всего несколько вариантов дорогих пельменей/вареников.

Итого по «Яндекс.Лавке»:

молоко: да

сыр: да

йогурты: нет

каша: нет

выпечка: да

мороженое: да

кофе: нет, только если хочется чашку готового капучино, а кофемашины нет

б/а напитки: нет

полуфабрикаты: нет

4. «Самокат»

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

С «Самокатом» я решила немного уйти в эксперименты. Например, я уже и так знаю, что у них хорошее и недорогое — в сравнении с популярными брендами типа «Домик в деревне» — молоко. Поэтому в этот раз заказала не обычное, а кокосовое — на нем вкусно делать капучино.

Йогурты, сыры — с этим все было хорошо, большой и интересный ассортимент. И я даже смогла купить капсулы для своей кофемашины по очень адекватной цене в 214 рублей. С остальными же категориями все не так однозначно.

Мороженое — не так много вариантов и вкусов, есть только базовые опции: эскимо, стаканчик ванильный и шоколадный, фруктовое мороженое. Стоят довольно недорого, но купленное мною эскимо на вкус мне не понравилось.

Выпечка: уже в середине дня был не очень хороший выбор, моего любимого круассана не было. Взяла улитку с корицей, она оказалась слегка «резиновой».

Из напитков я выбрала комбучу — здесь она есть, и даже с несколькими разными вкусами (я взяла гибискус). Она оказалась не очень вкусной, весь аромат забивала добавленная туда стевия. На сайте любителей чайного гриба я узнала, что для «Самоката» его разливают там же, где и для «Вкусвилла», только у последнего цена за тот же объем более чем в два раза ниже. Ну и зачем платить больше?

Каши обычной овсяной не было, пришлось выбирать между гречневыми хлопьями и смесью злаков.

Наконец, из полуфабрикатов, также как и в «Лавке» были только дорогие пельмени и вареники, которые не вписывались в мой бюджет, и один (!) вид растительных (!) котлет (что смешно, в категории «мясо»). Я не особый мясоед, поэтому взяла их, но для широкой аудитории выбор так себе.

Итого по «Самокату»:

молоко: да

сыр: да

йогурты: да

каша: нет

выпечка: нет

мороженое: нет

кофе: да

б/а напитки: нет

полуфабрикаты: нет

5. «Азбука вкуса»

Тут я даже не стала фотографировать свой заказ. Я думала: как я могу распределить оставшиеся — за вычетом стоимости доставки — 650 рублей на 9 категорий товаров в таком недешевом магазине, как «Азбука»? Правильный ответ: никак. Поэтому я взяла то, чего так и не смогла купить в четырех предыдущих магазинах — хороший (как я подумала) зерновой кофе. На сдачу я смогла еще купить йогурт, и все, деньги закончились.

А кофе — самый дешевый в «Азбуке», тоже смесь для «Эспрессо», но что ж делать — за 570 рублей оказался не сильно вкуснее кофе из «Перекрёстка» за 125 рублей и совсем не лучше смеси из «Вкусвилла» за 159 рублей.

Поэтому вердикт по «Азбуке вкуса» — просто нет. Я люблю купить что-то из их кулинарии, когда иду домой после йоги, но заказывать онлайн продукты их собственной марки я не рекомендую. Есть только один обходной способ: в «Яндекс.Лавке» есть некоторые блюда из кулинарии «Азбуки» — через нее можно заказать их, не доплачивая за доставку стоимость целого обеда.

Вывод

Продукты собственных марок — это возможность оптимизировать бюджет (ведь цены на продукты стремительно растут) и время, поскольку отпадает необходимость выбирать среди множества разных марок.

А какие товары собственных брендов у сервисов экспресс-доставки нравятся вам?

4444
45 комментариев

Комментарий недоступен

24
Ответить

Не пью ни то, ни другое. И не пил никогда. Как вспомню эти банки, аж блевать хочется. Желательно сразу в них. 

7
Ответить
2
Ответить

У меня в фаворитах по вкусовым характеристикам, составам и ассортименту – Вкусвилл. После недавнего скандала с ними устроила им бойкот, но аналога не нашла с такими возможностями, пришлось вернуться.

Перек (или Впрок) – для более простых продуктов. Лавку и Самокат использую исключительно если нужно прям в течение получаса что-то, но редко – ассортимент не устраивает, мало продуктов в моем стиле питания.

4
Ответить

Комментарий недоступен

20
Ответить

А по поводу кофе – для меня любой магазинный, кроме спешелти от обжарщиков – ужасен :) Бразилия от Вкусвилла в мусорку ушла, больше не пробую.

4
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить