Как Иван компанию в США открывал

В тридевятом царстве жил был Иван-дурак. Лежал он на печи 33 года, а потом встал и решил счастье свое в заморских странах попытать и открыть для своего стартапа компанию заморскую. Хотел он в Эстонию пойти, да растолковали ему братья удалые, что в далекой Америке даже уксус сладкий, как мед.

Ранее я уже писал о выборе юрисдикций для стартапов. Если продукт работает на глобальный рынок, основатель не американский резидент, а в стратегию заложен рост и привлечение капитала, США — оптимальная юрисдикция. Если у вас другие вводные — прочитайте мою статью о выборе юрисдикции для IT-компании.

Итак, юрисдикция выбрана, но что дальше? В качестве сервиса наш литературный герой выбрал FirstBase. Сейчас услуги открытия компаний под ключ онлайн для нерезидентов предлагают Stripe Atlas, StartPack и Firstbase, каждая из них открыла тысячи компаний и это стандартизованная процедура. Также комплексное решение для стартапов — открытие компании и управление активами (corporate equity management) — начал предлагать AngelList, но они пока не работают с нерезидентами.

Как выглядит процесс открытия компании?

  • Заполняете анкету с данными компании: желаемое название, тип организации. Выбираете штат.
Анкета открытия новой компании в сервисе Firstbase
Анкета открытия новой компании в сервисе Firstbase

Для компании, которая планирует привлекать инвестиции, стандартный сетап — C-Corp в Делавере.

В анкете вы также указываете акционеров и даже можете выбрать опцию вестинга акций.

  • Производите оплату онлайн. Стандартный тариф $399, с промокодом будет немного дешевле.
  • Анкета отправляется на регистрацию компании — этот процесс занимает несколько рабочих дней, после которых вы получаете сертификат об инкорпорации.
Личный кабинет сервиса Firstbase после того как отправлена и оплачена заявка на открытие компании
Личный кабинет сервиса Firstbase после того как отправлена и оплачена заявка на открытие компании
  • Следом идет получение EIN (идентификационного номера работодателя). Для нерезидентов без SSN (Social Security Number) — это достаточно длительная операция. Занимает до 30-40 рабочих дней. Без EIN не открыть банковский счет для компании, поэтому ждать придется.
  • После получения EIN вы можете подать заявку через Firstbase в один из банк-партнеров. По-умолчанию сейчас отправляют в Brex. Открытие счета занимает 15 минут, и это одна из тех причин, по которой и стоит выбирать США. Для сравнения, нерезидентам в Эстонии быстро открывает счет только Transferwise c кучей ограничений. Имея опыт работы с европейскими компаниями могу сказать, что это life changing experience, открыть счет в США проще чем в российском банке на российскую компанию (хотя в России с банкингом и цифровизацией госуслуг все весьма хорошо).

Что происходит после инкорпорации?

Бухгалтерия

  • Даже если компания не проводит средства раз в год, вам надо подавать декларацию по форме Form 5472 и 1065. Помочь подготовить декларацию может сервис Online Taxman или любой другой сертифицированный бухгалтер (CPA). Стоимость подачи, если не предполагается большое количество транзакций, 800-1500$
Сайт Online Taxman
Сайт Online Taxman
  • Вообще CPA будет вашим другом всю последующую деятельность компании: государственные органы и инвесторы принимают только отчетность, подписанную CPA. Если у вас ежемесячные обороты и есть прибыль, вам понадобится бухгалтер. Регулярное бухгалтерское обслуживание в одной из облачных бухгалтерий Bench для C-Corp начинается с $499.
Страница с ценами на услуги сервиса "облачной" бухгалтерии для малого бизнеса Bench
Страница с ценами на услуги сервиса "облачной" бухгалтерии для малого бизнеса Bench

Оформление сотрудников

  • Для оформления сотрудников вы можете воспользоваться сервисом Deel, Remote.com или подобными. Они берут на себя всю локальную бумажную работу и предлагают разные варианты оформления. Например в России они могут выплачивать частным лицам (по договору ГПХ), самозанятым, ИП и даже оформлять в штат ООО.
Личный кабинет сервиса Deel, создание нового контракта с сотрудником
Личный кабинет сервиса Deel, создание нового контракта с сотрудником
  • Такой сервис доступен для большинства юрисдикций. Также они работают и с местными, американскими сотрудниками. Комиссия за услуги получается в районе 5%. Оформление контрактов максимально автоматизировано и происходит полностью удаленно. Естественно, все подобные сервисы интегрируются с большинством бухгалтерских программ аля Xero.
Личный кабинет сервиса Deel, пример домашней страницы сервиса для работодателя 
Личный кабинет сервиса Deel, пример домашней страницы сервиса для работодателя 

Привлечение капитала

  • Акционеры могут финансировать компанию как внесение уставного капитала. Это не требует особенной бумажной работы, когда речь не идет о миллионах долларов.
  • Внешние инвесторы на ранних стадиях обычно привлекаются посредством SAFE (простого договора о будущих активах) или Convertible Note (конвертируемого займа). Автоматизировать менеджмент captable и equity может Carta — уже фактически стандарт в этой области. После получения post-incorporation документов в Firstbase вы можете открыть аккаунт в Carta, занести туда текущий состав акционеров и выпустить договор для инвестиций в один клик.
Пример личного кабинета Carta для компании
Пример личного кабинета Carta для компании
  • Для американских компаний также открываются опции краудинвестинга на площадках типа Wefunder и Republic. Но это тема для отдельной статьи. J том, что такое краудинвестинг, вы можете почитать в моей статье.

Несколько простых советов:

  • Практически все сервисы, указанные в этой статье, зарабатывают на партнерской программе — они рекомендуют другие сервисы и дают своим клиентам плюшки. И Carta, и Firstbase, и Brex предлагают промо-коды на SAAS сервисы, услуги юристов и бухгалтеров. Если вы бедный стартапер я рекомендую не упускать эту выгоду, а выбирать лучшие условия из трех и использовать их промо ссылку или промокод.
  • Практически все услуги для бизнеса есть в цифровом виде и продаются по подписке. На начальном этапе это не требует выделенного человека и максимально автоматизировано. Но почти за все вы регулярно платите. Плюс такого подхода что вы всегда можете прозрачно показать всю историю и выгрузить все транзакции в один клик. Минус — вы не сможете самостоятельно и дешево администрировать компанию.
  • В США очень просто начать бизнес, но с его ростом административные косты будут расти и расти. Вход рубль — выход десять. На все взаимодействия с государством обычно ведуться через посредников, инициатив по открытию госуслуг и прямого взаимодействия аналогично ЕС или РФ нет. Документы натурально приходят и уходят в налоговую и SEC по факсу. А красивый современный посредник с миллиардной оценкой сканирует для вас этот факс. Но если вас волнуют косты, то возможно США это не ваша юрисдикция.
  • Почти все сервисы SAAS очень дружелюбны и отвечают на вопросы своих клиентов. Так, Deel расскажет про особенности оформления сотрудников в разных странах и налоговой нагрузке.
  • Банки не задают вопросы по каждому переводу, как это делают в Европе, просто потому что знают — соверши вы что-то противозаконное, черный вертолет прилетит за вами, где бы вы ни были. В то время как Европейский банки боятся, что черный вертолет прилетит за ними.

Все персонажи вымышлены, совпадения случайны. Компания Firstbase никак не спонсировала эту статью, но предложила партнерский промокод на свои услуги для моих читателей, который вы можете спросить в личке.

Подписывайтесь на мой телеграмм канал @dailykuznetsov где я публикую короткие заметки о финансах, обществе и цифровых продуктах

Статью подготовил Иван Кузнецов, отредактировала Надежда Коротченко.

143143
реклама
разместить
177 комментариев

Комментарий недоступен

48

Я ничего не знаю про посты на vc, я писатель, не читатель. Если откроете мой блог, у меня есть некий цикл с использованием традиционного русского героя.

19

Комментарий недоступен

8

Как Олексия Галитского за*бали заголовки.

5

Пох🤷‍♂️ на подачу, главное - суть

4

Тут всё просто, на вкус и цвет как говорят друзей нет!

Что ж ты холоп никак не уймешься? Чьих будешь?