Постановка задач в бизнесе: как ставить задачи, чтобы они выполнялись верно и в срок

Тонны правок заставили отложить релиз в шестой раз. Из-за сорванных дедлайнов ушёл важный клиент или того хуже — испорчена репутация. Если такие ситуации вам знакомы, то стоит пересмотреть свой подход в постановке задач, ведь повлиять на результат можно ещё на самом старте.

Постановка задач в бизнесе: как ставить задачи, чтобы они выполнялись верно и в срок

Меня зовут Александр Стихарев, я основатель сервиса для управления проектами Shtab. В этом тексте я собрал семь советов и практические рекомендации от коллег о том, как ставить задачи, чтобы исполнитель понимал не только «когда», но лучше представлял «как» и знал «для чего».

Выбирайте подходящего сотрудника

Вам нужно выполнить задачу. Конечно, вы можете поручить её Олегу, который отлично знает тему, ответственен и уже решал такие вопросы. Любому руководителю хочется быть уверенным в результате и лишний раз не переживать по этому поводу.

Проблема в том, что часто у опытных сотрудников складывается большая нагрузка, ведь в бизнесе не бывает неважных задач. Когда рука в третий раз за неделю тянется к чату с Олегом, подумайте о двух вещах:

  • талантливый и ответственный сотрудник может выгореть на работе, демотивироваться или просто уйти;
  • наверняка в компании есть сотрудники, которым нужен шанс набраться опыта или развить чувство ответственности.

Тот, у кого больше знаний и навыков, безусловно должен иметь приоритет при назначении исполнителя. Но стоит здраво оценивать его ресурсное состояние и стремиться развивать каждого члена команды.

Елена Комарова
основатель коммуникационного агентства GATE

Считаю правильным отдавать приоритет руководителям направлений: у нас все задачи ставятся через них. Например, если мне нужно, чтобы для нашего внутреннего проекта кто-то из копирайтеров подготовил текст, то я прихожу к их руководителю, рассказываю, сколько мне нужно часов и когда дедлайн, а далее он сам решает, кому поставить задачу.

Аналогично с дизайном: все входящие заявки принимает дизайн-лид и далее определяет исполнителей внутри таск-трекера.

Дайте понять, что вы уверены в исполнителе

Вдохновение необходимо не только художникам, но и офисным сотрудникам (дистанционным тоже). Представьте свои ощущения, когда вам поручают дело и буквально излучают уверенность, что вы с ним справитесь, ничего не нужно бояться, вы талант, сила, ум и ловкость.

Если же менеджер передаёт задачу нехотя, сомневается в компетентности сотрудника, ожидает скорее ошибок, чем результата, то задача не будет исполнена как следует. Даже взяться за такое сложно, хочется оттянуть момент предречённой неудачи.

Постановка задач в бизнесе: как ставить задачи, чтобы они выполнялись верно и в срок

Indeed исследовало фактор уверенности в работе и оказалось, что 98% (!) сотрудников считают себя более продуктивными, когда они уверены в себе, 96% с большей вероятностью останутся в компании, а 94% просто чувствуют себя счастливее.

Другое американское исследование выяснило, что уверенные в результативности своей работы сотрудники более склонны сохранять текущее место работы, искать для себя новые вызовы и обязанности. В то время как неуверенные сотрудники — хотят меньше рабочих часов, ответственности и сменить работу.

Ставьте чёткие и понятные задачи

Здорово, если у вашей задачи есть SMART-критерии, прямо как у целей. Они позволят вам понятнее описать ожидания, а исполнителю будет легче взяться за работу. Общий профит — меньше правок и переделок на выходе.

В качестве примера разберём, как поставить задачу менеджеру по продажам.

Постановка задач в бизнесе: как ставить задачи, чтобы они выполнялись верно и в срок
Дима Ильенков
основатель онлайн-школы для проектных и продуктовых менеджеров PMCLUB

Важно сформулировать задачи так, чтобы исполнитель понял всё самостоятельно, без дополнительных обсуждений. Не подойдут абстрактные задачи вроде «сделать простой интерфейс» — из этого предложения неясно, что имеется в виду и какая от этого польза компании.

Также не стоит использовать канцеляризмы вроде «в целях повышения эффективности» или «для оптимизации приоритетных направлений деятельности». Это буллщит, который можно опустить без потери смысла.

SMART — хоть и универсальная, но не единственная концепция, на которую можно опираться. В постановке задач будут полезны OKR — цели и ключевые результаты, которых вы хотите достигнуть. Они помогут исполнителю масштабнее взглянуть на процессы, лучше понять свою роль и назначение задачи.

Вы можете совмещать различные подходы и даже создавать собственные методы постановки задач, как HD-RW-RM.

Руслан Шелест
Проектный менеджер digital-агентства Stik

Когда я только начинал руководить проектами, я не придерживался никаких правил: ставил размытые цели, бывало без сроков и конкретных исполнителей. Со временем пришёл к методологии на основе SMART, ставлю KPI, а ещё формирую свой состав для каждой задачи. В ней я указываю цели и ожидания, необходимые материалы, исполнителя, дедлайн и то, как это работает сейчас.

Подумайте, достаточно ли условий для выполнения задачи

Если чётко представить себе путь выполнения задачи, можно сэкономить время на потенциальных препятствиях. Окей, с навыками и обязанностями разобрались ещё на первом этапе, теперь нужно подумать, есть ли у сотрудника все нужные ресурсы, в том числе коммуникационные.

Полезно будет проверить, есть ли у исполнителя доступы, нужные файлы, достаточно ли у него контактов.

Бывает так, что у маркетинга на этой неделе горит акция, а без макетов дело дальше не пойдёт. В лучшем случае сотрудник займётся менее приоритетной задачей, в худшей — просто потеряет время. Точно так же бывает, когда нужный коллега в отпуске или эксперт в командировке.

Оценка целостности задачи и минимизация барьеров к её исполнению сделает рабочий процесс гораздо эффективнее. Если условий для выполнения пока недостаточно, можно дать другой актуальный таск или изменить текущий.

Сверьтесь представлениями о результате

Восприятие задачи зависит от её описания, контекста, опыта сотрудника и даже образа мышления. Поэтому даже великим умам, что мыслят одинаково, полезно предметно обсудить, как будет выглядеть итоговая работа. Это позволит выявить упущения в постановке задачи и сократить время на внесение правок в будущем.

Постановка задач в бизнесе: как ставить задачи, чтобы они выполнялись верно и в срок

Ещё одно преимущество продуманной постановки задач — нет «фактора улиточки». Прибегает менеджер, мол, горит, вот новая задача, приступай. А потом оказывается, что сейчас это не нужно, и цель другая, и цвет, и вкус.

Постановка задач в бизнесе: как ставить задачи, чтобы они выполнялись верно и в срок

Зафиксируйте задачу и все договорённости

Когда исполнитель подобран, задача грамотно сформулирована и цели согласованы, остаётся только закрепить всё это. Поскольку задача, поставленная устно, не может быть выполнена как следует.

Из нашего опыта добавлю: планёрки и любые подобные обсуждения без тех, кто зафиксирует результаты и сформирует поручения, проходят мимо. Задачи теряют детали, их по-разному понимают, начинают реализовывать неверно. В лучшем случае мы просто потеряем время, пока кто-то не вернётся к теме, в худшем — кривые задачи доходят до прода.

Дима Ильенков

основатель онлайн-школы для проектных и продуктовых менеджеров PMCLUB

Не нужно избыточно детализировать задачу за исполнителя, даже если кажется, что точно знаете, что делать. В ходе работы могут появиться более удачные решения или неожиданные проблемы. В итоге мы усложним задачу, расписав её пошагово. Оставьте за исполнителем то, как ему работать. Лучше опишите финальный продукт — то, что должен сделать исполнитель.

Иногда задачи ставят в переписке. Возвращаться из раза в раз за описанием задачи в чат или на почту невесело: тратится время, рассеивается внимание. Такая коммуникация подходит лишь для первичных обсуждений. Затем необходимо прописать все детали в удобном для заказчика и исполнителям формате. Например, в брифе, заметке в Notion или Google Docs.

Елена Комарова
основатель коммуникационного агентства GATE

Лучше всего фиксировать договорённости по задачам дважды: сначала ставить задачи в таск-трекере, отмечая исполнителя и прописывая детально содержание, образ результата, дедлайн и промежуточные чек-поинты (если есть), а далее в рамках дейлика.

У нас каждое утро ребята рассказывают, что делали вчера и что планируют делать сегодня — так ответственный за задачу может проконтролировать, что исполнитель её увидел и возьмёт в работу, а также есть возможность сразу задать вопросы и проговорить детали, если задача сложная.

Чтобы зафиксировать задачу, следить за прогрессом и оптимизировать планирование можно воспользоваться нашим таск-трекером Shtab.

Поддерживайте коммуникацию

Опытный менеджер знает, что нельзя дать задание и в дедлайн вернуться за результатом. Так не работает. Правильно поставить задачу — половина успеха, а вторая половина — выстроить коммуникацию с исполнителем.

Даже если вы работаете по спринтам, прогресс по каждому отдельному таску часто остаётся неясным. Как близок сотрудник к завершению задачи? Какие у него возникли проблемы и что нужно предпринять для их решения? Если вы в курсе этих вопросов, то вы сможете лучше контролировать процессы, видеть общую картину и реагировать на изменения.

У нас в Shtab был кейс с одним из разработчиков, который в течение трёх месяцев не делал свою работу. Он сам попросил более серьёзную задачу, чем ему приходилось обычно выполнять, и поплыл на ней. Вместо того, чтобы задать вопросы или сообщить о трудностях, разработчик имитировал деятельность. Менеджеры упустили это, думали о более приоритетных тасках. В итоге — результата нет, нужно начинать заново, а «работу» компания оплачивала все три месяца.

Формат общения тоже важен. Попросить описать прогресс по задаче, спросить о том, есть ли какие-то сложности с выполнением задания лучше, чем просто спросить статус или дёргать с отчётом. В первом случае сотрудник чувствует, что он и его работа важна для компании и при этом не ощущает давления или обезличивания.

Общение заказчика с исполнителем даёт возможность вовремя определить сильные и слабые стороны исполнителя и команды в целом, понять, где можно целей достигать быстрее, а куда выделить больше ресурсов.

Придерживаясь описанных советов, мы смогли организовать прозрачный и понятный для всех рабочий процесс. Да, ошибки всё ещё случаются, но чем больше мы оптимизируем постановку и приём задач, тем эффективнее становится работа в целом. Если вы только в начале пути или всерьёз задумываетесь о внутренних улучшениях, то, возможно, перечисленные советы вам в этом помогут.

2020
18 комментариев

Нет ничего круче сообщений с задачами в закрепе в общем чате в Телеге :D

5
Ответить

Задачи в войсах ватсапа *подержи мое пиво*

6
Ответить

Это уже классика)

1
Ответить

от такого у меня начинает дергаться глаз и холодный пот по спине

1
Ответить

задачи хорошо помогают управлять сотрудниками которые делают механическую работу, вроде сборщиков коробок на конвеере

во всех остальных случаях намного эффективнее описать какие изменения надо получить и в чем их ценность

задачи - друзья продуктивности и враги эффективности

2
Ответить

Ну это так не сказать) На заводе нужно сильно править процессы сборки коробок.
А в офисе нужно правильно подходить к каждому сотруднику определять его уровень профессионального развития и правильно ставить задачи и контрольные сроки. Когда начинаешь так делать + соблюдать правила управления проектами, то все двигается гораздо быстрее точнее и результат получается лучше.

2
Ответить