{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Постановка задач в бизнесе: как ставить задачи, чтобы они выполнялись верно и в срок

Тонны правок заставили отложить релиз в шестой раз. Из-за сорванных дедлайнов ушёл важный клиент или того хуже — испорчена репутация. Если такие ситуации вам знакомы, то стоит пересмотреть свой подход в постановке задач, ведь повлиять на результат можно ещё на самом старте.

Меня зовут Александр Стихарев, я основатель сервиса для управления проектами Shtab. В этом тексте я собрал семь советов и практические рекомендации от коллег о том, как ставить задачи, чтобы исполнитель понимал не только «когда», но лучше представлял «как» и знал «для чего».

Выбирайте подходящего сотрудника

Вам нужно выполнить задачу. Конечно, вы можете поручить её Олегу, который отлично знает тему, ответственен и уже решал такие вопросы. Любому руководителю хочется быть уверенным в результате и лишний раз не переживать по этому поводу.

Проблема в том, что часто у опытных сотрудников складывается большая нагрузка, ведь в бизнесе не бывает неважных задач. Когда рука в третий раз за неделю тянется к чату с Олегом, подумайте о двух вещах:

  • талантливый и ответственный сотрудник может выгореть на работе, демотивироваться или просто уйти;
  • наверняка в компании есть сотрудники, которым нужен шанс набраться опыта или развить чувство ответственности.

Тот, у кого больше знаний и навыков, безусловно должен иметь приоритет при назначении исполнителя. Но стоит здраво оценивать его ресурсное состояние и стремиться развивать каждого члена команды.

Елена Комарова
основатель коммуникационного агентства GATE

Считаю правильным отдавать приоритет руководителям направлений: у нас все задачи ставятся через них. Например, если мне нужно, чтобы для нашего внутреннего проекта кто-то из копирайтеров подготовил текст, то я прихожу к их руководителю, рассказываю, сколько мне нужно часов и когда дедлайн, а далее он сам решает, кому поставить задачу.

Аналогично с дизайном: все входящие заявки принимает дизайн-лид и далее определяет исполнителей внутри таск-трекера.

Дайте понять, что вы уверены в исполнителе

Вдохновение необходимо не только художникам, но и офисным сотрудникам (дистанционным тоже). Представьте свои ощущения, когда вам поручают дело и буквально излучают уверенность, что вы с ним справитесь, ничего не нужно бояться, вы талант, сила, ум и ловкость.

Если же менеджер передаёт задачу нехотя, сомневается в компетентности сотрудника, ожидает скорее ошибок, чем результата, то задача не будет исполнена как следует. Даже взяться за такое сложно, хочется оттянуть момент предречённой неудачи.

Indeed исследовало фактор уверенности в работе и оказалось, что 98% (!) сотрудников считают себя более продуктивными, когда они уверены в себе, 96% с большей вероятностью останутся в компании, а 94% просто чувствуют себя счастливее.

Другое американское исследование выяснило, что уверенные в результативности своей работы сотрудники более склонны сохранять текущее место работы, искать для себя новые вызовы и обязанности. В то время как неуверенные сотрудники — хотят меньше рабочих часов, ответственности и сменить работу.

Ставьте чёткие и понятные задачи

Здорово, если у вашей задачи есть SMART-критерии, прямо как у целей. Они позволят вам понятнее описать ожидания, а исполнителю будет легче взяться за работу. Общий профит — меньше правок и переделок на выходе.

В качестве примера разберём, как поставить задачу менеджеру по продажам.

Дима Ильенков
основатель онлайн-школы для проектных и продуктовых менеджеров PMCLUB

Важно сформулировать задачи так, чтобы исполнитель понял всё самостоятельно, без дополнительных обсуждений. Не подойдут абстрактные задачи вроде «сделать простой интерфейс» — из этого предложения неясно, что имеется в виду и какая от этого польза компании.

Также не стоит использовать канцеляризмы вроде «в целях повышения эффективности» или «для оптимизации приоритетных направлений деятельности». Это буллщит, который можно опустить без потери смысла.

SMART — хоть и универсальная, но не единственная концепция, на которую можно опираться. В постановке задач будут полезны OKR — цели и ключевые результаты, которых вы хотите достигнуть. Они помогут исполнителю масштабнее взглянуть на процессы, лучше понять свою роль и назначение задачи.

Вы можете совмещать различные подходы и даже создавать собственные методы постановки задач, как HD-RW-RM.

Руслан Шелест
Проектный менеджер digital-агентства Stik

Когда я только начинал руководить проектами, я не придерживался никаких правил: ставил размытые цели, бывало без сроков и конкретных исполнителей. Со временем пришёл к методологии на основе SMART, ставлю KPI, а ещё формирую свой состав для каждой задачи. В ней я указываю цели и ожидания, необходимые материалы, исполнителя, дедлайн и то, как это работает сейчас.

Подумайте, достаточно ли условий для выполнения задачи

Если чётко представить себе путь выполнения задачи, можно сэкономить время на потенциальных препятствиях. Окей, с навыками и обязанностями разобрались ещё на первом этапе, теперь нужно подумать, есть ли у сотрудника все нужные ресурсы, в том числе коммуникационные.

Полезно будет проверить, есть ли у исполнителя доступы, нужные файлы, достаточно ли у него контактов.

Бывает так, что у маркетинга на этой неделе горит акция, а без макетов дело дальше не пойдёт. В лучшем случае сотрудник займётся менее приоритетной задачей, в худшей — просто потеряет время. Точно так же бывает, когда нужный коллега в отпуске или эксперт в командировке.

Оценка целостности задачи и минимизация барьеров к её исполнению сделает рабочий процесс гораздо эффективнее. Если условий для выполнения пока недостаточно, можно дать другой актуальный таск или изменить текущий.

Сверьтесь представлениями о результате

Восприятие задачи зависит от её описания, контекста, опыта сотрудника и даже образа мышления. Поэтому даже великим умам, что мыслят одинаково, полезно предметно обсудить, как будет выглядеть итоговая работа. Это позволит выявить упущения в постановке задачи и сократить время на внесение правок в будущем.

Ещё одно преимущество продуманной постановки задач — нет «фактора улиточки». Прибегает менеджер, мол, горит, вот новая задача, приступай. А потом оказывается, что сейчас это не нужно, и цель другая, и цвет, и вкус.

Зафиксируйте задачу и все договорённости

Когда исполнитель подобран, задача грамотно сформулирована и цели согласованы, остаётся только закрепить всё это. Поскольку задача, поставленная устно, не может быть выполнена как следует.

Из нашего опыта добавлю: планёрки и любые подобные обсуждения без тех, кто зафиксирует результаты и сформирует поручения, проходят мимо. Задачи теряют детали, их по-разному понимают, начинают реализовывать неверно. В лучшем случае мы просто потеряем время, пока кто-то не вернётся к теме, в худшем — кривые задачи доходят до прода.

Дима Ильенков

основатель онлайн-школы для проектных и продуктовых менеджеров PMCLUB

Не нужно избыточно детализировать задачу за исполнителя, даже если кажется, что точно знаете, что делать. В ходе работы могут появиться более удачные решения или неожиданные проблемы. В итоге мы усложним задачу, расписав её пошагово. Оставьте за исполнителем то, как ему работать. Лучше опишите финальный продукт — то, что должен сделать исполнитель.

Иногда задачи ставят в переписке. Возвращаться из раза в раз за описанием задачи в чат или на почту невесело: тратится время, рассеивается внимание. Такая коммуникация подходит лишь для первичных обсуждений. Затем необходимо прописать все детали в удобном для заказчика и исполнителям формате. Например, в брифе, заметке в Notion или Google Docs.

Елена Комарова
основатель коммуникационного агентства GATE

Лучше всего фиксировать договорённости по задачам дважды: сначала ставить задачи в таск-трекере, отмечая исполнителя и прописывая детально содержание, образ результата, дедлайн и промежуточные чек-поинты (если есть), а далее в рамках дейлика.

У нас каждое утро ребята рассказывают, что делали вчера и что планируют делать сегодня — так ответственный за задачу может проконтролировать, что исполнитель её увидел и возьмёт в работу, а также есть возможность сразу задать вопросы и проговорить детали, если задача сложная.

Чтобы зафиксировать задачу, следить за прогрессом и оптимизировать планирование можно воспользоваться нашим таск-трекером Shtab.

Поддерживайте коммуникацию

Опытный менеджер знает, что нельзя дать задание и в дедлайн вернуться за результатом. Так не работает. Правильно поставить задачу — половина успеха, а вторая половина — выстроить коммуникацию с исполнителем.

Даже если вы работаете по спринтам, прогресс по каждому отдельному таску часто остаётся неясным. Как близок сотрудник к завершению задачи? Какие у него возникли проблемы и что нужно предпринять для их решения? Если вы в курсе этих вопросов, то вы сможете лучше контролировать процессы, видеть общую картину и реагировать на изменения.

У нас в Shtab был кейс с одним из разработчиков, который в течение трёх месяцев не делал свою работу. Он сам попросил более серьёзную задачу, чем ему приходилось обычно выполнять, и поплыл на ней. Вместо того, чтобы задать вопросы или сообщить о трудностях, разработчик имитировал деятельность. Менеджеры упустили это, думали о более приоритетных тасках. В итоге — результата нет, нужно начинать заново, а «работу» компания оплачивала все три месяца.

Формат общения тоже важен. Попросить описать прогресс по задаче, спросить о том, есть ли какие-то сложности с выполнением задания лучше, чем просто спросить статус или дёргать с отчётом. В первом случае сотрудник чувствует, что он и его работа важна для компании и при этом не ощущает давления или обезличивания.

Общение заказчика с исполнителем даёт возможность вовремя определить сильные и слабые стороны исполнителя и команды в целом, понять, где можно целей достигать быстрее, а куда выделить больше ресурсов.

Придерживаясь описанных советов, мы смогли организовать прозрачный и понятный для всех рабочий процесс. Да, ошибки всё ещё случаются, но чем больше мы оптимизируем постановку и приём задач, тем эффективнее становится работа в целом. Если вы только в начале пути или всерьёз задумываетесь о внутренних улучшениях, то, возможно, перечисленные советы вам в этом помогут.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Роман Ковалев

Нет ничего круче сообщений с задачами в закрепе в общем чате в Телеге :D

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stikharev
Автор

Задачи в войсах ватсапа *подержи мое пиво*

Ответить
Развернуть ветку
Where Filmed

Х))

Ответить
Развернуть ветку
Адриан Соминский

Это уже классика)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Bovin

от такого у меня начинает дергаться глаз и холодный пот по спине

Ответить
Развернуть ветку
Миша Наумов

.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Filippov

задачи хорошо помогают управлять сотрудниками которые делают механическую работу, вроде сборщиков коробок на конвеере

во всех остальных случаях намного эффективнее описать какие изменения надо получить и в чем их ценность

задачи - друзья продуктивности и враги эффективности

Ответить
Развернуть ветку
Where Filmed

Ну это так не сказать) На заводе нужно сильно править процессы сборки коробок.
А в офисе нужно правильно подходить к каждому сотруднику определять его уровень профессионального развития и правильно ставить задачи и контрольные сроки. Когда начинаешь так делать + соблюдать правила управления проектами, то все двигается гораздо быстрее точнее и результат получается лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stikharev
Автор

Отчасти согласен.
Допустим цель вырасти с 50 до 100млн. Поставим задачу собрать х2 коробок? Или может быть нанять х2 сборщиков? А выдержит конвейер? Что будем делать, если не выйдет?

Описывать изменения с ценностями можно сколько угодно раз, может они кому-то понравятся. А может вы сами о них забудете или в процессе прилетят изменения. Где будем фиксировать изменения? Кто будет превращать изменения в результаты?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Filippov

Результат это и есть количественное или качественное изменение.

Превращать результаты в изменения, это как превращать воду в жидкость

Но в принципе это нормально, 99% людей не понимают разницу между задачей и результатом, хотя все до единого глубоко уверены что понимают

Что до цели вырасти с 50 до 100 млн, то здесь как в парадоксе Бертрана - может быть множество правильных решений. Выдергивать какое-то одно конкретное и обсуждать его, ну, такое. Надо для начало нормально условия сформулировать

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stikharev
Автор

Ловко вы манипулируете цифрами, да еще и парадокс Бертрана пришелся кстати. Значит у вас есть такой огромный рынок в 99%, можно всем продать консультации!

В вашей терминологии (в тч в ваших статьях), задача описывается как «собери коробку». В статье как раз написано про подходы для улучшения эффективности, даже комментарии реальных практиков есть которые что-то реальное делают, а не мифические коробки собирают на конвеерах)

Ответить
Развернуть ветку
Sara Harris

ну конкретно в примерах задачи довольно не примитивные,но при этом все еще требую определенного тз,для хорошего результата

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Прасковьин
во всех остальных случаях намного эффективнее описать какие изменения надо получить и в чем их ценность

Ну для стартапа уровня "3 сотрудника на все" можно согласиться. Что делать тем кто крупнее?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Filippov

Ну в достаточно крупной организации Microsoft в отделе цифровой трансформации компании как-то пользуются подобной сиcтемой, не смотря на весь скепсис коментаторов VC

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Прасковьин
Ну в достаточно крупной организации Microsoft в отделе цифровой трансформации компании как-то пользуются подобной сиcтемой, не смотря на весь скепсис коментаторов VC

Так в корпорации или в одном отделе? А то и вовсе выяснится, если покопать, что даже не в одном отделе, а одной команде одного отдела :)

Ответить
Развернуть ветку
Where Filmed

Вот это действительно! Сам сталкивался не раз, первый способ, чтобы сотрудник начал работать вовремя - это согласовать с ним объем задачи и время ее выполнения! Вот когда он уже согласился на них, т.е. отработал "Измеримость" по смарту, то тогда уже вероятность прокрастинации сильно снижается!

Ответить
Развернуть ветку
Полина Антонова

Нужно заняться поиском таких сотрудников

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stikharev
Автор

Надо 2 головы и пропеллер на спине

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда