Как правильно ставить цели и добиваться результата? Система SMART
Всем привет, я, Николай Подолян, основатель IT-компании PMP_TECH. Мы целенаправленно помогаем бизнесу развиваться в цифровой среде. Выстраиваем стратегии, проводим исследования, разрабатываем, развиваем и поддерживаем цифровые продукты.
Вы, наверное, замечали в лентах социальных сетей много постов с целями на месяц/полгода/год. Я часто встречаю заголовки: 20, 40, 60 и даже 100 целей на год.
Амбициозность — хорошо, но мало кто доходит, действительно, до результата. И дело здесь не в слабой силе воли или не в отсутствие желания человека, а в том, что цели прописаны не корректно и без особого понимания, к чем они приведут.
Конкретика, точность и понимание в постановке целей — ключ к эффективному результату.
Что помогает мне достичь результата? Я опишу на примере целей компании, но Вы можете их адаптировать под себя.
Я действую по системе SMART — эффективная система, которая помогает держать фокус на целях и не уходить в сторону.
Что такое SMART-цели?
SMART — это метод постановки целей. Он позволяет сформулировать реалистичную и измеримую цель, определить сроки и необходимые ресурсы для ее достижения.
Пример цели по SMART:
Сделать редизайн корпоративного сайта с командой к марту 2023 года. Мы, кстати, сейчас делаем шаги в сторону достижения данной цели, но как именно прописать шаги — читайте дальше.
Критерии SMART?
SMART-цель должна быть:
S — Specific — конкретной;
M — Measurable — измеримой;
A — Achievable — достижимой;
R — Relevant — значимой;
T —Time bound — ограниченной во времени.
Давайте, рассмотрим детально каждый критерий SMART.
Specific — конкретная цель:
Цель по SMART должна быть конкретной. Она задает направление работы. Если цель сформулирована не конкретно, то при ее выполнении Вы рискуете прийти не к желаемому результату. Все сотрудники должны одинаково трактовать SMART-цель.
Какие вопросы помогут для постановки конкретной SMART-цели?
— Какого результата хотите достичь с помощью выбранной цели?
— Почему именно эта цель поможет в достижении необходимого результата?
Measurable — измеримая цель:
SMART-цель должна измеряться количественно, чтобы можно было определить, насколько вы приблизились к результату. В противном случае проследить прогресс будет невозможно.
Вопросы для постановки измеримой SMART-цели?
— Как понять, что цель достигнута?
— Над каким показателями необходимо работать, чтобы достигнуть цели?
Achievable or Attainable — достижимая цель:
SMART-цель должна быть достижимой. Должна открывать новые возможности, но при этом SMART-цель должна быть достаточно амбициозной и не слишком простой для достижения. Необходимо соблюдать баланс.
Какие вопросы помогут для постановки достижимой SMART-цели:
— Реально ли добиться этой цели в установленные сроки?
— Что может помешать достижению результата?
— Опыта и знаний команды достаточно для выполнения цели?
Relevant — значимая цель:
SMART-цель должна соответствовать потребностям компании и трендам. Важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач.
Вопросы для постановки значимой SMART-цели?
— Какие преимущества получит компания после достижения цели?
— Выбранная цель соответствует стратегии компании?
— Что произойдет, если цель не будет достигнута?
Time bound — ограниченная во времени цель:
Оптимальный срок достижения SMART-цели — три месяца, полгода или год. Более длительный срок может расфокусировать команду. Если цель выбрана на три года, часть сотрудников забудет о ней, а сама цель потеряет актуальность.
Цель с конкретным дедлайном помогает определить ход работы команд и спланировать задачи на установленный период.
Поэтому, помните:
Декомпозируйте долгосрочные цели — если дедлайн цели больше трех месяцев, определите промежуточные этапы. Они помогают контролировать прогресс.
Вопросы для постановки ограниченной во времени SMART-цели:
— Сколько понадобится времени, чтобы достигнуть цели?
— На какие промежуточные этапы цель будет разбита?
А как Вы ставите цели? Делитесь своим опытом в комментариях.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал. Там я делюсь анонсами своих подкастов, крутыми инсайтами, новостями и фейлами.
Тыщу раз слышал о таком методе, но тут всё довольно хорошо расписано и без воды, что очень радует. Такое и почитать не грех 😄😄
Действительно, написано отлично!
Чтобы цели, поставленные по этому методу не терялись в потоке сообщений в мессенджере или в ежедневнике, мы своим клиентам советуем использовать наш собственный планировщик. Можно поставить в одно движение поставить четкую цель по методу SMART и определить для нее сроки)
Спасибо! Все верно)
Забираю в копилку, чтобы использовать. Очень нужная вещь!