Отношения с работой на расстоянии: разговор о тревожном на удаленке

Коллеги-удаленщики, убирайте крошки из постели и принимайте вертикальное положение – вот вам душеспасительная статья! Если серьезно, я хочу поговорить не о бытовых проблемах удаленки (треники, затворничество, переедание), а о душевных – о них говорят сильно реже и меньше, но значение они имеют огромное. Получился немного беспокойный текст, но я удаленщица, мне можно. Присоединяйтесь к разговору в комментариях, если у вас тоже наболело.

Отношения с работой на расстоянии: разговор о тревожном на удаленке

Скажу сразу: если у меня спросят, нравится ли мне на удаленке, я отвечу: «в основном, да». Про все «но» рассказываю дальше.

Проблема пространств и границ: рабочее и личное

В этом разделе я буду частично пересказывать статью Джастина Смита о том, как удаленка вынуждает нас делиться приватностью. Она очень созвучна моим мыслям и ощущениям: проблема пространства для меня не про то, где найти стол и стул. Меня беспокоит, что удаленка в каком-то смысле стирает грань между личной и социальной жизнью.

Наверняка, вы слышали о ситуациях, когда после рабочих скайп коллов люди забывали отключиться и совершали интимные действия, не подозревая, что они все еще в звонке. Можно тысячу раз говорить о халатности таких работников, но факт остается фактом: когда мы работаем из дома, мы не только на работе, мы еще и дома. Это важную мысль я хочу обсудить подробнее.

Если человек работает в офисе, его жизнь подчинена регулированию, контролю и расписанию, которое он обязуется исполнять. Удаленщики тоже подчинены распорядку (как минимум, рабочему расписанию) пусть и в меньшей степени. Получается, что наше домашнее пространство, наш внешний вид и наше поведение дома преобразованы в соответствии с рабочими требованиями. Эта мысль не очень приятно звучит, но ее придется просто принять – на этом временном отрезке мы ничего с этим не сделаем.

В России, насколько я понимаю, это не очень распространено (поправьте, если ошибаюсь), но есть зарубежные компании, которые обязуют своих сотрудников во время созвонов носить дресс-код. Наверное, у каждого удаленщика в биографии есть эпизод, когда во время видеоконференции он в рубашке и в трусах опасался забыться и встать со стула, продемонстрировав коллегам нижнее белье. Честно говоря, мне даже такое снилось. Получается, что пространство, в котором мы привыкли чувствовать себя комфортно и расслабленно, берет на себя функции рабочего места и перестает быть на сто процентов безопасным.

Отношения с работой на расстоянии: разговор о тревожном на удаленке

Джастин Смит утверждает, что это давление со стороны социально-экономической стороны жизни заставляет нас подавлять и даже наказывать нашу личную и человеческую грань. Он идет дальше и утверждает, что никогда еще враждебность работы по отношению к человеку не была так очевидна. Я в этом смысле не так категорична, но понимаю, что для меня часто рабочее приоритетно над личным. И это вызывает некоторый дискомфорт.

Если границы стерлись, их надо заново очертить – это тот случай, когда на ментальное можно воздействовать через физическое. Расскажу, как помочь разуму отличить личное от рабочего:

  • Отдельное рабочее пространство в доме. Очень хорошо, если за ним не учат уроки ваши дети и не дремлют после вечерней трапезы коты. Оно принадлежит только вам, утром там все будет так, как вы вечером оставили. И во время скайп коллов вы будете уверены, что в видео не попадет ничего лишнего.
  • Желательно, чтобы вашим рабочим компьютером пользовались только вы, а не все члены семьи. Если совместное использование неизбежно, запаролите все рабочие программы.
  • Разные аккаунты для работы и личного. Нужно развести аккаунты, чтобы не получилось так, что вы выкладываете товары на Авито с рабочего профиля.
  • Временные границы. Советую придерживаться рабочего расписания – это держит в тонусе и помогает избежать переработок.
  • Простые, но важные советы про проснуться, улыбнуться, умыться и почистить зубы.
  • Планирование – очень важная часть процесса. Я сама себе делаю доску задач на сегодня и стараюсь их выполнять. Если что-то не успела, переношу задачу на завтра. Не отменяю рабочие звонки и стараюсь всегда быть на связи и оперативно отвечать на сообщения от коллег.
Каждое утро я составляю план работ. Можно это организовать более элегантно, но мне и так подходит.
Каждое утро я составляю план работ. Можно это организовать более элегантно, но мне и так подходит.

Для меня зонирование (пространственное и временное) стало важной частью формирования границ. Придерживаться собственных правил не всегда просто, но я стараюсь.

Осложнение коммуникации

Если вы когда-то работали в офисе, то понимаете, что там все двигается по своим внутренним законам: есть свои мемы, традиции, сформировавшиеся отношения. Все знают, кто трудится, как пчелка, а кто любит переложить работу на другого. В офисе есть общность людей – не все они без ума друг от друга, но у них есть понимание этой общности, они одна команда. Они ходят вместе на обеды и поздравляют друг друга с праздниками. Про беседы в курилке я вообще не говорю – это отдельный жанр) Итог – они друг другу сочувствуют и сопереживают.

Удаленщики – это другое. Даже общие мемные чаты, созвоны, планерки не смогут сделать их такой же равноправной частью коллектива. Их никто не знает толком, они не крутят шампур рядом с коллегами на корпоративе и не одалживают 300 рублей до завтра. Со стороны самого удаленщика ситуация такая же – коллеги могут казаться ему посторонними людьми, которые иногда стучатся в чат. И вот ты смотришь на сообщение от коллеги и не понятно: он тут с сарказмом говорит, а здесь, видимо, недоволен?

Я думаю, многие хотя бы однажды в ответ на многословное сообщение получали лаконичное «Ок.» И начинали ковыряться: почему ответ такой короткий, что значит эта точка, почему не «оки» или не «окей» – и в таком духе.

Удаленная коммуникация осложняется тем, что обе стороны наделяют сообщения друг друга эмоциями, которые часто оказываются ошибочными. Есть исследование, которое показывает, что мы склонны наделять комментарии людей в интернете более сильной эмоциональной окраской, чем следует. Избежать неверных интерпретаций сложно, если у вас мало информации о собеседнике. Вы заполняете эти пустоты так, как подсказывает вам опыт и контекст коммуникации.

Что может влиять на интерпретацию входящих сообщений:

  • Иерархия. Сообщения от руководства всегда воспринимаются в более негативном ключе.
  • Контекст отношений. Письма от старых знакомых мы трактуем как более лояльные, а от малознакомых людей, наоборот, как менее дружелюбные.
  • Особенности читающего. Если вы тревожная личность, добро пожаловать в клуб.

Я выработала несколько техник, которые помогают мне избежать неправильной интерпретации чужих писем и в целом чувствовать себя комфортно в удаленных коммуникациях:

  • не вписываю в сообщения свои ожидания и представления. Стараюсь узреть намерение автора объективно и независимо;
  • не пытаюсь набиваться в друзья, быть на одной волне, сыпать шутками. Общаюсь доброжелательно и вежливо – этого достаточно;
  • если мне кажется, что собеседник ко мне снисходителен или саркастичен, спокойно и вежливо спрашиваю об этом напрямую. Так получается показать, что я отстаиваю границы и выясняю истинное намерение собеседника.
Эмоциональный разговор стараюсь перевести в конструктивный. 
Эмоциональный разговор стараюсь перевести в конструктивный. 

У работы на удаленке есть свои преимущества: вы сидите одна в своем самодельном офисе и можете внимательно подумать, как лучше ответить на сообщение. Даже прошептанные ругательства не испортят ситуацию. При личном контакте это опция недоступна.

Важная ремарка: замалчивать проблемы не стоит – негатив будет копиться и всё портить. Здесь мы говорим о балансе: с одной стороны важно быть прямолинейной в удаленных коммуникациях, а с другой – не ссориться. Многие воспринимают прямолинейность как хамство, хотя это не всегда одно и то же. Если вы тактичны и стараетесь понять собеседника, прямолинейность пойдет на пользу обоим.

Я всегда настраиваю себя так: мы с коллегой делаем одно дело, преследуем общую цель. Поэтому любую критику стараюсь воспринимать как возможность для улучшения своей работы.

Автономность и принадлежность

У человека есть две критически важные социальные потребности: в автономии и принадлежности. Обе эти потребности офисный работник удовлетворяет, особо не прилагая усилий. А у удаленного сотрудника происходит перераспределение: много автономности, мало принадлежности. И из-за этого начинаются проблемы.

Отношения с работой на расстоянии: разговор о тревожном на удаленке

По моему глубокому убеждению, сложно испытывать теплые чувства к абстрактным бренду или компании, если это, конечно, не твой бизнес. Везде и всегда важны люди и общие цели. Поэтому нужен грамотный и тщательный онбординг удаленного сотрудника – такой, чтобы у него расцвела принадлежность.

Сделаю небольшой чек-лист с самыми важными пунктами того, что нужно учесть при найме удаленного сотрудника:

  • Знакомство с командой. Проще всего сделать общий видеозвонок на полчаса, чтобы все могли познакомиться. Я предпочитаю первый раз созвониться с видео, чтобы знакомство было максимально похоже на личное.
  • Памятка о том, кто есть кто. У нас в SEMANTICA есть страничка на корпоративном сайте со всеми коллегами и их должностями. Она много раз меня выручала.
  • Инструкции по работе. Проще всего собрать материалы в одной задаче и направить ее удаленному сотруднику. Потом лучше снова созвониться и обсудить их в разговоре.
  • Еще одна инструкция о том, к кому обращаться в случае вопросов и проблем. Некоторые люди стесняются спрашивать, им будет проще задать вопрос специально отведенному для этого человеку.
  • Прочные профессиональные отношения основаны на честной обратной связи. В первые месяцы работы удаленному сотруднику очень важно ее получать!

Чтобы сотрудник чувствовал себя частью команды, нужна позитивная корпоративная культура. Она формируется не регламентами, а взаимодействиями. В ней приоритет отдается поддержке сотрудников на всех уровнях, поощряется уважение и доверие и исключены борьба за власть и внутренние распри. Такой культуре свойственно:

  • Понимание своей роли и обязанностей.
  • Прозрачная и не давящая иерархия подчинения.
  • Нормальное отношение к ошибкам, взаимопомощь.
  • Понимание, что каждый может предлагать новое, улучшать процессы.
  • Поощрения за инициативность.
  • Понимание личной ответственности за работу.
  • Возможность реализовать амбиции и творческие идеи.

Всё это нужно, чтобы сформировать устойчивую команду людей, понимающих ценность своего личного вклада в общее дело. Снизу построить такую культуру не получится, но запрос на ее формирование вполне может исходить от исполнителей к руководству.

Оценка своей работы

Многие специалисты на удаленке не могут нормально оценивать себя (например, я). Видимо, дело в том, что удаленный сотрудник работает отдельно от коллег, он не может сравнить свою работу с другими. Это размывает критерии оценки и создает иллюзию, что вот есть работа компании, а есть ты – где-то неподалеку, но на периферии. Получается, что если вам не выдают золотых звездочек и не хвалят на общих планерках, не ясно, как руководство оценивает вашу работу.

Когда вас настигают такие переживания, делайте, как я: вспомните безоблачное время работы в офисе. Вас там часто хвалили, благодарили, выделяли? Скорее всего, нет. Критиковали, наверное, чаще? Мне это кажется логичным: если сотрудник ошибается, это влияет на прогресс компании, поэтому критику сообщают незамедлительно. А вместо благодарностей вам платят зарплату. И пока вам ее платят, все в порядке.

Но и обратная связь важна – если вам ее не дают, просите. Я бы сказала, что запрос фидбека – это вопрос восходящий, а не нисходящий, т.е он должен исходить от сотрудника. Договоритесь о формате и частоте – так, чтобы это было удобно всем. Мне это кажется важным по двум причинам:

  • лечит от страха проявлять инициативу. Если все время сидеть один на один со своими задачами и не понимать, насколько ты хороша, однажды появится страх предлагать что-то новое. Еще одна ваша работа – не дать этому случиться, потому что вместе с этим придет выгорание;
  • помогает понимать личный прогресс и свой вклад. Не перестану говорить, что человеку важно чувствовать собственную ценность – это лучший мотиватор.

Еще здесь пригодится Agile. Подробно про эту методологию можно почитать в нашем блоге. Если ваша компания не работает по скраму или канбану, вы можете взять лучшее – ретроспективу и канбан-доску.

  • Ретро – это когда вы с командой инспектируете работу за определенный период. Обсуждаете, что получилось и что можно улучшить. В чем ценность: у людей есть понимание объемов выполненных работ, вклада каждого участника и прогресса.
  • Канбан-доска – визуальное представление задач: выполненных, в работе и предстоящих. С ней понятно, кто и чем занимается, какими темпами движется работа. Сотрудники более грамотно распределяют свое время и усилия, понимают приоритетность задач. Доска помогает объемно увидеть проект и себя в нем.

Опыт важнее рабочего места

Вообще-то удаленный формат работы – хорошо забытое старое. Лев Толстой писал, лежа в постели, а у А.С. Пушкина был специальный рабочий кабинет дома. Удаленку придумали какие-то люди задолго до нас, а у нас есть возможность сделать ее максимально комфортной. Но для этого (как и для всего хорошего) нужно приложить усилия. Я уверена, что опыт взаимодействия с коллегами и позитивная корпоративная культура важнее, чем рабочее место.

Албегова Маша
редактор блога
66
8 комментариев

Очень полезная статья, много думала про фидбек о работе, но строгой идеи попросить о нем не сформулировала. И ещё - круто рассказываешь про отношения с коллективом, полное попадание.

1
Ответить

Спасибо, очень старалась )

1
Ответить

Хорошая попытка пропиарить езду до офиса по пробкам, но нет )

Ответить

Согласен, если уж страдать - то лучше дома

1
Ответить

согласны, в пробках мало приятного! но статья про то, как заботиться о себе на удаленке )

Ответить

Классная статья! По этой теме именно с такого ракурса почти не встречаю материалов. Я бы еще добавила в качестве проблемы то, что домочадцы (особенно дети) не воспринимают удаленку как занятость, ты же дома, поэтому сгоняй в магаз и приготовь ужин.

Согласна, что удаленщик никогда не вольется в коллектив так, как офисный сотрудник, это необходимо признать.

Про корпоративную культуру тоже в точку. На моей прошлой работе была хорошая пятничная традиция, когда все желающие присылали в рабочий чатик слова благодарности коллегам. Не дежурно, а за конкретную помощь или круто сделанную работу. Это очень мотивировало и вдохновляло.

Ответить